Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Dream Theater «Distance Over Time»: Второе пришествие в третий мейнстрим

Перед нами один из четырех лучших альбомов в дискографии легендарной прог-метал группы.
22 февраля 2019 0
Обложка альбома ​Dream Theater «Distance Over Time»
Обложка альбома ​Dream Theater «Distance Over Time»

Казалось бы, зачем возвращать себе доброе имя, если оно уже заработано один раз почти 27 лет тому назад и навсегда? Однако музыканты ведущего прогрессив-металлического состава мира Dream Theater уверены, что в этом есть смысл, и результатом такого подхода стал один из четырех лучших альбомов в дискографии группы.

Догадываетесь ли вы, что является самым странным во взаимоотношениях Dream Theater со своими поклонниками? Конечно же, вы об этом не просто догадываетесь, вы это точно знаете… Ведь каждая следующая студийная работа нью-йоркцев становится поводом не только для мощнейших дискуссий поклонников коллектива, но и для отчетливых проклятий в адрес музыкантов: дескать, и на сей раз Dream Theater оторвались от собственных корней! Другое дело, что представление о корнях группы, единолично определившей понятие прогрессив-метала в мейнстриме у каждого ее слушателя едва ли не свое. Но общая точка зрения наличествует, ведь все без исключения работы группы в той или иной мере знаменуют отход от постулатов, заявленных на втором альбоме Dream Theater – стилеобразующем «Images And Words» (1992). Да что там «стилеобразующего» – для рок-музыки 90-х и далее это такой же важный альбом, как и его почти ровесники, то есть «Nevermind» Nirvana и «черный альбом» Metallica (оба – 1991). Так вот, удивитесь и восхититесь: «Distance Over Time» – это первая работа квинтета именно с 1992 года, максимально приблизившаяся и по музыкальной концепции, и по звучанию к «Images And Words».

Говоря о том, чем же так хорош новый альбом Dream Theater, совершенно невозможно обойтись без постоянных отсылок к «Images And Words» и странности той работы для стыка эпох, на котором он если не был издан, то уж точно был записан. После фактического фиаско с полноразмерным дебютом «When Dream And Day Unite» (1989) у музыкантов Dream Theater не оставалось иллюзий по поводу того, что и боссы фирмы грамзаписи, и широкая публика готовы принять их группу только в случае присутствия у нее одновременно комфортабельного студийного звучания и красивых вокальных мелодий. Поэтому работа над «Images And Words» больше напоминала мозговой штурм, аналогично напряженными были и поиски нового вокалиста. Усилия того стоили – контракт с Atlantic Records состоялся на самом излете рок-эры 80-х, когда темные тучи гранжа уже застилали горизонт. Понятно, что расслышал A&R-менеджер Atlantic Дерек Оливер и его руководство в тех демо-лентах: по сочетанию красоты мелодики, и не только вокальной, и насыщенных инструментальных аранжировок будущий материал «Images And Words» восходил к былой классике Kansas и Rush их золотого периода. В финальном продукте к этому прибавилось невероятное продюсирование Дэвида Пратера, к тому моменту сделавшему себе коммерческое имя в Америке работой с мастерами стадионного AOR'а Firehouse на их сверхуспешном безымянном дебюте (1990). Понятно, что руководство Atlantic на тот момент мыслило категориями именно 80-х и пыталось вписать «Images And Words» именно в эту эпоху. Но к моменту издания альбома в июле 1992 года многие уже поняли, во что вляпался с гранжем большой музыкальный бизнес, и 61 место этой работы в альбомном Top-200 еженедельника Billboard по тем временам оказалось отличным результатом. Парадокс: альбом, рассчитанный на мейнстрим 80-х, сумел отлично вписаться в новую мрачную рок-реальность исключительно методом «от противного».

Несмотря на ненамного менее теплый прием, оказанный СМИ следующей работе группы, аналогичному по содержанию и звучанию альбому «Awake» (1994), далее все пошло не так, как того хотелось бы музыкантам. Уход из группы клавишника Кевина Мура – это еще полбеды, куда больше состав начали лихорадить личностные и алкогольные закидоны его тогдашнего лидера – барабанщика Майка Портного, а равно и его излишне широкие вкусы, до актуального на тот момент ню-метала включительно. И хотя группе удалось побороть эту вкусовщину уже на альбоме «Metropolis Pt. 2: Scenes From A Memory» (1999), записанным в компании ее нынешнего клавишника-виртуоза Джордана Рудесса, ее последующее творчество оказалось излишне монументальным и, как ни странно, относительно маломузыкальным – инструменталистов больше заботило сочинение заковыристых риффов и их обыгрывание в течение многих тактов, а также аналогичных соло. Первый и вполне успешный выход из этого лабиринта оказался выполнен с предпоследним на данный момент альбомом Dream Theater «The Astonishing» (2016) – но слушателям он показался излишне сложным и «легким по звучанию», по форме являясь двухчасовой моноооперой, а по аранжировкам наследующий Queen и поп-стороне опять же «золотых» Kansas и Rush. Окончательно все точки над «i» расставило мировое турне «Images, Words & Beyond Tour», приуроченное к 25-летию «Images And Words»: оказалось, что публика желает слышать от своих кумиров только материал, максимально схожий с тем классическим альбомом.

И «Distance Over Time» – это именно «максимально схожий» альбом: нет, ни в коем случае не вторая часть «Images And Words» (на эту роль некогда и не очень успешно претендовал «Metropolis Pt. 2…»), но «Images And Words» для 2010-х. Это все же скорее металлический, нежели прогрессивный альбом – а по звуку так и точно, однако умение нынешнего лидера группы, гитариста Джона Петруччи комбинировать вокальные поп-мелодии и впечатляющие и захватывающие аранжировки никуда не делось даже в отсутствие талантов Майка Портного как скрытого поп-композитора. Доказательств – пруд пруди, и все они в той или иной степени схожи с давней классикой группы: это вполне себе прог-металлические хиты «Untethered Angel», «Pale Blue Dot», могучая пьеса «Fall Into The Light», грувовая «Paralyzed» и натурально хэви-романтическая «Barstool Warrior», плюс невероятная радиобаллада «Out Of Reach». Интересно, что видеосопровождение только мешает успеху нового материала, на что уже жаловались сами музыканты – без картинки на экране и даже в интернет-качестве новый материал слушается очень убедительно; видео ему только мешает. Еще больше убедительности альбому придают традиционно технократические пьесы «Room 137», «At Wit’s End» и «S2N», причем в последней из них ощутим огромный уклон в мелодически комфортабельный AOR. Финальный сюрприз – бонус-трек «Viper King», вписывающий прог-метал в контекст традиционного буги-шаффла, да еще с клавишными партиями в духе Deep Purple.

Если поклонники Dream Theater ожидали именно такого альбома, то это говорит о том, что у группы очень хорошие и правильные поклонники. А музыкантам – низкий поклон за то, что они не только прислушиваются к мнению «из зала», но и умеют оформить это мнение так, что оно с легкостью вписывается и в современный рок-мейнстрим, уже третий за долгую историю их группы.

Поделитесь с друзьями