Для быстрого поиска начните вводить запрос

В каком порядке читать романы Юлиана Семенова о Штирлице

Вся «штирлициана»: от первого задания Всеволода Владимирова до последнего расследования Максима Исаева, он же Макс Отто фон Штирлиц.
14 мая 2019 0
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

Издательский Дом «Союз» выпускает в свет полное собрание «штирлицианы» в аудиоформате – всю серию романов Юлиана Семенова о Максе Отто фон Штирлице, он же Максим Максимович Исаев, он же Всеволод Владимирович Владимиров. Список этих романов насчитывает добрых полтора десятка названий: Soyuz.Ru напоминает, в каком порядке следует читать – а теперь и слушать – многотомную эпопею.

«Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1971)

Кадр из фильма «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975)

Кадр из фильма «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975)

Саботаж со стороны «белогвардейцев» в первые годы советской власти был весьма интересной темой и в советское и в постсоветское время: нет ничего удивительного в том, что первым «делом» будущего Штирлица становится расследование пропажи бриллиантов, которые планируется продать французскому ювелиру в обмен на продовольствие для голодающей России. На пути у молодого чекиста встают немецкая разведка, которой выгодно ослабить СССР, и шантажист граф Воронцов (еще один, быть может, вынужденный штамп советской литературы, согласно которому «бывшие» никак не могли быть союзниками красных). Несмотря на это, романтика гражданской войны и в то же время – проблемы сложного выбора, который были вынуждены делать жившие в те времена, привлекли не только советских киношников, но и автора «Ликвидации» Сергея Урсуляка, положившего первый роман о Штирлице в основу одного из своих сериалов.

«Пароль не нужен» (1966)

Кадр из фильма «Пароль не нужен» (1967)

Кадр из фильма «Пароль не нужен» (1967)

Второй по времени действия роман о знаменитом разведчике был написан первым по счету: действие в нем происходит в 1921 году во Владивостоке, где при поддержке японцев произошел антибольшевистский переворот. Туда и отправляется молодой чекист Всеволод Владимиров, некогда служивший вместе с одним из первых лиц нового правительства под началом Колчака. Туда же прибывает новый военный министр Василий Блюхер, которому необходимо навести порядок и восстановить господство большевиков. Сам роман примечателен не только тем, что это одна из первых книг о Штирлице, но и тщательно выписанным образом маршала, реабилитированного всего за десять лет до написания романа. Яркая и малоизученная история действий Красной армии на Дальнем Востоке как минимум дважды привлекала киношников: в 1967 году был снят одноименный фильм, а уже в наше время – сериал, основанный в том числе и на этой книге о Штирлице.

«Нежность» (1975)

Выполнив задание, из Владивостока Всеволод Владимиров попадает в Шанхай, где также вынужден заниматься «подрывной работой» в белоэмигрантском движении. Работа подходит к концу, и он надеется вернуться в столицу, чтобы встретиться с женой, но буквально накануне отъезда Центр перепоручает ему отправиться в Гонконг, где он должен стать своим в рядах нового врага – национал-социализма. Именно в этом рассказе герой получает имя, под которым более всего известен: Всеволод Владимиров и Максим Исаев исчезают, и на свет появляется Макс Отто фон Штирлиц.

«Испанский вариант» (1973)

Кадр из фильма «Испанский вариант» (1982)

Кадр из фильма «Испанский вариант» (1982)

Еще одним легендарным в советское время событием была гражданская война в Испании, и неудивительно, что одним из ее невоспетых героев должен был стать и агент Штирлиц. На этот раз он помогает латышскому журналисту, который старается выкрасть чертежи самолетов «Мессершмитт», выполняя задание советской разведки. Перехитрив гестапо и получив чертежи, Штирлиц возвращается в Берлин, а журналист улетает в безопасное место. Интересно, что здесь действует еще один персонаж, опрокидывающий знаменитую характеристику о связях Штирлица – некая Клаудиа, которой суждено сыграть свою роль в послевоенной истории разведчика Исаева. И из книг, и из фильма мы знаем, что Штирлиц скучает по оставленной в СССР жене – но зачастую разведчик не принадлежит сам себе во всех смыслах этого слова…

«Альтернатива» (1974)

Еще одна малоизученная среди российских историков страница второй мировой – ситуация в Югославии весной 1941 года. Страна исповедует умеренный коллаборационизм и присоединяется к тройственному антикоммунистическому пакту, что, впрочем, не спасет ее от гитлеровской оккупации, и на этом фоне Штирлиц должен способствовать заключению договора, который оттянет начало действий на Восточном фронте. Любители экшна, вероятно, не найдут здесь ничего интересного, а те, кто все-таки решит погрузиться в эту историю, вынуждены будут разбираться не столько в перипетиях романа, сколько в политических сложностях, обложившись при этом справочной литературой. Ну что ж, видимо, не зря говорят, что история есть политика, опрокинутая в прошлое.

«Третья карта» (1977)

Действие этого романа происходит буквально за несколько недель до начала Великой Отечественной войны: для проведения карательных операций на территории СССР подготавливаются отряды украинских националистов, а на территории Украины планируется создать марионеточное государство под эгидой Третьего рейха. Однако руководство Германии не желает ни сотрудничать с «недочеловеками», ни слишком усиливать роль армии на своих будущих территориях. В этих условиях перед Штирлицем стоит двойная задача – передать информацию о грядущем нападении Германии на СССР и скомпрометировать украинских националистов в глазах гитлеровского руководства.

Впрочем, несмотря на интересный формально сюжет, читавшие этот роман признают, что он довольно сильно уступает как предыдущим, так и последующим книгам о Штирлице – тема украинского национализма в советское время была одной из наиболее скользких, и автор, вероятно, пошел по пути наименьшего сопротивления, не став копать слишком глубоко. Впрочем, вероятно, в советское время такой роман и не мог быть другим.

«Майор Вихрь» (1967)

Кадр из фильма «Майор Вихрь» (1967)

Кадр из фильма «Майор Вихрь» (1967)

В этом романе Штирлиц является не центральным, а одним из второстепенных, хоть и очень важных персонажей: его сын, Александр Исаев, оказывается в группе диверсантов, которым поручено предотвратить взрыв польского Кракова. При этом Штирлиц сперва оказывается альтернативной целью диверсионной группы, однако, раскрыв себя перед группой майора Вихря, помогает ей захватить полковника Берга и помешать взрыву в Кракове. В итоге в живых остается лишь сын Исаева, которому поручено переправить Берга в Прагу и продолжить борьбу – но это, увы, не спасет его от горькой судьбы, а его отца – от душевных мук...

«Семнадцать мгновений весны» (1969)

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973)

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973)

Что о романе, что о его экранизации, ставшей едва ли не первым теле-хитом в СССР, можно говорить долго – серьезность произведения не помешала ему разойтись на анекдоты, по которым при желании можно восстановить почти весь сюжет. Увы, те, кто читал не только этот роман, знают, что история Штирлица куда трагичнее, интереснее и глубже, нежели история советского разведчика, способного обставить нацистских главарей и выяснить, кто из них намерен вести переговоры о перемирии с Западом. И все же это в известной степени квинтэссенция всей истории «человека с тысячью лиц», вынужденного мотаться по всему свету по заданию партии и правительства, ежедневно рисковать головой, быть самим собой только на опушке леса – и не получить взамен ничего, кроме отчаяния. Но это тема для другого разговора.

«Приказано выжить» (1982)

Следующий роман о Штирлице начинается там, где закончился предыдущий – весной 1945 года, накануне Победы. В предыдущем романе он фактически разоблачен и становится пешкой в руках Мюллера, который пытается дезинформировать союзников с помощью фальшивых документов, а заодно и подставить Штирлица, свалив на него

убийство шведской подданной. Между тем в руководстве рейха начинается паника: после бегства Мюллера и Бормана Штирлица тяжело ранит случайный советский солдат, дезинформация уничтожена, полиции Третьего рейха, которая должна охотиться за Штирлицем, больше нет, но сам он попадает к оставшимся в живых немецким солдатам, и у него нет возможности связаться с советской разведкой. Будь в планах у нынешнего ТВ-руководства не только приквел, но и продолжение истории о Штирлице – отличный клиффхэнгер в финале сценаристам был бы обеспечен.

«Экспансия» (1984)

Вылечившийся от тяжелых ран Штирлиц вынужден привыкать к новым послевоенным реалиям: вчерашние западные союзники стали врагами, за ним следят и по-прежнему видят в нем нациста, тогда как охота за настоящими нацистами отнюдь не кончилась со смертью Гитлера. В этом трехтомном романе Штирлиц работает с американскими охотниками за нацистами – сперва во франкистской Испании, а затем в Аргентине, куда, по популярной теории, якобы умудрился сбежать даже Гитлер. Попутно Штирлицу приходится «увертываться» от спецслужб новой Германии – его настоящая личность не раскрыта, а «след» в вермахте никто не отменял. В этом же романе вновь появляется Генрих Мюллер, который оказывается лидером агентурной сети нацистов в Латинской Америке: Штирлиц вместе с американским разведчиком похищает Мюллера и переправляет его в неизвестное место. Сам же он вновь оказывается в шкуре агента нацизма и – горькая ирония судьбы – именно в этом качестве попадает в СССР спустя добрые 20 лет после расставания с Родиной.

«Отчаяние» (1990)

«Никогда отцу не было так трудно писать, как в тот раз, когда он начал о нем последнюю вещь, называвшуюся "Отчаяние". Тяжело было не только из-за приближавшегося расставания, но и из-за сюжета», - вспоминает Ольга Семенова. Последний по счету (но не по хронологии) роман о Штирлице продолжает цепь его послевоенных злоключений: разведчика используют против шведского дипломата Валленберга, обещая свободу его арестованной жене и сыну, доведенному пытками до сумасшествия. Само собой, обоих ждет расстрел, а сам Штирлиц остается в тюрьме, из которой выходит только после смерти Сталина и Берии. Постепенно его жизнь налаживается, Штирлица реабилитируют и возвращают награды, он получает степень доктора исторических наук за работу о национал-социализме, но все перевешивает горькая мысль – на что ушли годы жизни под чужими именами, риск, боевые раны, если на Родине оказывается так же горько, как и на чужбине? Вопрос, на который ответа нет и не может быть.

«Бомба для председателя» (1970)

Кадр из фильма «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976)

Кадр из фильма «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976)

И все же формально точка в истории Владимирова-Исаева-Штирлица оказалась не так печальна. В этом романе профессор истории Максим Максимович Исаев расследует убийство своего аспиранта в Западном Берлине и сталкивается с главой крупного концерна Фридрихом Дорнброком, который в сотрудничестве с азиатскими странами разрабатывает ядерное оружие для «новой Германии». Он также сталкивается со знакомыми нам героями «Семнадцати мгновений весны» Айсманом и Холлтоффом, которые оказываются причастными к гибели журналиста и прокурора, расследовавших темные дела Дорнброка: первый из них разоблачает себя под давлением Исаева, а второго убивают оставшиеся в живых нацисты. Полковник Исаев исполнил свой долг и закончил дело, начатое двумя десятилетиями ранее – пусть никто и не знает, чего ему это стоило.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями