13 ноября исполняется 165 лет со дня рождения шотландского писателя и поэта Роберта Льюиса Стивенсона, автора всемирно известных приключенческих романов.
Одним из самых популярных у режиссеров произведений Стивенсона является «Остров сокровищ» - первая его короткометражная экранизация вышла в 1908 году. К сегодняшнему дню у этого романа уже более 30 киноверсий, поставленных в самых разных странах и самыми разными способами – от приключенческих боевиков до мультфильмов для детей.
«Остров сокровищ», 1934, Виктор Флеминг (США)
Виктор Флеминг, оскароносный режиссер «Унесенных ветром» и «Волшебника из страны Оз», экранизировал книгу «Остров сокровищ» с минимальными отступлениями от текста, и даже в интервью он затем сознавался, что «настолько влюблен в мир приключений Стивенсона, что просто перенес их со страниц любимой книги на пленку, немного добавив от себя».
Хотя фильм и черно-белый («Техниколор» у Флеминга появится только в «Стране Оз»), он поражает своей насыщенностью и красочностью: на необитаемом острове можно увидеть и скалистые пейзажи, и заросли экзотичных растений, и редких животных, а сами несметные сокровища показаны во всем своем великолепии.
«Остров сокровищ», 1950, Байрон Хэскинс (Великобритания)
Режиссеру Байрону Хэскину, судя по стремительному развитию событий в фильме, явно не хватило стандартного тогда для «Диснея» хронометража в полтора часа. Сразу после уплывающих вдаль титров, которые потом позаимствуют «Звездные войны», в первых же кадрах Черный пес врывается в «Бенбоу», требуя дать ему сюда Бонса, а через три минуты Ливси и Трелони обсуждают, что делать дальше. Однако ближе к середине фильма скорость событий стабилизируется, и остается только радоваться книжно «правильным» попугаям, сыромании Бена Ганна и капитану Флинту, который здесь настолько колоритен и коварен, будто исполнивший его актер Роберт Ньютон лично знавал как минимум его прототипа - легендарного пирата Натаниэля Норта.
«Остров сокровищ», 1971, Евгений Фридман (СССР)
Эта экранизация по праву считается одной из лучших: тут уделено внимание не только вездесущей «вещественной» стороне романа (корабли, пушки, пираты, сокровища), но также и ярко обрисована идейная линия – рассказ о взрослении мальчика, о болезненном выборе между добром и злом. Джим в фильме Фридмана - это не просто ловкий и находчивый юноша, который в нужные моменты может увернуться или убежать от опасности, нет – тут Джим проходит через гораздо более тяжелые – нравственные - испытания, которые потребуют от него именно зрелости и мужественности.
Также в картине можно услышать музыку известного советского композитора Анатолия Рыбникова, а слова песен написал также известный бард Юрий Ким. Визуальный, идейный и музыкальный ряд очень гармонично соединены в фильме, что также достойно выделяет картину Фридмана на фоне остальных экранизаций.
«Остров сокровищ», 1988, Давид Черкасский (СССР)
Этот мультфильм/фильм привлекает внимание с первых же кадров и держит у экрана до последнего: съемка «от первого лица» (GoPro тогда еще не было!), остроумные стихи, заставляющие буквально хохотать («Песня о мальчике Бобби, который любил деньги»), хулиганящие и игнорирующие любые законы гравитации актеры-пираты в музыкальных вставках и стильная анимация самого мультфильма, насыщенного пародийностью и юмором – все это настолько увлекает, что не досмотреть эту экранизацию просто нельзя.
«Планета сокровищ», 2002, Disney (США)
Когда студия «Дисней» сообщила, что собирается снова экранизировать «Остров сокровищ», никто – совершенно никто! – не ожидал, что остров трансформируется в планету, а шхуна (которой, кстати, не было ни в одной экранизации – везде бригантины да каравеллы) станет настоящим космическим кораблем, плавающим по воздуху, как по воде, разве что без весел. Сочетание прошлого (пираты, галеоны) и будущего (роботы, путешествия во Вселенной, суперсовременное оружие) удивительно гармонично, главный злодей Сильвер получился довольно интересным и необычным – тут он способствует взрослению Джима и как заботливый, хотя и вредный, кок, и как готовый на все ради сокровищ пират, который заставляет юнгу принимать ответственные решения. Одним словом – совершенно достойное воплощение книги Роберта Льюиса Стивенсона, незаслуженно провалившееся в прокате и занявшее достойное место в фильмографии «Диснея» только сейчас.
Светлана Иванова, www.Soyuz.Ru.