21 и 22 апреля на Московском международном кинофестивале в программе «Эйфория сопротивления» покажут «Барбару» Матье Амальрика. Ранее фильм был показан в рамках программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 2017 года, где получил Специальный приз жюри.
Француз Матье Амальрик у нас больше известен как актер («Скафандр и бабочка», «Венера в мехах»), хотя успел снять уже десяток фильмов. В Каннах очень тепло встретили его новую работу, и это неудивительно, ведь она посвящена любимице французов, знаменитой певице Барбаре. Будет ли так же хорошо встречен фильм русским зрителем – большой вопрос. Имя Барбары у нас не на слуху, а ее песни знакомы немногим. Фильм Амальрика не слишком упрощает задачу – он сделан для тех, кто уже знает и любит французскую шансонье. Однако не все потеряно, все-таки музыка, а ее в фильме в избытке, – универсальный язык, понятный любому человеку.
Брижит (обворожительная Жанна Балибар) приезжает на съемки биографического фильма о Барбаре, в котором она играет главную роль. Режиссер-невротик Ив (Матье Амальрик) с юности влюблен в певицу и его фильм – это признание в любви диве. Брижит внешне удивительно похожа на Барбару, а когда надевает костюм и делает соответствующий макияж, так просто одно лицо. Ничего странного в том, что Ив иногда забывает, кто перед ним – актриса или созданный ею персонаж. Брижит и сама рада тому, что грань между ней и ее героиней незаметно стирается. Кажется, что она проживает жизнь Барбары и на, и вне съемочной площадки.
У Амальрика довольно свежий и нетривиальный подход к жанру байопика. После его просмотра остается много вопросов о жизни героини, но в этом, скорее всего, и была цель режиссера – показать невозможность и фальшивость любой биографии, написанной, рассказанной или снятой. В своей «Барбаре» он размыл границы между снимаемым им (Амальриком) фильмом и фильмом его альтер-эго – Ива. Отличить одно от другого порой просто невозможно: в самый неожиданный момент может появиться хлопушка и прозвучать «Стоп, снято!». Единственное, что совсем не позволяет ленте распасться на отдельные кусочки и превратиться в бессюжетное произведение – это песни, постоянно звучащие в кадре. Они нежные и обезоруживающе искренние. У Барбары был потрясающий голос и манера исполнения, услышав раз – уже невозможно ее забыть. После просмотра фильма становится понятно, почему эту певицу так сильно любила публика.
От «Барбары» не стоит ждать схожести с другими французскими лентами о шансонье, какими были «Жизнь в розовом цвете» или «Генсбур. Любовь хулигана». Матье Амальрику неинтересно рассказывать историю жизни великого человека или пересказывать сплетни. Ему важнее показать хаос и беспорядок, из которого рождается произведение, будь то фильм или эстрадный концерт.