10 ноября исполняется 90 лет одному из величайших композиторов современности, автору саундтреков к сотням фильмов – Эннио Морриконе. По этому случаю вспоминаем интересные факты и цитаты легендарного Маэстро.
Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года в Риме в семье джазового трубача и домохозяйки. Свою первую композицию написал уже в шесть лет, а в 12 поступил в консерваторию Святой Цецилии по классу трубы, подрабатывая в ансамбле и выступая в различных заведениях. Окончив обучение в консерватории, начал писать аранжировки для песен и работать на ТВ и радио, а также в театре. Через некоторое время режиссер Лучиано Сальче, с которым Морриконе сотрудничал ранее, позвал Морриконе поработать над фильмом. Так началась карьера Морриконе в качестве композитора музыки для кино. Первой его во всех смыслах знаковой работой в кино стал саундтрек к спагетти-вестерну Серджио Леоне «За пригоршню долларов» – дебютной ленте «долларовой трилогии», над которой итальянские режиссер и композитор славно потрудились вместе.
«Мое детство было очень сложным. Я вырос в Риме во время Второй мировой войны. Сперва город оккупировали немцы, потом прибыли союзники. Иногда у нас не было достаточно еды. Когда война закончилась, я узнал, какие страшные события произошли в других местах, и понял, что мне повезло».
О самых ранних воспоминаниях от похода в кино:
«Мои первые воспоминания связаны с кино. Я люблю кино, помимо музыки, конечно. В моей юности кинотеатры показывали два фильма в день. Я смотрел оба. Это может прозвучать странно, но "Вестсайдская история" была единственным мюзиклом, который мне нравился. Мне вообще не нравятся мюзиклы или фильмы с песнями. Я всегда считал их нереалистичными, и песни звучат фальшиво. Но в случае с "Вестсайдской историей" все иначе. Также мне не очень нравятся любовные истории. Я предпочитаю приключения и детективы. Хичкок был настоящим мастером».
В начале своей карьеры использовал псевдонимы Дан Савио и Лео Николс.
О работе над музыкой для кино:
«Работа на кинематограф – ценный опыт, давший мне шанс экспериментировать со своими идеями. Честно говоря, я считаю, что хороший композитор музыки для фильмов должен иметь полный набор знаний по композиции музыки и оркестровым техникам, а также обладать глубокими знаниями музыкальных стилей и языков».
Родившийся в Риме Морриконе гордится тем фактом, что он никогда не переезжал из столицы Италии на постоянной основе, хотя не раз получал заманчивые предложения от голливудских студий.
Несмотря на огромное количество совместных работ с американскими режиссерами, Морриконе так и не выучил английский язык. Поэтому в 2007 году, во время вручения премии «Оскар» (первой для Маэстро) за вклад в киноискусство, речь Морриконе переводил Клинт Иствуд, не раз снимавшийся в картинах с музыкой итальянского композитора.
«У меня нет произведения, которое я люблю больше остальных. Каждый раз, когда я создаю музыку для фильма, я отдаю этому процессу всего себя. Есть, конечно, композиции лучше, но я не могу сказать, какие именно».
В 1977 году написал официальную тему для чемпионата мира ФИФА 1978 года в Аргентине.
Эннио Морриконе часто сотрудничал с певицей Эддой Дель’Орсо, которая исполняла бессловесные вокальные партии для его композиций.
Несмотря на то, что одни из самых знаменитых работ Морриконе – музыка к вестернам, итальянский композитор проявил себя во многих жанрах. Суммарно на счету Морриконе порядка 500 саундтреков к фильмам таких известных режиссеров, как Серджо Леоне, Джузеппе Торнаторе, Дарио Ардженто, Бернардо Бертолуччи, Квентин Тарантино, Брайан Де Пальма, Пьер Паоло Пазолини, Джон Хьюстон, Дон Сигел, Майк Николс, Терренс Малик и многих других.
«Я всегда держу в голове, что сперва идет фильм, а следом – музыка».
Эннио Морриконе был одноклассником режиссера Серджио Леоне, с которым успел поработать над несколькими знаковыми для истории кинематографа фильмами, тем самым составив один из легендарных дуэтов режиссера и композитора. Забавно, но Серджио Леоне сперва не узнал Морриконе, когда собирался предложить ему написать музыку для картины «За пригоршню долларов».
Эннио Морриконе о славе создателя музыки к вестернам:
«Меня очень раздражает, что большинство людей помнят меня только по вестернам, хотя лишь приблизительно восемь процентов моих работ приходится на этот жанр. Поэтому иногда я сильно расстраиваюсь, так как писал музыку для фильмов разных жанров».
«Невозможно спасти плохой фильм хорошей музыкой».
Написавший музыку для порядка 500 фильмов Морриконе о безмерно почитаемом им композиторе Иоганне Себастьяне Бахе:
«По сравнению с Бахом я практически безработный»
Морриконе признался, что одним из главных разочарований в его карьере стало то, что он не смог написать музыку для фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин».
Лишь спустя 50 с лишним лет в индустрии Маэстро получил «Оскар» в соревновательных категориях за работу в фильме «Омерзительная восьмерка». Несмотря на легендарный статус и десятки знаковых партитур к кинолентам, это единственная победа Эннио Морриконе в этой категории.
«Я был уверен, что должен получить статуэтку за работу в картине "Миссия". Особенно учитывая, что награду в том году вручили за саундтрек к фильму "Полночный джаз", который не был оригинальным. Аранжировка Херби Хэнкока была очень хороша, но она использовала уже существующее произведение. Поэтому сравнения между ней и саундтреком "Миссии" не должно было быть».
Маэстро получил собственную звезду на голливудской «Аллее славы» лишь в 2016 году.
«Самое главное – это качество. Я надеюсь, люди запомнят, что моя музыка обладала качеством. Иногда меня просят написать что-то простое, так как история фильма простая. Но я всегда стараюсь создать что-то уникальное».
Инструментальная композиция Эннио Морриконе The Ecstasy of Gold из вестерна «Хороший, плохой, злой» нередко используется как вступительная музыка на концертах знаменитой группы Metallica.
«Я всегда говорил, что, по моему мнению, цель музыки в кино передать то, что не видно в кадре или не сказано в диалогах. Это что-то абстрактное, наступающее издалека… и это должно привносить значение в фильм».
Написал оригинальную музыку для фильмов «Куда приводят мечты» и «Алая буква», но от нее в итоге отказались.
К сожалению, легендарный саундтрек Морриконе для фильма «Однажды в Америке» остался без внимания Американской киноакадемии, так как студия банально не подала необходимые для выдвижения на премию документы.
«Встреча с моей женой Марией и наша женитьба – самые романтические моменты моей жизни. Она была подругой одной из моих сестер. Мы женаты уже более 60 лет. Когда мне было 40, я сказал ей, что закончу писать музыку для кино и отдам свое время созданию, что я называю, "абсолютной музыки". Я говорил это в 50, 60, 70, 80 лет. Возможно, когда мне будет 90, я остановлюсь».
«Все должны умереть. Я не очень-то боюсь этого. То, что меня действительно пугает, это если я умру раньше Марии и оставлю ее одну или наоборот. Идеально было бы уйти вместе».