Эксперты уже взволнованы и озабочены: в марте наши столицы ожидает такое количество рок-концертов во всех стилях и субстилях, что посещение их всех даже чисто по рабочей необходимости будет представлять собой изрядный подвиг. Аналогичная картина и в тяжёлых субстилях: не всякий месяц нам доводится присутствовать на выставке инструментального гитарного героизма или рубиться на выступлении лучших имён мирового трэш-метала. Или, напротив, веселиться под звуки не самого серьёзного хэви-свинга или оригинального фолк-метала… На сей раз март оказывается не только первым месяцем весны, но и символом разнообразия в музыке хард-н-хэви на концертных площадках России.
Katatonia
Москва – 1 марта, “ZIL Arena”,
Санкт-Петербург – 2 марта, “Aurora Hall”
Шведская группа Katatonia стала фактически одним из тех экстремальных коллективов, что получили хороший промоушн в России за счёт кассетного тэйп-трейдинга ещё в середине 90-х, поэтому мартовские концерты группы оказываются явлением более чем долгожданным для слушателей самых разных возрастов и вкусов. Однако Katatonia – это не просто громкое имя условно былого, но и состав, никогда не чуравшийся содержательных экспериментов в тяжёлой музыке: состав начинал свой путь в рок-музыке с назойливого стандартного дес-метала, однако же под именем Melancholium. И можно смело сказать, что именно такое почти забытое название состава абсолютно соответствует музыкальному материалу, исполняемому группой на своём последнем альбоме “The Fall Of Hearts” (2016). И если вы не знаете, что из себя представляют скандинавские пост-металлические фантазии на тему «Pink Floyd заблудился в тундре», то вам без этого концерта не прожить. Конечно, ныне Katatonia исполняет и материал из тех времен, когда стихией коллектива был монументальный дум-дес, но музыканты ныне приводят его звучание в соответствие со своими современными воззрениями.
Eluveitie
Москва – 2 марта, «ГлавClub»,
Санкт-Петербург – 3 марта, «Aurora Hall»
На отечественных профильных сайтах это мини-турне швейцарского состава подаётся как «главное фолк-событие весны». Фолк-событие? Ну как же, раз у группы Eluveitie на сцене девять человек, а в инструментарии присутствуют скрипка, флейты, волынка и даже колёсная лира, то ярлык «фолк» приходит на ум первым делом. Но не всё так просто – значительную долю фолка в творчестве Eluveitie никто не отменял, благо от этих бойких песен ноги сами пускаются в пляс, но секрет успеха коллектива всё же в уникальном синтезе именно фолка и шведского мелодического дес-метала гётебургской модели. Последний студийный альбом группы “Evocation II: Pantheon” (2017) наглядно продемонстрировал превращение эдакого зажигателного сплава во вполне себе самостоятельный субстиль, и есть сильное подозрение, что с очередным альбомом, над которым группа уже начала работу, музыканты прорвутся если не в звёзды нелёгкой сцены, то уж наверняка в мэйнстрим. И уверенно потеснят там пресноватые и уже несколько поднадоевшие всем немецкие составы «с плясками и дудками».
Black Label Society
Екатеринбург – 3 марта, “Teleclub”,
Москва – 4 марта, «ГлавClub»,
Санкт-Петербург – 5 марта, клуб «Космонавт»
Гитарист и вокалист Закк Уайлд (Zakk Wylde) – это прежде всего музыкант, вот уже почти 30 лет, пусть даже и с перерывами, сотрудничающий с Оззи Осборном (Ozzy Osbourne) то в студии, то на концертах, а то и там, и там. А вот его авторский материал для собственного состава Black Label Society не сильно похож на номера, создаваемые им в компании Оззи – в нём прослеживаются серьёзные параллели с классикой Black Sabbath первой трети 70-х. Такова же и программа десятого студийного альбома Black Label Society “Grimmest Hits” (это не сборник!), вышедшего в свет 19 января, и промоушну которого как раз и будет посвящен данный концерт. А коль скоро мэйнстримовые СМИ вряд ли даже догадываются о том, кто такой Закк Уайлд – что с Оззи, что в одиночестве – то на концерте следует ожидать тех слушателей, которые точно знают, что это за группа Black Label Society и чего от неё ждать.
Cradle Of Filth
Москва – 9 марта, “Red Club”
Цирк ужасов опять приезжает в город! Понятно, что за четвертьвековую историю состав мрачного юмориста Дэни Филта (Dani Filth) превратился в андерграундную институцию не хуже, чем Kiss в рок-мэйнстриме – и всё же слушать эти Мрачные Симфонии и Увертюры Отчаяния, приправленные Страшными Воплями, по-прежнему увлекательно. Прежде всего потому, что последний, прошлогодний альбом Cradle Of Filth “Cryptoriana – The Seductiveness Of Decay” еще дальше сместил аранжировочную составляющую материала в сторону дальнейшей симфонизации. И главное – когда и где вы увидите сборище совершенно взрослых музыкантов, столь откровенно валяющих дурака с серьёзным бюджетом хотя бы на сценические костюмы? При все полной ожидаемости сценического шоу и плохой различаемостью песенного материала в живом исполнении, Дэни и его коллеги давным-давно переплюнули своих неявных учителей из Venom, также больших любителей публично заклепаться, вывалить язык и вытаращить глаза. За эту глупую предсказумость мы и любим Cradle Of Filth, а если кто относится к творчеству состава с недетской серьёзностью, также вряд ли будет разочарован концертом.
Wintersun
Санкт-Петербург – 10 марта, клуб «Зал ожидания»,
Москва – 11 марта, “ZIL Arena”
У нас часто любят писать о «культовых событиях» или «культовых концертах», совершенно забывая объяснить – а почему, собственно, они культовые, и тем самым попадая пальцем в небо. Но первые выступления в России певца, композитора и исполнителя Яри Мяенпя (Jari Mäenpää – экс-Ensiferum) совершенно справедливо заслуживают именно такого определения. Ведь проект Яри Wintersun, превратившийся в его главное дело жизни ещё в 2004 году – не из тех составов, которые часто балуют поклонников своими выступлениями. А в этот раз всё будет ещё необычнее – музыкант и его коллеги представляют слушателю концертную программу, основанную на материале третьего альбома Wintersun “ The Forest Seasons” (2017), своего рода экстремальной авторской интерпертации «Времён года» Антонио Вивальди. О прочих деталях концертной программы пока умалчивается, однако очевидно, что дело не обойдётся без более простого песенноориентированного материала с безымянного альбома проекта (2004). Всё это в сумме с известной загадочностью Wintersun как проекта и его концепции – очень сильный стимул к посещению концерта.
Evanescence
Москва – 12 марта, “Crocus City Hall”,
Санкт-Петербург – 15 марта, ДС «Юбилейный»
Называть современную инкарнацию американской группы Evanescence металлистами, даже пусть готик-поп-металлистами – это довольно сильное преувеличение. Тем не менее, коли состав певицы и пианистки Эми Ли (Amy Lee) популярен и у нас в России, и во всём мире благодаря хитам с альбома “Fallen” (2003), то пусть определение остаётся с группой. Сейчас Evanescence находится в турне в поддержку своего последнего и в известной мере провокативного альбома “Synthesis” (2017), представляющего старый материал в переложении для оркестра и электроники, и потому выступает исключительно под аккомпанемент симфонических оркестров. Наши столицы исключением не станут, но вряд ли такой творческий подход повлияет на заполняемость залов и на сверхтрепетное отношение преимущественно женской аудитории к монументально-душещипательномым песням, обретшим теперь в новых аранжировках истинно вагнерианский размах. Романтика, знаете ли, она и не такая бывает.
Читайте также: 11 интересных фактов об новом альбоме Evanescence “Synthesis”
G3
Москва – 16 марта, “Crocus City Hall”
Сама идея концертного проекта G3 гитариста-виртуоза Джо Сатриани (Joe Satriani) сводится к тому, что от каждого его турне надо ждать интересных неожиданностей и событий, которые действительно случаются первый и единственный раз в музыкальной жизни. То же и сейчас: Джо уже выступал в составе G3 и с Джоном Петруччи (John Petrucci) из Dream Theater, и с Ули Йоном Ротом (Uli Jon Roth – экс-Scorpions), но одновременно с ними двумя он выходит на сцену в первый раз, тем более в Москве. Конечно, все три музыканта уже бывали в России, но Джон и Ули – исключительно в составе вокальных групп. Ну и как избавиться от ощущения, что на сей раз на сцену выйдут представители сразу трёх поколений музыкантов-виртуозов – отцов (Ули), учителей (Джо) и учеников (Джон). И если мы говорим о «моменте гитаризма образца 2018 года» – то данный концерт именно им и будет являться. Ведь наверняка нас сперва ждут выступления трёх гитаристов по отдельности с собственными аккомпанирующими составами, а финальной и самой интересной частью концерта окажется джем-сейшн всех виртуозов.
Читайте также: Джо Сатриани “What Happens Next”: Вперед, в прошлое!
Diablo Swing Orchestra
Санкт-Петербург – 16 марта, «Aurora Hall»,
Москва – 17 марта, “ZIL Arena”
Шведская группа с самого момента своего возникновения в 2003 году именовала себя не иначе как авангардным хэви-составом, но отечественному слушателю она сразу же пришлась по вкусу вовсе не каким-то там наспех придуманным и на самом деле не существующим в жизни авангардизмом. Тяжелые гитары, разумное использование женского вокала, общий несерьёзный настрой материала хотя бы на уровне названий альбомов и треков и назойливые свинговые ходы – словом, всё, что нужно трудящемуся человеку в пятницу и даже в субботу вечером. Даже притом, что Diablo Swing Orchestra никогда не были в России фаворитами не то что мэйнстримовых, а даже и условно профильных СМИ, успех их выступлений вечно превосходил все ожидания. Новейший альбом “Pacifisticuffs”, вышедший в свет в декабре прошлого года, продемонстрировал усиление невероятной музыкальной эклектики – теперь в арсенал «дьявольских свингеров» органично вписались элементы диско, музыки ска и того, что за неимением более внятной классификации следует назвать ретро-обращением к наследию советских ВИА (вокально-инструментальных ансамблей) 70-х. Что ж, творчество Diablo Swing Orchestra преобладает черты окончательной неотразимости для нашего слушателя – и потому нет оснований сомневаться в успехе этой пары концертов.
Testament / Annihilator / Lost Society
Санкт-Петербург – 23 марта, “А2 Green Concert”,
Москва – 24 марта, «ГлавClub»
Классический трэш-метал в России знают и любят, посему неудивительно, что все три группы, включая финскую надежду субстиля Lost Society, выступают в России далеко не в первый раз. А про Testament и Annihilator что и говорить – их имена священны для всякого любителя музыки позверее и подинамичнее вот уж 30 лет кряду. Но главное в том, что перед нами первый пример тройного трэш-удара по столицам – воистину такого не упомнят старожилы, а ближайшим аналогом такого трэш-металлического мини-фестиваля является выступление тех же Annihilator в компании с Overkill еще в ДК им. Горбунова в уже далёком 2000 году. Что ещё более отрадно – и Testament, и Annihilator этим турне поддерживают альбомы, которые стали их лучшими работами за много-много лет. Относительно недавно вышедший альбом Annihilator “For The Demented” провозглашается лучшей работой канадцев чуть ли не со времён “Never, Neverland” (1990), а последняя работа виртуозов Testament “Brotherhood Of The Snake” (2016) была признана профильными СМИ лучшим трэш-альбомом позапрошлого года – это, заметьте, при жесточайшей конкуренции со стороны Metallica. А если прибавить, что в составе Testament вы услышите лучшую трэш-металлическую секцию всех времён и народов – бас-гитариста Стива ДиДжорджио (Steve DiGeorgio – экс-Sadus) и барабанщика Джина Хоглана (Gene Hoglan – экс-Strapping Young Lad, Death и Dark Angel), то посещение шоу становится обязательным не то что для трэш-металлиста. Но и для всякого неравнодушного инструменталиста.
Кипелов
Москва – 23 марта, “Crocus City Hall”
Не будем смеяться над тем, что наши рок-группы, особенно главные имена «русметала», всегда уделяют значительное внимание собственным юбилеям. Однако грядущий концерт группы «Кипелов» – это больше, чем просто торжество в честь 15-летия состава: все отлично помнят, что пять с лишним лет назад именно в “Crocus City Hall” был снят и записан аудиовидеокомплект “X – Крокус Сити Холл 1.12.2012”, явившийся материальным свидетельством прекрасной творческой формы коллектива на его десятилетний юбилей. Так что пять лет спустя мы обязаны ждать не худшего продолжения, в том числе и в смысле присутствия на сцене знатных гостей, и, возможно, записи и съёмки выступления – окончательные планы в этом смысле группой и её менеджментом пока ещё не определены. Ко всему прочему концерт, уже получивший неофициальное название “XV” – это еще и консервативная в хорошем смысле слова презентация (хотя и не первая) третьего студийного альбома группы «Кипелов» «Звёзды и кресты» (2017). Коль скоро эта работа получила весьма противоречивые отзывы поклонников, то интересно будет увидеть реакцию аудитории на исполнение материала с альбома вживую, да ещё в лучшем концертом зале столицы. Что ж, всё правильно: большому национальному артисту – по-хорошему пафосную площадку.
Apocalyptica
Москва – 26 марта, “Crocus City Hall”
Хотя бы в этом мы едины со всем миром: и в России, и за её пределами этот странный финский рок-квартет классических виолончелистов – давно уже составная часть мэйнстрима. И на сей раз случится именно то, чего от Apocalyptica ждут немалочисленные и, к сожалению, не самые информированные поклонники: финны в очередной раз сыграют произведения одного популярного американского квартета. Ведь нынешнее мировое турне состава называется “Encore: Apocalyptica Plays Metallica” и оно приурочено к 20-летию альбома “Apocalyptica Plays Metallica By Four Cellos”. Конечно, бэк-каталог Apocalyptica велик и разнообразен и отличается немалым числом гораздо более интересных и чисто авторских релизов, но от пожеланий широкой публики не уйдёшь. Тем более, что многие из посещающих у нас концерты Apocalyptica имеют весьма слабое, а то и никого представления о том, что являет собой в оригинале рок-материал, который переигрывается этими юношами средних лет. Может, оно и к лучшему?