4 октября в российский прокат выходит «Черный клановец» Спайка Ли – фильм, сумевший завоевать Гран-при 71-го Каннского кинофестиваля. В этой на первый взгляд легкой и остроумной ретро-комедии режиссер рассуждает об ответственности кинематографа за умы и настроения в обществе. С такой позицией режиссера можно согласиться только отчасти.
История Рона Сталлворта, чернокожего копа, сумевшего проникнуть в Ку-клукс-клан, поистине невероятна. В основу этого, казалось бы, анекдотичного сюжета легли реальные события, а точнее – книга самого Сталлворта, впервые опубликованная не так давно – в 2013 году, а теперь переведенная и на русский язык. В начале 70-х в Колорадо-Спрингс амбициозный полицейский-новичок Рон (Джон Дэвид Вашингтон – сын Дензела Вашингтона и бывший игрок в американский футбол, а теперь очень перспективный актер) «по приколу» откликается на объявление из газеты о наборе новых членов в филиал колорадского Ку-клукс-клана. Рону быстро отвечают и приглашают на очную встречу, на которую, понятное дело, он не может пойти. Вместо себя он посылает коллегу Флипа Циммермана (великолепный Адам Драйвер, уже не нуждающийся в особом представлении). Сам же Рон продолжает налаживать отношения с ку-клукс-клановцами и их лидером Дэвидом Дюком (неузнаваемый Тофер Грейс из «Человека паука 3») по телефону, умело подражая расистской риторике и акценту типичного «белого» южанина – ради этого стоит найти копию фильма без русского дубляжа. Одновременно с этим у Сталлворта завязываются романтические отношения с Патрис, ярой активисткой движения «Black power» (красотка Лора Хэрриер из ленты «Человек-паук: Возвращение домой»). Ситуация накаляется, когда в городе одновременно намечаются публичные выступления ку-клукс-клановцев и митинги чернокожих студентов, ратующих за равноправие. Рон буквально оказывается меж двух огней: идейно он вместе с Патрис, но как полицейский должен защищать Дюка от возможного нападения со стороны участников «Black power».
«Черный клановец» идет по колее, проторенной прошлогодним комедийным хоррором «Прочь» Джордана Пила, с легкой подачи которого Спайк Ли и решил перенести историю Рона Сталлворта на экран. Оба фильма объединяют не только отменный юмор и колоритные персонажи, но и затрагиваемые темы. Как и Пил, Ли говорит о не перестающей быть актуальной в современной Америке проблеме расизма. Правда, делает он это не так тонко, как его коллега.
Кино способно формировать ценности человека и лепить его картину мира – вот, пожалуй, основной посыл, который вложил Спайк Ли в свою новую работу. Он искренне верит в эту идею и последовательно ее доказывает. Начинается «Черный клановец» с кадров из «Унесенных ветром» – канонического фильма про гражданскую войну в США (1861-1865), по завершению которой и возник ККК. Казалось бы, старый фильм об уже далеком прошлом. Какое он имеет отношение к разговору о дне сегодняшнем? «Проиграна битва, но не проиграна война», – заявляет нелепый политикан, блестяще сыгранный Алеком Болдуином. Он выступает на фоне кадров из «Рождения нации» Дэвида Уорка Гриффита и обещает сделать Америку снова великой. Где-то мы такое уже слышали…
Именно с выходом в 1915 году «Рождения нации» связывают подъем активности ККК и новый всплеск национализма в США. В «Черном клановце» герои с горящими глазами смотрят этот трехчасовой немой эпос, который осилит не каждый студент киношколы. То, что великий, но безнадежно устаревший фильм может кого-то вдохновить – верится с трудом. Однако с фактами из книги Рона Сталлворта не поспоришь: произведение Гриффита – это один из главных столпов ККК. Спайк Ли не просто верит в волшебную, хоть и ядовитую силу «Рождения нации», он считает, что развеять ее морок может только другой фильм. Как говорится, клин клином вышибают. Нужно только получше высмеять всю нелепость Ку-клукс-клана и его недалеких членов. Примерно так, как это сделал Квентин Тарантино в ленте «Джанго освобожденный».
Все это и правда было бы очень смешно, если бы не было так грустно – радикальный национализм не сводится к надеванию наволочки на голову. А каким бы фильм ни был прекрасным, он, к сожалению, не способен изменить убеждения всех посмотревших его людей. Экранизация «Убить пересмешника», обличающая расизм, вышла аж в 1962 году, а ку-клукс-клановцы как собирались, так и продолжали собираться в 1970-х, когда вел свое расследование Сталлворт.
Возникает печальный разрыв между тем, что хотел сказать автор, и тем, что получилось. Вместо послесловия Спайк Ли вставляет хроникальные кадры, на которых запечатлены последствия прошлогодней трагедии в Шарлоттсвилле: тогда мирную демонстрацию против радикальных националистов протаранила машина, травмы получили 19 человек, одна женщина погибла. Ли убежден, что сейчас – самое время, чтобы рука стала кулаком, наносящим ответный удар. Мы же, смотря на эту ситуацию со стороны, понимаем: ответная агрессия – явно не самый адекватный способ решения проблемы.