Для быстрого поиска начните вводить запрос

Чарли Чаплин – музыкант и композитор

Музыку к каким своим фильмам написал Чаплин, какая его композиция стала песней в исполнении Майкла Джексона и какую мелодию Чаплина использовал в одном из своих номеров Аркадий Райкин.
16 апреля 2018 0
Кадр из фильма «Огни большого города»
Кадр из фильма «Огни большого города»

129 лет назад, 16 апреля 1889 года, родился Чарльз Спенсер Чаплин – режиссер, актер, сценарист и композитор, ставший одним из символов не только современного ему немого кино, но и кинематографа вообще. Но если режиссерский талант Чаплина, не говоря уже об актерском, давно признан всеми и вся, то подробности его биографии как музыканта часто остаются в тени. Soyuz.Ru предлагает вниманию читателей факты из биографии Чарли Чаплина – композитора и музыканта.

Без музыкального образования

Чарли Чаплин в школе Хэнвелла, 1897 год/ Фото с сайта aanirfan.blogspot.ru

Чарли Чаплин в школе Хэнвелла, 1897 год/ Фото с сайта aanirfan.blogspot.ru

Формального музыкального образования у Чаплина не было, но от отца, выступавшего в мюзик-холлах, он унаследовал музыкальный слух и потрясающее чувство ритма. «Если Чарльз так и останется киноактером, музыкальный мир потеряет гения. Я видела, как он часами просиживал за фортепиано, сочиняя прямо на ходу. Больше всего, я думаю, он любил виолончель. Радостно было смотреть, как менялось его выражение лица, когда он трепетной рукой прикасался к струнам», – вспоминала в 1915 году его тетушка Кейт.

Скрипка и виолончель

Чарли Чаплин играет на виолончели, 1916 год/ Фото с сайта chaplinfortheages.tumblr.com

Чарли Чаплин играет на виолончели, 1916 год/ Фото с сайта chaplinfortheages.tumblr.com

В 16 лет Чаплин приобрел собственные скрипку и виолончель, и брал с собой инструменты в любую поездку. При этом ему приходилось перетягивать струны в обратном порядке, чтобы было удобнее играть левой рукой (он был левшой).

«Его музыкальная карьера»

Свое пристрастие к музыке Чаплин отразил в короткометражном фильме «Его музыкальная карьера», снятом на киностудии Keystone в 1914 году.

Первые песни - о любви

Чарли Чаплин (стоит на стуле) обсуждает с участниками оркестра California-Brunswick Orchestra композиции к фильму «Золотая лихорадка», 1925 год/ Фото: Everett Collection/ Фото с сайта nytimes.com

Чарли Чаплин (стоит на стуле) обсуждает с участниками оркестра California-Brunswick Orchestra композиции к фильму «Золотая лихорадка», 1925 год/ Фото: Everett Collection/ Фото с сайта nytimes.com

В театрах, в которых ему приходилось играть, Чаплин брал уроки у дирижеров, и, судя по всему, опыт не пропал даром – 20 февраля 1916 года Чаплин выступил на бенефисе в нью-йоркском зале «Ипподром», где дирижировал оркестром Сузы и сыграл композицию собственного сочинения «Патруль мира». В том же году Чаплин опубликовал ноты двух своих песен: «О, эта виолончель!» и «Всегда есть кто-то, кого не забыть», написанных в период первой влюбленности.

Читайте также: Мастерские социальные карикатуры и пародии от Чарли Чаплина

Первые пластинки Чарли Чаплина

Создав в начале 20-х годов фирму United Artists, Чаплин взял в свои руки и сочинение музыки для фильмов, начиная с фильма «Парижанка». Тогда же вышли пластинки с его песнями «С вами, дорогая, в Бомбее» и «Пой песню», которые позднее вошли в звуковую версию «Золотой лихорадки». В 1940-е было издана чаплинская песня «Падающая звезда», написанная на мелодию из фильма «Великий диктатор», а также еще три композиции, звучавшие в фильме «Месье Верду»: «Парижский бульвар», «Горечь танго» и «Румба».

Особое музыкальное оформление фильмов под патронажем Чаплина

До того, как музыкальное сопровождение стали записывать на пленку, для озвучивания фильмов издавались специальные сборники музыкальных произведений, подходящих для иллюстрации той или иной сцены фильма. В результате возникли устойчивые штампы, которые перекочевывали из картины в картину. Чаплин требовал, чтобы музыка исполнялась в каждом кинотеатре именно так, как он задумал, и лично составлял списки музыкальных номеров, которые рассылались бесплатно во все кинотеатры, купившие его фильмы. Такие списки существовали для фильмов Чаплина с 1921 по 1931 годы (начиная с «Малыша» и заканчивая «Огнями большого города»).

Саундтрек к фильму «Огни большого города»

«Огни большого города», вышедшие в 1931 году, стали первым фильмом, в титрах которого Чаплин значился как композитор. Оркестровку Чаплин поручил Артуру Джонстону и Альфреду Ньюману, однако большинство мелодий были написаны им самим. Кроме того, в фильме звучат отрывок из балета «Шехерезада» Римского-Корсакова, музыка Дебюсси и Листа, а тема слепой цветочницы написана композитором Хосе Падилья. Всего в «Огнях большого города» звучат 95 композиций, не считая фрагментов, в которых музыкальный фон синхронизируется с действиями персонажей.

Утверждение Чаплина-композитора


Окончательно публика приняла Чаплина-композитора после выхода второй версии «Золотой лихорадки», для которой он написал всю музыку. Зрители и критики заговорили о «чаплинском» звучании, хотя оркестровкой композиций по-прежнему занимались другие люди. Авторской была и музыка во всех последовавших картинах Чаплина – вплоть до фильма 1967 года «Графиня из Гонконга».

«Песенка без слов» и Аркадий Райкин

«Песенка без слов» в одной из последних сцен фильма «Новые времена» стала свидетельством еще одного из чаплинских талантов – песенки на «никаком» языке Чаплин виртуозно исполнял еще в ранние годы. Сама же мелодия оказалась настолько запоминающейся, что впоследствии использовалась в телевизионной заставке программы «Маски-шоу» и в одном из номеров Аркадия Райкина – облачившись в чаплинский костюм, маэстро пел песенку с такими словами:

«Живет он в Ленинграде,

Зовут его Аркадий,

Иль попросту Аркаша,

Иль Райкин, наконец».

«Smile», Нэт Кинг Коул и Майкл Джексон

В фильме «Новые времена» звучит и еще одна инструментальная тема, сочиненная Чаплином и впоследствии ставшая песней. Источником вдохновения для нее стала одна из мелодий оперы Пуччини «Тоска», а в 1954 году поэты Джон Тернер и Джофри Парсонс дописали к этой мелодии слова. Эта версия песни, получившая название «Smile», стала хитом в исполнении Нэта Кинга Коула, достигнув 10 места в чартах Billboard и второго – в национальном хит-параде Великобритании. Майкл Джексон, тоже бывший большим поклонником Чаплина, записал свою версию этой песни для альбома «HIStory: Past, Present and Future, Book I».

Читайте также: 15 замечательных режиссеров, которые никогда не выигрывали «Оскар»

Саундтрек к фильму «Огни рампы»

Отдельного разговора заслуживает история музыки к фильму «Огни рампы», над которой Чаплин работал с малоизвестным аранжировщиком Рэем Рашем. Как пишет автор книги «Чаплин в Голливуде» Генри Грис, Раш «переводил на музыкальный язык мелодию, которую напевал ему Чаплин, а Чаплин старался как можно лучше передать мотив, звучащий у него в голове. Видя музыкальную ограниченность патрона, который, несмотря на одаренность, всю жизнь играл на слух в тональности фа, Раш неоднократно пытался решить проблему. «Я предлагал ему использовать всю клавиатуру, убеждая в простоте гаммы. Уж кто-кто, а он мог бы все это освоить. Ведь есть всего четыре трезвучия: мажор, минор, уменьшенные и увеличенные, и эти четыре – фундамент любой гармонии. И я все это продемонстрировал ему на фортепиано. А он слушал. Чаплин всегда прислушивается к чему угодно, потому что он готов воспринять новые знания от любого. А потом он говорил: "Рэй, я так не могу. Ты хочешь, чтобы я механизировал свои мысли. Это совершенно невозможно!"», - вспоминал Раш.

Единственный «конкурсный» «Оскар» - за музыку

Чарли Чаплин после церемонии вручения премии «Оскар» в 1972 году/ Фото с сайта: nydailynews.com

Чарли Чаплин после церемонии вручения премии «Оскар» в 1972 году/ Фото с сайта: nydailynews.com

За музыку к фильму «Огни рампы» Чаплин был удостоен премии «Оскар», которую получил только в 1972 году. Интересно, что это единственная «конкурсная» из трех его «оскаровских» наград, с которой к тому же был связан забавный казус. Саму награду за лучшую музыку совместно присудили Чаплину, Рэю Рашу и композитору Ларри Расселу – хотя последний действительно предлагал свою кандидатуру для работы над фильмом в качестве дирижера, она была отвергнута, и Ларри Рассел никогда так и не поработал с Чаплином. Как рассказал в интервью композитор-аранжировщик Рассел Гарсиа, сделавший оркестровку для фильма, его имя попросту спутали с именем Ларри Рассела и не смогли проверить, так ли это, поскольку ни Рэя Раша, ни Ларри Рассела к тому моменту уже не было в живых.

Неосуществленная «музыкальная» мечта

Гас Арнхейм (за пианино), Чарли Чаплин (со скрипкой) и Абе Лиман/ Фото с сайта

Гас Арнхейм (за пианино), Чарли Чаплин (со скрипкой) и Абе Лиман/ Фото с сайта

«Сейчас моя жизнь кажется мне увлекательнее, чем когда-либо прежде. Я по-прежнему честолюбив и никогда не смогу уйти на покой. Мне бы хотелось сделать еще очень много — помимо нескольких сценариев, которые надо закончить, я хотел бы написать пьесу и оперу, если позволит время», - писал Чаплин в своей автобиографии. Известно, что он действительно страстно мечтал написать оперу и много лет собирал материал для либретто. Увы, смерть помешала ему осуществить давнюю мечту.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями