20 апреля на 40 Московском международном кинофестивале в программе «Мастера» покажут участвовавшую в конкурсе 74-го Венецианского кинофестиваля «Первую реформаторскую церковь» классика американского кино Пола Шредера.
Пол Шредер – сценарист культовых фильмов Мартина Скорсезе («Таксист», «Бешеный бык», «Последнее искушение Христа»), режиссер «Американского жиголо» и «Каньонов». «Первая реформаторская церковь», безусловно, очень личный для него проект. К осуществлению задумки Шредер шел 50 лет, чуть ли не с самого начала своей карьеры, поэтому не мудрено, что в нем отразилось синефильское (был киножурналистом, написал книгу «Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон и Дрейер») и религиозное (окончил семинарию) прошлое автора.
У пастора Толлера (лучшая роль в карьере Итана Хоука) шесть месяцев назад погиб сын в Ираке. Военная служба – семейная традиция и дело чести, но сына это уже не вернет. Чтобы как-то справиться с душевной болью (алкоголь уже не помогает), пастор начинает вести дневник. Вдобавок ко всему Троллер тяжело болен, но отказывается лечиться. Не из-за религиозных убеждений, а просто не видит в этом смысла. Неожиданное самоубийство мужа Мэри (Аманда Сейфрид), защитника окружающей среды и без пяти минут террориста, заставляет пастора увидеть темную сторону родного города, где глава крупного промышленного предприятия и лидер религиозного центра оказываются звеньями одной цепи. Одновременно с этим вся местная элита готовится к празднованию 250-летия первой реформаторской церкви, в которой служит пастор, и Троллеру приходит страшная мысль сделать то, на что мужу Мэри не хватило сил.
«Первая реформаторская церковь» – это причудливая смесь из лент «Дневник сельского священника» Робера Брессона и новоголливудского конспирологического триллера. Звучит дико, но именно такое кино получилось у Шредера. Удивительно, но режиссеру удалось весьма органично сплести эти два противоположных стиля. Происходящее на экране ни разу не выглядит вычурным и нелепым.
Кажется, что до Шредера еще никто не вводил проблему окружающей среды в религиозный контекст. Для пастора Троллера надругательство над природой, творением Божьим, – еще один смертный грех, за который человечеству, возможно, придется отвечать на Страшном суде. Страх перед надвигающимися катастрофами, частными и глобальными, пронизывают всю сюжетную ткань фильма насквозь, но режиссеру хватает благоразумия не доводить историю до трагического конца, и за это хочется его поблагодарить.
Несмотря на «монохромность» и сдержанность общей атмосферы, лента «Первая реформаторская церковь» смотрится на одном дыхании. Фильм совершенно не скучный и не занудный, а под конец и вовсе удивляет неожиданной сценой-приветом Терренсу Малику и Андрею Тарковскому. «Первая реформаторская церковь» – это целостное и серьезное кино, прекрасно сыгранное и срежиссированное, однозначно заслуживающее внимания.