Для быстрого поиска начните вводить запрос

​От Иисуса до Моцарта: 8 знаменитых рок-опер

Самые потрясающие работы в этом жанре - как зарубежные, так и отечественные.
30 июля 2018 0
Кадр из музыкального фильма «Томми» (1975)
Кадр из музыкального фильма «Томми» (1975)

Развитие популярной музыки во второй половине XX века дало множество самых удивительных музыкальных гибридов, не последними из которых были рок-оперы, авторы которых пытались выйти за рамки трехминутных поп-песен и применить в сочинительстве полученное «классическое» образование. Soyuz.Ru вспоминает некоторые из самых известных работ в этом жанре – как зарубежных, так и отечественных.

«Jesus Christ Superstar» (1970)

Эндрю Ллойд Уэббер, Тим Райс

Главная рок-опера в этом списке вышла в свет в 1970 году и оказалась наиболее известным произведением композитора Эндрю Ллойда Уэббера и поэта Тима Райса, а также одной из самых впечатляющих страниц в биографии вокалиста Deep Purple Йена Гиллана, исполнившего партию Иисуса. Едва ли не все ее арии встали вровень с лучшими рок-хитами, а сама рок-опера впоследствии была экранизирована и породила еще несколько версий, в том числе русскоязычную.

«Рассказанная в такой необычной форме, давно всем известная история последних дней жизни Иисуса Христа, всколыхнула веру в Него на другом, эмоциональном уровне у тех, кто и до этого считал себя религиозным. Что касается тех, кто жил, не веря, то для многих эта рок-опера стала тогда поворотным моментом в жизни, принеся счастье веры. Я знал тогда немало как молодых хиппи, так и взрослых людей, ставших христианами под воздействием этого произведения», – вспоминает лидер группы «Арсенал» Алексей Козлов, сам приложивший немало усилий для популяризации этого шедевра в СССР.

«Tommy» (1970)

The Who

В том же 1970 году на свет появилась и еще одна работа, претендующая на звание одной из первых рок-опер. Идею ее основной автор и гитарист группы Пит Таунсенд вынашивал еще с 1966 года, однако придумать подходящую концепцию ему удалось только после знакомства с учением Мехер Бабы, в основе которого лежали идеи сострадания, любви и самоанализа. Все это вылилось в идею альбома о глухом, слепом и немом ребенке, обретающем исцеление благодаря игре в пинбол.

Хотя сама концепция и сюжетная линия пластинки не может не вызывать нареканий, песни с нее оказались выше любых споров: в 2003 году журнал Rolling Stone поставил «Tommy» на 96-е место в своем списке 500 величайших альбомов всех времен. А такие песни с него, как «See Me, Feel Me» и «Pinball Wizard», неизменно входят в репертуар группы, выступающей до сих пор.

(Видео – отрывок из музыкального фильма «Томми» 1975 года, снятого по мотивам рок-оперы.)

«Jeff Wayne’s Musical Version of The War of the Worlds» (1978)

Jeff Wayne

Научная фантастика всегда была одним из главных источников вдохновения для исполнителей прогрессивного рока, поэтому нет ничего удивительного, что основой для еще одной известной рок-оперы стала знаменитая «Война миров» Герберта Уэллса. В записи двойного альбома о нашествии марсиан приняли участие такие известные к тому моменту музыканты, как лидер группы Thin Lizzy Фил Лайнотт и музыкант Moody Blues Джастин Хейворд: исполненная им песня «Forever Autumn» стала одним из главных хитов пластинки. Сама же запись, увы, не стала тяжеловесом, равным «Христу» или «Томми», однако многие не без оснований причисляют ее к наиболее видным представителям концептуального прогрессив-рока.

«Орфей и Эвридика» (1975)

Александр Журбин, Юрий Димитрин

Бум рок-опер на Западе не мог остаться без внимания в СССР: услышав все ту же «Jesus Christ Superstar», художественный руководитель ВИА «Поющие гитары» Анатолий Васильев обратился к композитору Александру Журбину, который вместе с либреттистом Юрием Димитриным создал современный вариант мифа об Орфее и Эвридике. Худсовет отнесся к работе с энтузиазмом, однако, чтобы избежать запретного тогда слова, ее переименовали в «зонг-оперу». Исполнение Орфея, партию которого спел Альберт Асадуллин, и Эвридики – будущей эстрадной звезды 80-х Ирины Понаровской, а также участие оперного баритона Богдана Вивчаровского обеспечило работе долгую жизнь: за десять сезонов спектакль был сыгран около 2000 раз. Хотя за границей он показан не был, в 1976 журнал Musical Week провозгласил «Орфея» спектаклем 1975 года «за выдающиеся заслуги в жанре рок-музыки».

«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1976)

Алексей Рыбников, Павел Грушко

«Просим милости, мадамы с джентльменами,

Двадцать центов – и уйдете обалденными!

Заходите, кто любитель небывалого:

Голова Мурьеты и рука Трехпалого!»

(Видео – отрывок из художественного фильма «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» 1982 года, снятого по мотивам рок-оперы.)

Без «Иисуса Христа» не могла бы возникнуть и другая знаменитая в нашем отечестве рок-опера, основанная на истории легендарного чилийского преступника Хоакина Мурьеты. Стихи поэта Пабло Неруды устраивали и ЦК ВЛКСМ, которому был нужен идейно броский, боевой спектакль, и режиссера Марка Захарова.

«За несколько лет до того вышел "Иисус Христос – суперзвезда", и в воздухе носилась идея сделать в России свою рок-оперу. Марк Захаров, который всегда внимательно следил за тенденциями моды, решил, что и в "Ленкоме" нужно думать о таком спектакле, - рассказывал автор музыки Алексей Рыбников. - Сюжетная линия показалась мне очень интересной – благородство основной идеи, динамичность действия, разнообразие характеров и ситуаций – все это создавало богатую основу для музыкального творчества. Я решил делать "Звезду и смерть..." как симфо-рок, сочетание большой симфонической формы и рок-ритмов».

В угоду цензуре постановку пришлось корректировать несколько раз, зато конечный результат понравился и журналистам, и зрителям: за 17 сезонов спектакль был сыгран 1050 раз, не считая многочисленных гастролей и выступлений на огромных стадионах.

«Юнона и Авось» (1979)

Алексей Рыбников, Андрей Вознесенский

Через несколько лет после «Мурьеты» Алексей Рыбников показал Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Первоначально они должны были стать основой музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве», однако поэт Андрей Вознесенский, к которому Захаров обратился за либретто, предложил вместо этого свою поэму «Авось» о любви русского посланника в Америке Николая Резанова и юной испанки Кончиты. Новый спектакль прошел худсовет с первого раза, а впоследствии был показан в Париже и Нью-Йорке, затем в Германии, Нидерландах и других странах. А как минимум одна из написанных для него песен зажила собственной жизнью – можно не видеть спектакля ни в театре, ни в записи, но песню, начинающуюся со слов «Ты меня на рассвете разбудишь» хоть раз слышали едва ли не все.

«Стадион» (1985)

Александр Градский

Говорят, что нынешний наставник шоу «Голос» пришел в музыку с наполеоновской целью, которую он формулировал ни много ни мало как «убрать битлов»: сделать это ему не удалось, но глыбой в собственном отечестве он стал – во многом благодаря масштабным и действительно сильным проектам вроде нашумевшего альбома «Русские песни». Событием стала и его версия истории певца Виктора Хары: на запись собственной рок-оперы, посвященной его жизни и гибели, он привлек едва ли не всех, кто вообще умел петь – включая Иосифа Кобзона, Аллу Пугачеву и певца группы «Цветы» Александра Лосева. Право же, подобный набор сам по себе достаточное основание для любопытства со стороны почитателей рок-опер.

«Mozart: L’Opera Rock»

Жан-Пьер Пило, Оливье Шультез

Франция – одна из тех стран, которые ассоциируются с роком в меньшей степени, чем, скажем, Британия или даже Германия. Тем не менее ещё в 2008 году именно там появилась на свет идея показать Моцарта первым рок-музыкантом в истории – гением-бунтарем, чья судьба изобилует взлетами и падениями. Такой подход оказался весьма необычен и принес постановке Дова Аттья и Альбера Коэна номинацию на премию «Хрустальный глобус», а диск с записью рок-оперы получил статус бриллиантового диска, разошедшись тиражом более 750 000 копий. Помимо Франции, спектакль с триумфом прошел в Бельгии, Швейцарии, на Украине и в России, а одна из его песен, «L’Assasymphonie» («Симфония убийства»), получила награду NRJ Music Awards в категории «Франкоязычная песня года», хоть и воскресила давно опровергнутую теорию о Сальери-завистнике Моцарта. Кстати, во время второго турне мюзикла по Украине и России исполнитель партии Сальери Флоран Мот исполнял «L’Assasymphonie» на русском языке.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями