Пугало – хмурая, лохматая, вечно пьяная знахарка из покрытого снегом села. Жители деревни тетку ненавидят, боятся и прогоняют, но приходят к ней, когда руки опускаются. Надежда только на нее. Вдруг поможет. А после обряда изгнания, высосав чужую хворь, целительница плюется черной кровью и заливается водкой и слезами, чтобы унять боль. Исцеление для одних – проклятие для нее. Мороз, водка, трагедия с ноткой мистики и якутским колоритом – вот что такое «Пугало».
Картина на грани метафоры, снятая на якутском языке, подобна сплаву драмы и мифа. Сюжет, который длится чуть больше часа, неторопливый, без жестокости и жути глухой глубинки, а внимание зрителя держит грязная, одинокая, чужая, проклятая, похожая на ведьму женщина, живущая в обществе ненависти и страха. Ее ругают, унижают и избивают, буханку хлеба не дают купить и даже на кырыымпе не поиграть, а участковый, когда встретит, твердит ей устало: «Успокойся, найдем». Жизнь знахарки – пить, смолить, колоть дрова, сидеть в кочегарке (сразу вспоминается Балабанов) и брести в рваных валенках в бескрайнее никуда.
Режиссер-самоучка Дмитрий Давыдов, автор потрясающих притч «Костер на ветру» и «Нет бога кроме меня», показывает судьбу охваченного горем человека, скрывающего тайну. Непонятная и непонятая героиня – молчаливый изгой, погрязший в собственных тревогах, вызванных не столько волшебной силой, сколько скрытым от нас, но знакомым всей деревне прошлым, которое автор никогда не проговаривает вслух. Прошлое, как плоды искусства знахарки, остается за кадром. Кто-то верит в ее дар, а кто-то ее бранит. На экране затемнение, а дальше зритель догадается.
Лишенная красок картина, которую уместно сравнивают с кинговской «Зеленой милей», сильна не столько драматургией, сколько образностью. «Пугало» – не Голливуд. Режиссер работает меньше с диалогами, больше с изображением. Зимние пейзажи, крупные планы и трагическая тишина, приукрашенная хрустом снега и протяжными атмосферными струнными. Почти безмолвный, как мрачная героиня, фильм пронизан сдержанностью, даже чрезмерной. Якутской тундрой не насладиться и не ужаснуться, колдовство скрыто от посторонних глаз, а печаль читается в лице персонажа и шаманских плясках. Режиссура тонкая, поэтому победа на «Кинотавре», главном киносмотре России, а также приз за женскую роль – справедливое вознаграждение. Правильно говорят, якутское кино – явление сильное.
«Во мне не остается ничего, только пустота», – говорит персонаж другой картины Давыдова, чье кино до больших экранов прежде никогда не добиралось. И вот он вновь рассказывает об отдающих себя, живущих по совести и ответственных за грешников. Изуродованное судьбой Пугало оказывается единственным спасением для страждущих, для больных и раненых. Но кто спасет ее? Нет бога кроме нее. «Пугало», как прошлые фильмы Дмитрия Давыдова, говорит о роковом выборе маленького человека с большой душой и грустным взглядом. Режиссер напоминает, что истинная сила человека – самопожертвование.