Сериал «Игра престолов» начинал как своеобразный «вызов голливудскому конвейеру» - в нем не было однозначно положительных персонажей, по минимуму использовались стандартные фэнтези-традиции, клише и штампы, которые из-за частоты использования в других шоу и фильмах жанра сейчас способны вызвать у зрителя разве что зевоту. Однако после того, как к 7 сезону материал писателя Джорджа Р.Р. Мартина был исчерпан, и романы разминулись с сериалом, авторы «Игры престолов» принялись нарушать ранее установленные правила и вводить все больше и больше сюжетных поворотов из разряда «где-то это я уже видел». В нашей подборке мы собрали 8 самых спорных решений сценаристов, которые, на наш взгляд, помешали «Игре престолов» держать марку и приблизили сериал к «типичным» (в плохом смысле) представителям жанра фэнтези.
Что стало с Сандором Клиганом?
С Сандором – Псом – Клиганом у зрителей связано многое: в первых четырех сезонах он был по-своему загадочным, показывал одни из самых смертоносных в Вестеросе навыков боя наравне с характерным чувством юмора, всегда оказывался в нужном месте в нужное время и вообще был по-настоящему интересным и харизматичным персонажем. Но ключевое слово здесь «был».
С момента возвращения после перерыва в 5 сезоне от характера Пса, каким мы его знали и любили, мало что осталось. Раньше он, помимо всех остальных своих качеств, отличался своеобразным остроумием (которым скрашивал свое памятное путешествие с Арьей через Вестерос). Но начиная с 6 сезона то и дело появляется в эпизодах только для того, чтобы состроумничать в своем стиле и больше ничем не запомниться. Куда делся весь его прежний потенциал и сложность характера, почему нельзя было придумать более подходящую причину его решения присоединиться к Братству без знамен, чем внезапный (в особенности для него) приступ сострадания к людям, которых он даже не знал – неизвестно. Может быть, все объясняется попросту тем, что материал книг закончился, а с ним и самые удачные идеи. Кто бы мог подумать, что Пса ждет такое бесславное будущее?
Мстительные, но недальновидные Песчаные Змейки
Не все отступления от романов пошли сериалу на пользу, что заметно по сюжетной линии, связанной с событиями в Дорне и дорнийцами (пусть Оберин Мартелл и был изображен хорошо). Заговор Элларии Сэнд и Песчаных Змеек против Ланнистеров в книге выглядел совершенно по-другому. И неясно, из-за чего создатели сериала отказались от гораздо более логичного развития событий, при котором Эллария и Песчаные Змейки хотели претендовать на Железный трон, поженив Мирцеллу, дочь Серсеи, с Тристаном, племянником Оберина, и сделав Мирцеллу королевой Дорна. Вместо этого Эллария убивает сначала Мирцеллу, затем Дорана, правителя Дорна, а Змейки расправляются с Тристаном. Так деятельность Элларии и дочерей Оберина свелась главным образом к мести Серсее за смерть Оберина, ставшего жертвой интриг Ланнистеров, а их роль в сюжете получилась неоправданно урезанной.
Читайте также: 10 захватывающих сериалов для тех, кто соскучился по «Игре престолов»
Яра решает не спасать Теона-Вонючку
4 сезон 6 серия («Законы богов и людей»)
Сами действия Яры вопросов не вызывают. Она отправилась спасать Теона, рискуя собственной жизнью и жизнями своих людей, и с ее стороны было благоразумно отступить и оставить Теона, когда она поняла, что тот, упорно называя себя Вонючкой, наотрез отказывается идти с ней, а задерживаться – слишком опасно и просто бессмысленно.
Однако затем на сцене появляется Рамси, и здесь создатели сериала в очередной раз отвели железнорожденным роль статистов, чтобы подчеркнуть крутость кого-то другого – в данном случае Рамси Болтона. С одной стороны, Рамси, как обычно, не имеет себе равных в кровопролитии, причем даже будучи застигнутым врасплох. Он не одет, потому что буквально был поднят из постели – но это не мешает ему с азартом наброситься на непрошеных гостей вместе со стражей. С другой стороны, вряд ли была необходимость еще раз напоминать зрителям, насколько Рамси хорош в смертоубийстве. В общем, это просто еще одна сцена, в которой железнорожденные ударили в грязь лицом как воины. И это очередной штрих к их репутации как «вестеросских неудачников» – которая в глазах фанатов пристала к железнорожденным довольно-таки прочно, несмотря на то, что в романах Джорджа Мартина они были грозными «викингами Вестероса», наводившими ужас на своих врагов. (Исключениями можно назвать Эурона Грейджоя и Яру Грейджой, но это отдельная история.)
Как Мизинец подставил сам себя
4 сезон 7 серия («Пересмешник»)
Петир Бейлиш совершил массу злокозненных поступков, причем его конечной целью было заполучить Железный трон (надо было быть Петиром Бейлишем, чтобы до конца понимать, как работал этот план), и никогда он не действовал так необдуманно, как тогда, когда решил расправиться с Лизой Аррен. Конечно, он защищал Сансу от Лизы, и к этому моменту уже с трудом скрывал, до какой степени не переносил Лизу (на которой, тем не менее, в собственных интересах успел жениться). К тому же смерть Лизы очень кстати сделала его лордом Долины. Но, убив Лизу на глазах у Сансы, Бейлиш сам себя загнал в угол и в дальнейшем мог рассчитывать только на милость Сансы, то есть на то, что она его не выдаст. При всей расчетливости Мизинца эта внезапная развязка его отношений с Лизой выглядела, с одной стороны, странно, а с другой - смешно, из-за того, что один-единственный раз Мизинец против всех своих правил принялся действовать не по расчету и блестящим образом себя подставил. Впрочем, вопрос в другом: похоже ли это на Петира Бейлиша? Как-то сомнительно.
Читайте также: 8 актеров сериала «Игра престолов», которые могли бы сыграть совсем других персонажей
Джон Сноу и кавалерия Рамси Болтона (1:0)
6 сезон 9 серия («Битва бастардов»)
Было время, когда «Игре престолов» регулярно нарушали законы жанра и переворачивали с ног на голову фэнтезийные клише. Сам Джордж Мартин всегда оставался верным этому принципу, однако в сериале ему теперь следуют все реже и реже. Тот же Джон Сноу постепенно очень удобным образом превратился в «неубиваемого героя», вроде тех, что постоянно фигурируют в массе фэнтезийных произведений и в голливудской продукции.
Фанаты «Игры престолов» всегда любили в сериале реалистичность и непредсказуемость. И хотя, с одной стороны, готовность Джона в одиночку противостоять всей кавалерии Рамси Болтона выглядит самоубийственной, с другой стороны, понятно, что у шоураннеров было желание лишний раз пощекотать зрителям нервы, но вовсе не было намерения даже временно выводить Джона из игры (тем более что это уже было в 5 сезоне). Поэтому на несколько секунд кажется, что Джон в смертельной опасности и что его в любой момент затопчет лошадь. Но потом атакующая конница просто проносится мимо – оставляя в некоторой растерянности и Джона, и зрителей. Это совсем не то, что мы ожидаем увидеть в сериале, где столько персонажей закономерно пожинали плоды своих необдуманных поступков, но в итоге оказывается, что это правило было писано не для Джона Сноу.
Джейме Ланнистер в воде не тонет
7 сезон 4 серия («Трофеи войны»)
Можно сказать, что 7 сезоне Джейме был «обречен на непотопляемость»: слишком уж он важен для сюжета. Во время сражения армии Ланнистеров с армией Дейенерис, Джейме намеревался убить Дейенерис, чтобы положить конец войне, но этому плану помешал дракон, который дыхнул на Джейме огнем. Однако Джейме спас Бронн – и не один раз, а даже дважды: сначала сбросив его с коня и не дав погибнуть в драконовом пламени, а затем – когда они упали в реку, и Джейме едва не утонул под тяжестью доспехов. Каким-то чудом верному Бронну все-таки удалось вытащить его на берег, хотя по логике Джейме просто обязан был так и остаться на дней – и никакой Бронн бы не помог. Тот самый момент, когда в сериале уже давно стало слишком мало правдоподобия и слишком много «чудесных воскрешений» героев, которые якобы погибли.
Читайте также: Что случится с главными героями сериала «Игра престолов» в 8 сезоне
«Рояль в кустах» по имени Дейенерис
7 сезон 6 серия «За стеной»
В серии «За стеной» кто-то снова должен спасать Джона Сноу, который отправился за Стену, чтобы поймать вихта и предоставить его как доказательство существования армии мертвецов королеве Серсее. Попав в переделку, Джон и его товарищи отправляют ворона Дейенерис, которая находится в Драконьем Камне. И она не только успевает получить послание, но и благодаря Дрогону пересекает меньше, чем за день, весь Вестерос, чтобы прийти им на выручку в самый-пресамый критический момент. Потом, когда кажется, что все пропало, Джона еще раз выручает его дядя Бенджен Старк (очень кстати появившийся как из ниоткуда), причем ценой своей жизни (и тоже очень кстати - это ведь так драматично).
Всем этим сценаристы сериала еще раз жирно подчеркнули, что выживание Джона Сноу – важнее чего бы то ни было, будь то эпизоды с «чудесными спасениями» или превращение Джона в довольно заурядного героя, в помощь которому – все старые добрые клише из фэнтези. «Избранный не умрет никогда».
Санса и Арья Старк убирают из сюжета Мизинца
7 сезон 7 серия («Дракон и волк»)
Петир Бейлиш – главный интриган Вестероса и человек, больше всех ответственный за Войну пяти королей. Лишь немногие могли бы составить ему конкуренцию, причем от такого мастера интриг, как лорд Варис, Бейлиш отличается тем, что Варис, по крайней мере, заботился о государстве, а Бейлиша интересовала лишь собственная выгода и «любовь к искусству». Поэтому тем более невероятно, что такого, как Бейлиш сумели обвести вокруг пальца две молодые девушки — Арья и Санса. Если даже зрителю, который расслабляется за просмотром сериала, довольно легко понять, что на самом деле Санса и Арья сговорились, то где были глаза «самого хитроумного человека в Вестеросе»? Может быть, Бейлиш заигрался и необоснованно уверовал в свою неуязвимость (ошибка, которую герои «Игры престолов» совершали не раз и не два). К тому же он уже слишком долго вел свою игру с семейством Старков, и должен был понимать, что у Сансы рано или поздно должны были открыться глаза на его злодеяния. Мизинец мог однажды совершить крупный просчет и остаться без единого козыря в рукаве (пусть это на него и совсем не похоже), но здесь его обманы и злодеяния вдруг разоблачаются с такой легкостью, будто он какой-то мальчик, а сам он оказывается настолько легкой жертвой, что невольно кажется, будто он со своими хитрыми кознями попросту стал для шоураннеров лишней обузой (перед эпичным финалом-то), и его решили по-быстренькому убрать, при этом не мудрствуя лукаво. Может, Арья и круто пустила ему кровь, но такому ловкому злодею, как Петир Бейлиш, ловушка нужна была позамысловатее - нельзя было его так запросто сливать.