Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Сердце мира»: О зверях и людях

Новая лента Наталии Мещаниновой предлагает зрителю проделать невероятно сложную душевную работу – отказаться от привычных шаблонов оценки реальности.
26 сентября 2018 0
Кадр из фильма «Сердце мира»
Кадр из фильма «Сердце мира»

Новый фильм Наталии Мещаниновой о жизни на притравочной станции стал триумфатором на прошедшем в июне этого года 29-м «Кинотавре». Лента получила главный приз, награду за лучшую мужскую роль (Степан Девонин) и приз Гильдии киноведов и кинокритиков. «Сердце мира» можно сравнить с горькой, но нужной таблеткой, после принятия которой действительность уже не будет казаться простой и понятной.

Ветеринар Егор (Степан Девонин) живет и работает в Псковской глуши на притравочной станции, возглавляемой Николаем Ивановичем (Дмитрий Поднозов). С собаками, козлятами, лисами, оленями и другими животными Егору явно легче и приятнее проводить время, нежели с людьми. Даже выхаживать и таскать на своих плечах парализованную самку алабая (ее хотели усыпить, но Егор не дал) ему приятнее, чем принимать знаки внимания от Даши (Яна Сексте), дочери Николая Ивановича. Пожалуй, только с ее сыном Ваней, который вечно болтается под ногами, за что получает нагоняи от Даши, Егор чувствует себя более-менее комфортно. То ли дело в том, что Егор и сам до конца не повзрослел и часто совершает импульсивные и глупые поступки, то ли в том, что он не понаслышке знает, какого это – жить с грубой матерью. Егор и Ваня во многом похожи на пропавшего мальчика из звягинцевской «Нелюбви»: они тоже ранимые, обидчивые и чуть что – сразу убегают в лес.

Кадр из фильма «Сердце мира»

Кадр из фильма «Сердце мира»

Но как бы ни хотел Егор сбежать, оборвать все связи, стать если не диким зверем, то Маугли, чтобы жить в лесу, все равно его тянет обратно – к людям и к дому. Главный герой весь фильм ходит с раненной собакой Белкой, но он и сам похож на раненного зверя, который без чужой помощи не может залечить свои раны. Или еще он похож на одомашненную лису, которая мечется в клетке, но, если ее выпустит на волю добрый гринписовец, то она либо откажется уходить в лес, ведь станция – это и есть ее дом, ее сердце мира, либо попросту не выживет в дикой природе. Лиса может и хочет быть свободной, но за годы, проведенные в клетке, ее навыки выживания свелись к нулю. Эти выращенные в неволе звери зависли где-то между двумя мирами: они уже и не дикие, но и никогда не будут по-настоящему домашними. Егор тоже существует где-то на границе, а точнее, он сам себя туда определил, так как считает, что по-настоящему его никто и нигде не сможет принять.

Кадр из фильма «Сердце мира»

Кадр из фильма «Сердце мира»

Кстати, зоозащитники и правда появляются в фильме и выпускают живущих на станции лис, у которых оказались чудесные имена (Кира, Рудик, Кузя, Юлька) на волю. Вначале кажется, что сейчас эти энергичные молодые ребята в яркой спортивной экипировке наведут порядок или, по крайней мере, устыдят работников станции за негуманное обращение с животными. Но эта уверенность постепенно тает и обнажает грустную правду – все привычные критерии оценки («хорошо-плохо», «гуманно-негуманно») на этой территории просто не работают. Не только в отношении притравочной станции, но и в отношении живущих там людей. Например, скромняга Егор, которого мы уже успели полюбить за доброту по отношению к раненной собаке и мальчику Ване, начинает терять над собой контроль и творить не просто глупые, а непростительные вещи. Но его прощают, и он прощает других и самого себя. То, что казалось понятным и знакомым, поделенным на «черное» и «белое», на проверку оказалось «сумеречной зоной», полной неясных оттенков и полутонов. В этом плане Наталия Мещанинова не предлагает совершить легкую прогулку и, походя, поразмышлять об абстрактных понятиях добра и зла, а заставляет совершить усилие над собой и проделать невероятно сложную душевную работу – отказаться от привычных шаблонов оценки реальности.

Кадр из фильма «Сердце мира»

Кадр из фильма «Сердце мира»

Можно с уверенностью сказать, что теперь Наталию Мещанинову будут представлять не как сценариста прошлогоднего народного хита «Аритмия», а как режиссера «Сердца мира» – настолько это сильная, зрелая и запоминающаяся работа. Хотя в сценаристах фильма снова числится Борис Хлебников, а главный герой опять медик, как можно было уже понять, «Сердце мира» меньше всего похоже на ламповую мелодраму про работников скорой помощи. Это более сложное и неоднозначное кино, совсем не щадящее своего зрителя.

Кадр из фильма «Сердце мира»

Кадр из фильма «Сердце мира»

Даже если у этой истории будет меньше поклонников, нежели у картины Хлебникова, то в список лучших отечественных фильмов 2018 года «Сердце мира» точно попадет. Как попала в список важных картин 2014 года предыдущая режиссерская работа Наталии Мещаниновой – радикальный и бескомпромиссный «Комбинат "Надежда"». Правда, посмотреть его тогда получилось у совсем небольшого количества людей: из-за принятого в том году закона о запрете ненормативной лексики в кино в России фильм в прокат выйти не смог, так как режиссер отказалась делать переозвучку завершенной картины. То, что сейчас прокату «Сердца мира» ничего не мешает, это уже повод для радости, ведь подобное вдумчивое русское авторское кино у нас на вес золота; его важно и нужно увидеть на большом экране.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями