Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Тихое место»: Страна глухих и слепых

Джон Красински снял один из самых напряженных и изобретательных хорроров последнего времени.
6 апреля 2018 0
Кадр из фильма «Тихое место»
Кадр из фильма «Тихое место»

Дернись или пискни, обещаю, хищные монстры найдут тебя и убьют. Они ничего не видят, зато все остро слышат. Такой вот нехитрый расклад заставит зрителя сидеть молча и держаться начеку. А когда камерный триллер еще и обыгран со вкусом и бдительным саспенсом – глаз не оторвешь! «Тихое место» (триллер сделан под патронажем Майкла Бэя, что иронично, зная, как громыхают его блокбастеры) является одним из самых свежих и изобретательных хорроров нового столетия. Хотя ужастиком его трудно назвать – скорее, триллер или даже драма.

Мрачный саспенс-триллер Джона Красински повествует о выживании семьи в постапокалиптической американской провинции, где на людей охотятся слепые твари. Роли родителей исполняют Эмили Блант и Джон Красински, а их детей – Ноа Джуп и Милли Симмондс. Что да как произошло во время атаки монстров и причины вторжения – все покрыто тайной. Разумеется, тут же начинаешь думать о происхождении чудовищ, всеобщем кризисе и корне апокалипсиса, а потом вспоминаешь, во что превратили сагу о Чужих, и мигом выбиваешь эту дурь из головы. Изобрази массовую истерию, и «Тихое место» оказалось бы совсем другим фильмом. «Тихое место» – целиком и полностью о людях, вольных ошибаться, о доверии, поддержке и самообладании, а не о слепых монстрах. Замените зловещих чудищ на другую угрозу – сразу поймете, почему произведение Красински – не такой уж и хоррор, как скажем, чертовски крутой «Спуск» Нила Маршалла.

Кадр из фильма «Тихое место»

Кадр из фильма «Тихое место»

Начало фильма прозаическое и страшно знакомое – заброшенные магазины, пустые улицы, брошенные автомобили, пыль да грязь, хождение по безлюдному лесу... Всем давно известна постапокалиптическая картина, за исключением одной маленькой, но важной детали – здесь персонажи не говорят ни слова. Общаются жестами, шевелят губами, лишь иногда переходя на приглушенный шепот, и то оборачиваются – вдруг кто услышит. А услышать их могут демонические чудища с исключительным слухом. Если в космосе твой крик никто не услышит, то здесь стук, скрип, шорох, любой неверный шаг стоит жизни – сожрут на месте. И такое напряжение держится весь фильм, заставляя сердце колотиться все чаще и чаще. Слов нет, и это, видимо, к добру. К тому же кино должно показывать, а не болтать.

Кадр из фильма «Тихое место»

Кадр из фильма «Тихое место»

После трагедии – в прологе показывают, как родители теряют маленького сына – зритель наблюдает, как четверо героев (пятый на подходе) приспосабливаются к «немым» условиям, где тишина равна выживанию. Образ жизни поразительно аскетичен – люди ходят босиком, а то и вовсе на цыпочках, и любая неосторожность может оказаться смертельной, прямо как в триллере «Не дыши». Короче, вы поняли. Хотя и там, и тут в происходящее мало верится, но это не беда. Так семья и живет отрешенно в деревянном доме, где вот-вот беременная мать должна родить. Только вдумайтесь! Младенец будет толкаться и визжать в мире, где любой шум смертелен. Опрокинутый пузырек с пилюлями, детская игрушка на батарейках или торчащий из доски гвоздь могут навлечь беду, которая, будьте уверены, придет мгновенно.

Кадр из фильма «Тихое место»

Кадр из фильма «Тихое место»

Настоящим движком «Тихого места» являются тишина и, как бы парадоксально ни звучало, музыка, а душой – чудесный дуэт измученной Эмили Блант и бородатого Джона Красински. Фильм всецело посвящен страху, ответственности и жертвенности. На ум приходит бесподобная психологическая драма «Укрытие» Джеффа Николса, но это совершенно две разные картины. «Тихое место» повествует о решениях, которые должны принять персонажи Блант и Красински, чтобы уберечь своих детей от неминуемой угрозы. Режиссера волнуют не внешние события, а семейная драма в мире, где человек обязан быть чутким, внимательным и постоянно настороже. Отсюда и ключевой конфликт между осмотрительным отцом и глухой дочерью (актриса Милли Симмондс на самом деле глухая). Да, да, дочь глухая, а твари ой какие ушастые, и это неслучайно. Душераздирающий финал поставит точку в ссоре отца и ребенка, что слегка разбавит накаленную атмосферу, созданную, главным образом, тремя ключевыми эпизодами – в ванне, подвале и в хранилище кукурузы. Сцены сумасшедшие – потрясающе изображен страх человека, подавляющего собственный голос. Между прочим, глухота Милли Симмондс тонко демонстрирует разницу восприятия мира обычным человеком и глухим. Симмондс позволяет услышать подлинную тишину, а крик становится призывом не о помощи, а о смерти. Главная же причина сильного влияния драматичного, выразительного, актерского триллера в том, что режиссера беспокоит судьба каждого персонажа, поэтому чудовище во мраке – жуткая, но меткая метафора боязни родителя однажды отпустить своего ребенка в этот мрак. А потому воспитание страшнее всяких голодных чудовищ. Что бы вы сделали ради защиты своих детей? Огорчает, однако, нежелание голливудских творцов осмелиться сделать нечто эдакое, поэтому в хэппи-энде нет ничего удивительного, да и с ружьем тишина звучит убедительнее.

Кадр из фильма «Тихое место»

Кадр из фильма «Тихое место»

Макабрический триллер выживания и выжидания, вины и отчаяния даже умудряется проявить изобретательность в изображении прожорливых тварей, которые знатны и по сути, и в деле. Гигер оценил бы. А крупные планы их ушей! А звуки, которые они издают, в фильме о молчании! Заодно надо поблагодарить композитора Марко Белтрами, хотя местами тишина весомее любого музыкального оформления в лучших традициях хоррора. Что ни говори, «Тихое место» – не такое уж и немое кино. Должно быть, авторы побаивались, что публика заскучает. Оттого семья вроде бы молчит, но позволяет себе перешептываться, вроде люди бродят на лысую ногу, но не стыдно и пробежаться по густому полю... А не опасно ли? Даже не решаюсь спрашивать, почему в этих самых жутчайших обстоятельствах женщина беременна. Видимо, авторы поглядывают на «Дитя человеческое», отчего «Тихое место» (буквально и образно) может соблазнить тех, кто, как правило, не готов приближаться к ужастикам.

Кадр из фильма «Тихое место»

Кадр из фильма «Тихое место»

Вроде бы и тихое место, но чуть пошуршать, видимо, позволяется. Прямо как в зале кинотеатра, где во время просмотра ужастиков каждый кашель, хруст, шепот, потрескивание, чавканье, шмыганье и шебуршание пакетов с попкорном переживается как сущий ад. Маленький жанровый дебют Джона Красински как раз то кино, при просмотре которого нельзя издавать ни звука. Молчание – закон! Особенно в диалоге с таким произведением, как «Тихое место». Зритель превращается в соучастника, проживает сюжет вместе с персонажами, поэтому «Тихое место» – самый настоящий, основательный, точный манифест и руководство к действию. О, кто-то чихнул? Запускайте чудовище!



В центре внимания

Поделитесь с друзьями