Для быстрого поиска начните вводить запрос

Каким получился «Гоголь. Вий»

Удается ли второй части серии пугать зрителей и смог ли Хома Брут заменить харизматичного Якова Гуро.
5 апреля 2018 0
Постер фильма «Гоголь. Вий»
Постер фильма «Гоголь. Вий»

5 апреля в России в прокат выходит «Гоголь. Вий» режиссера Егора Баранова – продолжение выпускаемого на больших экранах мистического киносериала о таинственном расследовании Николая Васильевича в Диканьке. Рассказываем, каким получился второй блок из двух серий и удалось ли авторам провести работу над ошибками.

Новые старые приключения Николая Васильевича

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

По сюжету третьего и четвертого эпизодов сериала Николай Васильевич Гоголь продолжает поиски демонического Всадника, лишающего жизней девушек из Диканьки. Как и первая часть, «Гоголь. Вий» состоит из двух эпизодов сериала, показываемых дуплетом в кинотеатре в качестве фильма. Сюжет каждой серии гибридный, то есть помимо развития общей сюжетной линии, авторы в каждом эпизоде представляют в общем-то самостоятельную мини-историю. В первой из двух серий нам рассказывают о поисках пропавшей девочки, в период исчезновения которой на Диканьке появляется загадочная персона, именуемая Бесом. В этом случае сценаристы взяли за основу «Вечер накануне Ивана Купала». Второй эпизод, основанный на повести «Вий», поведает о том, как Гоголь и его загадочный помощник Хома Брут сойдутся в схватке с прислуживающей Всаднику ведьмой.

Соединенные эпизоды в этот раз названы в честь второй серии – «Вий», что с точки зрения продвижения проекта ход вполне очевидный, ведь это произведение Гоголя одно из популярнейших среди его мистических творений. Да и знаменитая повесть не раз экранизировалась, в том числе обзавелась крайне удачной адаптацией в далеком 1967 году. Поэтому в трейлерах «Гоголь. Вий» в подавляющем большинстве нам показывают отрывки именно из второго эпизода, изредка разбавляя их моментами из первого.

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

Сквозная сюжетная линия всего сериала в «Гоголь. Вий» буквально топчется на месте. Основное расследование серии убийств девушек продвигается очень вяло и малорезультативно. Получается, что абсолютно все ответы авторы припасли на последнюю часть «трилогии». В свою очередь вертикальные сюжеты двух эпизодов воспринимаются лишь как отдельные серии, а не хоть как-то связное полноценное кино. События первого эпизода не захватывают внимания вовсе. По современным меркам западных мистических сериалов этот сюжет кажется чем-то абсолютно бесхитростным. Вторая серия чуть бодрее, но это лишь в сравнении с простецким соседом. И снова, как и первый сборник эпизодов, «Гоголь. Вий» по-сериальному внезапно обрывается.

На те же грабли

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

Второй сборник из двух серий «Гоголь. Вий» перенял жанровую несостоятельность «Начала». Это не полноценный хоррор, не приключенческое кино и не детектив, а соединение всего и сразу. Такое переплетение жанров имеет право на жизнь, если каждый реализован на должном уровне. Пример тому – «Сонная Лощина» Тима Бертона, с которой «Гоголь» имеет много общего: схожие типажи главных героев, детективное расследование, мрачная атмосфера, мистика, загадочный всадник, видения во сне… Но в этом сериале симбиоз с каждой отдельной своей стороны крайне неэффективен. Следить за расследованием скучно, так как детективная часть откровенно меркнет на фоне, например, «Шерлока Холмса» или той же «Сонной Лощины». Про экшен говорить тоже не приходится, ведь авторы припасли лишь пару сцен с безынтересно поставленными драками на весь хронометраж. Весомых причин посмеяться создатели тоже приготовили немного. На пресс-показе весь зал в едином порыве громко рассмеялся лишь один раз. И то в данном эпизоде не до конца было ясно, прописали ли авторы эту шутку сознательно или она получилась невольно.

Страшно… нелепо

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

«Гоголь. Вий» не пугает. Здесь почти постоянно кто-то мерзко вопит или дико орет. Но такое зашкаливающее обилие раздражающего шума нисколько не свидетельствует о том, что хоррор-элементы в фильме получились на ура. Бесцеремонное убийство второстепенных и эпизодических персонажей делает фильм лишь кровавым, но не страшным. Работа гримеров вновь выглядит слабо, как и дизайн местных мистических существ, которые способны удивить или испугать лишь тех, кто либо совсем на «вы» с жанром ужасов, либо запредельно труслив. Стоит отметить, что советский фильм «Вий», несмотря на огромную разницу во времени, выглядит более жутко, чем его современный «аналог».

Теперь и без Олега Меньшикова

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

Актерский состав второго блока эпизодов сериала ощутимо обеднел из-за отсутствия харизматичнейшего Олега Меньшикова. Очень странно, что при этом во всем источниках имя актера в качестве исполнителя персонажа Якова Гуро присутствует в списке среди других артистов и даже всегда стоит на первом плане, рядом с Александром Петровым. Хотя в фильме ни голоса Олега Меньшикова не услышать, ни лица не увидеть. Либо это откровенная хитрость, чтобы с помощью упоминания именитого актера привлечь побольше зрителей, либо оплошность не углядевших за таким нюансом людей, причастных к проекту, либо Меньшикова от зрителя где-то надежно спрятали…

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

Перекочевавшие из ленты «Гоголь. Начало» персонажи, к сожалению, в продолжении новыми красками не сияют. Еще печальнее, что и новички не становятся приятным сюрпризом. Например, исполняющая ведьму актриса не идет ни в какое сравнение с демонической Натальей Варлей из картины 1967 года. Аналогично и Хома Брут в исполнении Алексея Верткова не ровня этому же персонажу, сыгранному Леонидом Куравлевым.

Итог

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

Кадр из фильма «Гоголь. Вий»

В ленте «Гоголь. Вий» можно разглядеть достойную работу над ошибками, если очень сильно этого захотеть. На деле это все такой же среднего качества сериал по мотивам произведений Николая Васильевича Гоголя. Если вам не хватает густой атмосферы его мистических повестей, то лучше просто перечитайте их. Или пересмотрите фильм «Вий» 1967 года. Они и страшнее, и складнее.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями