На дворе конец 2010-х: интернет окончательно захватил мир - в том числе музыкальный мир. Однако с годами набирает силу не только технический прогресс, но и ностальгия по прошлому. Сейчас на пике популярности 1980-е и 1990-е: люди интересуются не только фильмами, песнями и модой тех времен, но и другими вещами. Одна из них - магнитофонные кассеты, бывшие тогда основным музыкальным форматом. В последние пару лет спрос на них существенно возрос - как на Западе, так и в России. Soyuz.ru решил подробно изучить этот феномен.
Мы живем в удивительную эпоху: чтобы послушать музыку, ее уже даже не надо загружать на устройство. Достаточно просто подключить стриминг-сервис и нажать на кнопку - и можно выбрать практически любого исполнителя, альбом или песню. Прослушивания на Spotify, Apple Music, Deezer и Яндекс-Музыке растут, а продажи в iTunes падают - да настолько, что компания Apple всерьез подумывает о закрытии магазина.
Казалось бы, физические носители должны, по идее, и вовсе умереть. Зачем идти в магазин за диском, пластинкой или кассетой, если все любимые песни можно найти одним кликом мышки? Однако музыка на физических носителях продолжает находить своих покупателей - пусть их число пока и невелико.
Существует устоявшийся стереотип, что среди меломанов наибольшей популярностью пользуется виниловые пластинки. Действительно, за последние десять лет продажи винила сильно подскочили: в 2017 году в США, по оценке агентства Nielsen, было продано 14 миллионов пластинок (против 1 миллиона в 2007-м). Но на самом же деле охотнее всего люди по-прежнему покупают компакт-диски. 90% продаж физических носителей приходится именно на них.
При всем этом в последние несколько лет наблюдается неожиданное возрождение интереса к, казалось бы, окончательно забытому формату - магнитофонным кассетам. По данным Nielsen, взрыв интереса к ним произошел в 2016 году, когда продажи возросли на 74% по сравнению с предыдущим 2015-м. В 2017-м рост спроса продолжился - количество проданных кассет увеличилось на 35% по сравнению с 2016-м. Показатель 2017-го - самый высокий за последние пять лет.
Возможно, что все как раз пять лет назад и началось. В 2013 году в Британии был изобретён специальный праздник - День кассетного магазина (Cassette Store Day) по аналогии с Record Store Day (День музыкального магазина), придуманного пятью годами ранее - в 2008-м. День кассетного магазина отмечается 8 октября, и некоторые записи были специально выпущены к этой дате. В 2013 году ими стали альбомы групп Fucked Up и Fair Ohs, а также переиздания записей The Flaming Lips, At The Drive-In и HAIM. Идею праздника подали несколько звукозаписывающих компаний из Великобритании - Sexbeat Records, Suplex Cassettes и Kissability. По словам диджея BBC Radio 1 Джен Лонг, основная цель Cassette Store Day (несмотря на название) - поддержка кассет, а не торговых точек. Кроме выпуска эксклюзивных альбомов, 8 октября в музыкальных магазинах (включая лондонский Rough Trade) проходят выступления музыкантов. В 2016 году День кассетного магазина стали отмечать не только в Британии и США, но и в Австралии, Новой Зеландии, Франции, Германии и Японии. Кассеты можно приобрести не только непосредственно в магазинах, но также заказать по интернету.
В 2014-м компания National Audio, крупнейший американский производитель кассет, заявила о рекордном спросе на свою продукцию. По словам президента National Audio Стивена Степпа, за 2014 год им удалось продать десять миллионов кассет и он стал самым финансово успешным годом для фирмы за несколько десятков лет. В качестве причины всплеска популярности Степп назвал возвращение моды на ретро и приятный аналоговый звук, привлекающий независимых исполнителей.
Наибольшую популярность среди кассет завоевали саундтреки: сборник песен к фильму «Стражи галактики» был продан тиражом в 39 тысяч копий за прошлый год, а музыка из сериала «Очень странные дела» разошлась 3-тысячным тиражом. Лидерство «Стражей галактики» более чем объяснимо - кассетный плеер главного героя играет не последнюю роль в сюжете фильма, его даже можно назвать персонажем картины. Среди музыкальных альбомов наибольшим спросом пользовались “Purple Rain” Принса, “The Eminem Show” Эминема, “Nevermind” Nirvana, “Yeezus” Канье Уэста и “Blurryface” Twenty One Pilots. И если большинство альбомов из списка - культовые и знаковые, то “The Eminem Show” стоит особняком - это не самый известный и успешный альбом Эминема. В чем же причина его внезапной популярности? Все просто: 31 марта 2017 года запись была перевыпущена на кассете, а поклонников у Эминема очень много. Приобрести ее можно было (и можно сейчас) на официальном сайте исполнителя. Годом ранее было выпущено переиздание “The Slim Shady LP”, разошедшееся тиражом в 3000 копий.
Но это все о Западе. А что происходит в России? Выпускают ли у нас кассеты? Да. Один из самых известных лейблов - Full Of Nothing из Карелии. По словам его основателя Ивана Афанасьева, он вдохновлялся психоделическими сценами США и Финляндии. Full Of Nothing выпускает записи таких исполнителей, как Moa Pillar и Love Cult. Другой российский лейбл, занимающийся выпуском кассет, - столичный Hyperboloid, созданный Сергеем Сабуровым. На Hyperboloid издаются Pixelord и Summer Of Haze. И Сергей, и Иван считают, что интерес к кассетам в основном проявляют меломаны, музыкальные фетишисты, коллекционеры. А вот насчет будущего их мнения разнятся. Афанасьев думает, что в ближайшее время у кассет будут уверенные и ровные продажи, а потом формат отомрет. Сабуров же полагает, что бум на кассеты спадет, однако в своей нише спрос останется. По мнению основателя красноярского лейбла Klammklang Станислава Шарифуллина, кассеты - это новый панк. Ведь на кассетах можно выпустить самую необычную музыку, которую больше нигде не услышишь. Формата у Klammklang нет - как говорит Станислав, выпускать на нем можно что угодно.
Популярные российские исполнители также обратили внимание на растущий спрос на кассеты. Недавний альбом «Алисы» «Эксцесс» был выпущен на кассетах ограниченным тиражом с тремя разными вариантами оформления в разных цветах. При этом изначально кассеты задумывались просто как фишка и не ожидалось хита. Изначальный тираж составлял по 50 копий, выпущенных в коробках двух цветов, однако спрос оказался настолько высоким, что Soyuz Music пришлось допечатывать дополнительный тираж. «Эксцесс» стал не просто хитом: многие поклонники группы брали сразу два или все три варианта – для коллекции. После успеха «Эксцесса» Soyuz Music выпустили еще несколько альбомов на кассетах - в частности, новые релизы от групп Louna и «Тараканы!». Производством кассет занималась петербургская фирма GoTape.
Читайте также: 10 забытых аудионосителей
Soyuz.Ru пообщался с основателями GoTape Максимом Ивановым и Ильей Квасовым.
«Людям вообще нравится олдскул, - говорит Иванов. - Кассеты - на самом деле прекрасный пример».
«С винилом точно такая же история происходила в своё время. Когда вы приобретаете диски, пластинки или кассеты это один из способов поддержать артиста и ассоциироваться с ним. Характерный звук пленки из кассеты, меньшая себестоимость в сравнении с винилом и CD, и конечно народная любовь поколений 80-х-90-х сделали своё дело. Людям это интересно. Думаю, что в ближайшие годы темпы продаж в мире будут и дальше увеличиваться».
«Не все артисты готовы выпускать кассеты, - продолжает Максим. - У многих даже остались нереализованные экземпляры в закрытых коробках. Большим артистам кассеты неинтересны экономически, а группы, которые сегодня выступают в клубах, формируя настоящую независимую музыкальную сцену, вполне заинтересованы в таком формате из-за его крутости и хороших ностальгических ассоциаций. На самом деле перспективы будут хорошие, если в России и дальше будет происходить музыкальная эволюция, а интерес слушателей расти.
Что насчет «Алисы»? Думаю, для армии их поклонников в 2017 году такая вещь как кассета с последним альбомом группы, выпущенная ограниченным тиражом и сделанная по сути ручным трудом - безусловный предмет обожания и хотения, отсюда и возникший интерес».
А вот мнение Ильи Квасова:
«Возвращение кассет я бы связал с усталостью публики от бездушных интернет-релизов, когда, роясь в несметных гигабайтах информации, человек забывает, что он хотел найти изначально».
«Для группы, издающей кассеты, мне кажется, важно то, что если человек купил кассету, то он ее послушает полностью от начала до конца и не будет отвлекаться на случайно выплывшие видео. Ну и ностальгия, конечно. Для многих людей все лучшие открытия в музыке связаны с кассетами».
А что думает Илья о других физических форматах? «CD по каким-то причинам отошел на второй план - то ли из-за недолговечности, то ли из-за отказа производителей компьютеров от использования оптических приводов. Винил? Конечно, все хотят винил, но издавать его дорого, нужно делать большой тираж и заказывать его где-то за рубежом. Хотя качество звучания винила не сильно опережает кассету, особенно если винил находится в постоянном прослушивании».
Но не забывайте - рынок кассет пока что носит сугубо нишевый характер. О полноценном возвращении говорить рано. За 2017 год, согласно данным Nielsen, в США всего было продано 174 000 кассет. Для сравнения: цифровые продажи шестого альбома Тейлор Свифт “reputation” только за первую неделю превысили миллион копий (кстати, на кассетах он тоже был выпущен). То есть недельные показатели одного цифрового альбома в несколько раз больше, чем годовые показатели всех записей, проданных на кассетах. По данным BuzzAngle Music, число проданных физических носителей в США уменьшилось в 2017 году с 89,4 млн до 83,2 млн. И кассеты среди них составляют 0,17%. Что будет дальше? Поживём – увидим.