24 января в прокат выходит новая кинотрактовка приключений знаменитого детектива Шерлока Холмса и доктора Джона Ватсона. Если вы – поклонник творчества Артура Конана Дойля, и для вас Шерлок Холмс – пример блестящей логики и благородства, то предупреждаем: фильм «Холмс & Ватсон» – неизобретательное хулиганство, которое не оставило от классического героя и следа. Холмс-гений исчез, да здравствует Холмс – напыщенный идиот!
Писатель Артур Конан Дойль не представлял, какая судьба ждет его героев на больших экранах. Поначалу кинематографисты следовали канонам романов и старались сохранять дух оригинала. Чего только стоит британский сериал «Приключения Шерлока Холмса» (1984-1994) или советский цикл телефильмов (1979-1986) Игоря Масленникова, в котором с дотошностью воспроизведена атмосфера того времени. В 2000-х Гай Ричи сделал из Шерлока Холмса яркого, харизматичного героя, добавив «пороха» и экшена, что лишний раз подтвердило, что Холмс & Ватсон – герои на века. «Мистер Холмс» (2015) с Иэном Маккеленом рассказывал о жизни пожилого Холмса – это искреннее, драматическое кино. Бенедикт Камбербэтч в сериале «Шерлок» представил Холмса как высокоактивного социопата, который живет в современном Лондоне и расследует запутанные дела. В сериале «Элементарно» Холмс (Джонни Ли Миллер) «переехал» в Нью-Йорк, а роль доктора Ватсона сыграла женщина (Люси Лью).
Вероятно, режиссер нынешних «Холмса и Ватсона» Итан Коэн (нет, не тот Итан Коэн, о котором вы могли подумать) решил, что с культовыми персонажами можно экспериментировать дальше, и это безусловно «зайдет» у зрителей. Однако он не учел, что зрители – не идиоты, и не будут «глотать» такой сомнительный кинопродукт. Предшественники Коэна все-таки сохраняли уважение к оригиналу (привнося, однако, что-то свое), а главные герои покоряли острым умом, чувством юмора и харизмой. Однако режиссер «Холмса и Ватсона» пошел своим путем – и снял фильм, в котором исторические события, известные личности и сюжетная логика свалены в одну мерзкую кучу, которую так и хочется обойти стороной. Холмс (Уилл Феррелл) и Ватсон (Джон Си Райли) показаны непрошибаемыми идиотами, которые охотятся на комара с дубиной, не могут выбрать подходящую шляпу для суда, делают псевдоматематические вычисления исхода кулачного боя, а женщина-доктор для них не совсем доктор. Думаете, карикатура? Ха! Это не карикатура, даже не пародия, а настоящее тупое, несмешное и бессмысленное глумление над фактурными персонажами. Профессор Мориарти (Рэйф Файнс) оказывается мелким преступником, а не властным криминальным авторитетом. Заметно помолодевшая миссис Хадсон (Келли Макдональд) не отличается благодетелью (среди завсегдатаев ее постели – Марк Твен, Альберт Эйнштейн и Гарри Гуддини), а королева Виктория не против сделать губы уточкой для «себяшки» (в российском дубляже «селфи» было переведено как «себяшка»). Сказать, что на всю эту вакханалию неприятно смотреть, – ничего не сказать. А сцена, в которой главные герои оказываются в морге, и очень «живописно» показана их реакция на медицинское учреждение, и вовсе мерзкая. Слабонервным лучше не смотреть!
При таком великолепном актерском составе (как их только сюда занесло?), финансировании (бюджет – $42 млн!), богатой фактуре прототипов и известности дуэта Холмс-Ватсон, Итан Коэн почему-то концентрируется на пошлости, второсортных шутках, излишней физиологичности и – внезапно, хотя это многое объясняет – выпадах в сторону Трампа. Фильм как бы о британцах – причем здесь американская политика? Неужто Голливуд выдал этот заведомо провальный проект, чтобы впихнуть дополнительную порцию критики в адрес Трампа? К слову, знаменитый метод дедукции Шерлока Холмса мелькает в ленте пару раз, но назвать показанное «логическими связями» сложно – скорее, бредни человека с раздутым эго, который считает себя умнее других.
Единственное, что спасает фильм и не заставляет сразу покинуть зал – харизматичные второстепенные герои. Инспектор Лестрейд (Роб Брайдон) руководствуется здравым смыслом и прав в своих выводах, американский доктор Грейс Харт (Ребекка Холл) и ее помощница Милли (Лорен Лэпкус) – женщины, которые умеют постоять за себя и обожают науку. В роли брата Шерлока Майкрофта выступил Хью Лори, но его на экране ничтожно мало. Увы и ах: сцене с выбором шляпы дано больше времени, чем талантливому Лори…
«Холмс & Ватсон» уже попал в список антипремии «Золотая малина» как «Худший фильм года». Тут нет вообще ничего, за что можно было бы зацепиться и вытянуть проект из категории «Отвратительное». Хотя, если режиссер Итан Коэн на полном серьезе считает, что эпизод в местном пабе – самый смачный, то этот сомнительный фильм ничего, кроме антипремии и забвения, не заслуживает.