При всем общемировом уважении к Марку Нопфлеру как стабильному и в хорошем смысле слова предсказуемому музыканту как-то уже забылось, что его карьера сольного артиста началась еще во времена стадионного успеха его группы Dire Straits. Причем первой сольной работой артиста был саундтрек к фильму «Local Hero» («Местный герой», 1983), да и в последующем киномузыка занимала изрядное место в его творчестве. Однако новейший альбом певца и гитариста «Down The Road Wherever» при сохранении всех моментально узнаваемых особенностей композиционной и исполнительской манеры Нопфлера способен стать для него средством возвращения себе успеха музыканта для всех и каждого. Только другое дело, что этих «всех» теперь точно не отнесешь к категории относительно молодых личностей, озабоченных громкой музыкой и модой на нее.
Не откроем Америки, если заметим, что известный имиджевый – и, следовательно, коммерческий – разрыв в сольном творчестве Марка Нопфлера существовал всегда. Его тихие полноразмерные работы чудовищно контрастировали с общественным представлением о нем как пусть бывшем, но герое стадионов, а редкий музыкальный вкус и аура собственного имени позволяли ему записывать не просто безупречно звучащие комфортабельные работы с лучшими именами музыкального мира, но и собирать столь же внушающие уважение аккомпанирующие составы, не просто точно, но с гигантской, пусть и полускрытой энергетикой, способные переносить эту музыку на арены, ничего в ней не теряя. Перед нами как раз тот случай, когда невероятный профессионализм музыканта существует не просто в синтезе с его материалом, но позволяет вытянуть малость скучноватый для широкого слушателя материал на понятный именно такому слушателю уровень. Сомнений быть не может: для Марка Нопфлера не было проблемой собрать в Москве «Олимпийский» – причем публика шла не на воспоминания о Dire Straits, но на самого Марка. Не забудем и о том, что сольные работы Нопфлера в 2000-е стабильно лицензировались его российским издателем и, судя по всему, расходились немалыми официальными тиражами.
И совершенно нельзя сказать, что «Down The Road Wherever» открывает для Марка Нопфлера и его поклонников какие-то неизвестные территории – со времен своего первого настоящего, не являющегося саундтреком, сольного альбома «Golden Heart» (1996), музыкант все же постоянно чурался стадионной грандиозности песенного материала. Новая работа продолжает музыкальное движение в сторону тотальной умиротворенности – вот только следует она не из коммерческого расчета, а из личных, в том числе композиторских, пристрастий артиста и его опоры на наследие великих американских музыкантов, в первую очередь Джея Джея Кейла. Не будет несправедливым сделать расхожее замечание о том, что Нопфлеру теперь интересны не столько ноты и аккорды в его собственной музыке, как то звуковое пространство, которое эти элементы окружает, и применяемое к совершенно другой музыке определение «звуковой дизайн» для новинки уместно в невероятной степени. Простая музыка, оформленная красиво, но без излишней помпезности и затейливости – что может быть лучше?
Хотя Марка Нопфлера никогда нельзя было назвать ни изощренным композитором, ни гитаристом, злоупотребляющим сложными и утомительными для слушателя соло, «Down The Road Wherever» слушается как прямой наследник работ Эрика Клэптона позднего периода и даже последнего сольного альбома Дэвида Гилмора «Rattle That Lock» (2015). Работа Гилмора вспоминается здесь и потому, что в мелодическом и аранжировочном смысле первый сингл с альбома Марка, пьеса «Back On The Dance Floor» имеет немало сходства с титульным номером «Rattle That Lock». Как и ранее на своих работах, Нопфлер не забывает придать части номеров известный фолковый, а то и открыто кельтский колорит – но подобные пьесы не слушаются здесь чрезмерной экзотикой просто потому, что автор-исполнитель облекает их в понятную всем и каждому форму печальных эстрадных песен чуть ли не 70-летней давности. Отличный пример – печальный трек «When You Leave», обращающий на себя внимание интересным экономным использованием саксофона и духовой секции в аранжировке этой «дедушкиной песни», вроде бы теоретически здесь малоуместном. Вообще, создается впечатление, что на «Down The Road Wherever» Марк Нопфлер совершил маленькую революцию в деле использования духовых инструментов в негромкой рок-музыке – то есть там, где «медь и дудки» вроде бы совершенно неуместны. Убедитесь в этом сами, ознакомившись с номерами «Just A Boy Away From Home» и «Nobody Does That» – второй из них может быть назван удивительным скрещением традиции собственно Dire Straits и уже упоминавшегося Джея Джея Кейла, но на основе динамичной поп-джазовой аранжировки для малого состава.
Если же говорить о радикальных музыкальных полюсах нового альбома, который кому-то может показаться привычно тихим и оттого несколько затянутым, то необходимо обратиться к пьесам «Good On Your Son» и «Slow Learner». Первая из них являет собой бальзам на душу старым поклонникам Dire Straits, только с известной поправкой на возраст ее автора – и, надо думать, поклонников. Зато говоря про «Slow Learner», необходимо процитировать заокеанских экспертов, возглашающих, что при помощи данной фортепианной джазовой баллады с ощутимо вечерним колоритом «Марк открыл в себе своего внутреннего Фрэнка Синатру» – вот так, не больше и не меньше! Наверное, понятно, какой уровень сообщает любому музыканту сравнение с «дядюшкой Фрэнком» в устах американского критика – но у Нопфлера нет причин на этот раз быть излишне скромным: про «Down The Road Wherever» можно сказать только одно – альбом удался. Причем несомненное и, пожалуй что, вневременное его достоинство – умение привлечь к себе слушателя, который раньше и знать ничего не знал о Марке Нопфлере и влюбить в его творчество с первого прослушивания. Совершенно невероятное достижение для альбома музыканта-ветерана 2018 года издания.