28 марта исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького, одного из самых громких писателей XX века. Несмотря на свои пафосные и отчасти ницшеанские мечты, Горький посвятил немало строк угнетенным, забитым людям. Где находится самое дно творчества знаменитого автора, попытался разобраться Сергей Шпаковский.
О наследии Алексея Максимовича Пешкова (настоящее имя Горького) написано множество умных книг – беседы с филологами, исследования самых незначительных рассказов писателя, анализ современной ему критики и многое другое. Сегодняшняя политическая критика отзывается о Горьком не слишком дружелюбно, современный читатель почти не общается к корпусу его сочинений, и только некоторые интеллектуалы левого толка превозносят Горького до вершин мировой литературы. Тем интереснее сегодня читать «Мещан» и «На дне».
До сих пор специалисты спорят о происхождении Горького. Большая часть экспертов считает, что писатель родился в семье столяра Максима Савватьевича Пешкова, но бытует и другое мнение – ряд историков полагает, что биологическим отцом Горького стал некто Колчин, управляющий астраханской конторой пароходства. Но это лишь догадки. Так или иначе, именно Максима Пешкова Горький считал своим отцом. Однако счастливое детство длилось недолго. В три года маленький Алеша переболел холерой. Болезнь, бушевавшая в нижегородской губернии, забрала жизнь его отца. Спустя несколько лет – Горькому тогда только исполнилось 11 лет – от чахотки умерла мать писателя, Варвара Васильевна. Мальчик был вынужден идти «в люди», зарабатывать чем угодно, лишь бы выжить. За первые десять лет жизни будущий писатель пережил столько, что хватило бы на два крупных романа и пару коротких историй.
Однако судьба продолжала подкидывать Горькому испытание за испытанием – марксизм, пропагандистская работа, смерть воспитавших его бабушки и дедушки, несколько попыток суицида, арест за связь с революционерами и так далее. В больнице и тюрьме, на улице и в кабаках, Горького окружали люди, которые давно стали жертвами обстоятельств, сами довели себя до ночлежек и трущоб. Он знал этих бедняков слишком хорошо, чтобы не сделать их героями своих текстов. Первый автобиографический рассказ «Сторож», частично связанный с темой угнетенных и обездоленных, был написан в 1888 году, когда Пешков работал сторожем на станции «Добринка». Уже в нем можно заметить народную меланхоличность писателя, можно сказать - врожденную депрессию Горького.
Он начинает публиковаться в литературных журналах, общается с Владимиром Короленко, который дает ему множество важных советов, пишет, пишет и снова пишет. В первом же своем печатном рассказе «Макар Чудра» Горький берется говорить о цыганах и почти шекспировской трагедии, произошедшей с одной молодой парой. Атмосфера и «интерьер» раннего рассказа уже выдержаны в той агрессивной и одновременно печальной манере, которая будет сопутствовать Горькому всю его жизнь.
Следующим текстом писателя стал знаменитый «Челкаш», без которого невозможно представить хоть самый малый сборник горьковских рассказов. Сюжет его был подсказан все тем же Владимиром Галактионовичем Короленко. В его основе – бедняк-босяк, безработный контрабандист, который среди простых людей нашел себе нового напарника Гаврилу, а тот, дурак, почуял вкус легкой наживы. Да так почуял, что чуть не убил самого Челкаша, лишь бы забрать себе все вырученные деньги.
Сколько бы Горький не вступал в партии и не пытался строить театры, он вплоть до самой смерти писал именно о дне России, имперской и советской. Да, он возглавлял издательства, увеличивал гонорары писателям и был, по сути своей, конечно же интеллигентом, но звание «пролетарского писателя» и «поэта бедняков» оставалось с ним всю жизнь.
Из своей собственной биографии он сделал трилогию, в которой так же не обошлось без любимых сквозных тем. В «Детстве», «В людях» и «Моих университетах» Горький рассказывает о сиротских годах, о тяжелом труде, безумстве юных лет. Там, где советско-российский школьник будет искать «нравственный образ человека», который там действительно есть, сегодня мы найдем лишь целые страницы боли и страданий. И это будет сильнее Янагихары, Франзена и Уэльбека. К слову, автобиографическую трилогию все же не стоит считать работой документальной. Это такое же художественное произведение, как и все прочие, но построенное на воспоминаниях и личном опыте. Конечно, в нем встречаются реальные сюжеты, но многое из описанного приукрашено или выдумано.
Если вы один раз прочитаете пьесу «На дне», то вы никогда не сможете забыть ее (особенно «приправленную» Гиляровским). А после «Жизни Клима Самгина», «Старика» и ряда других текстов невозможно забыть самого Горького – стольким вымученным отчаянием делится с читателем автор. И сегодня произведения Максима Горького читаются как невероятно искренние и человеческие, по-настоящему значимые. Рассказы «Бывшие люди», «Двадцать шесть и одна», цикл «По Руси» - в каждом втором произведении он показывает то самое «дно», на которое современные писатели почти не обращают внимания.
В 1922 году, будучи в эмиграции (1921-1933), Максим Горький написал неоднозначную статью «О русском крестьянстве». В ней он пытался осмыслить роль крестьян в истории России и, в частности, понять истоки их жестокости и массового участия в кровавых и разрушительных для страны революции и Гражданской войне. Этот текст косвенно подтверждает неоднозначное отношение Горького к крестьянству, его страх перед «русским варварством». Однако некоторые исследователи указывают, что статью можно считать, скорее, «криком отчаяния» после потрясших писателя событий в России начала XX века, нежели «документальным» исследованием.
Максим Горький ушел из жизни в 1936 году в подмосковных Горках, в возрасте 68 лет. Урну с его прахом несли, в числе прочих, Вячеслав Молотов и Иосиф Сталин.