14 марта на экраны вышел новый российский хоррор – «Пиковая дама: Зазеркалье» режиссера Александра Домогарова-младшего. Фильм получился по-своему атмосферным, немного готичным и мрачным. Он стал, пожалуй, одним их первых отечественных ужастиков, который смотришь без негатива и отторжения. Это пусть и маленькая, но все же победа для наших хорроров.
О проекте
Три года назад «Пиковая дама» уже выходила. Тогда режиссером «Черного обряда» стал Святослав Подгаевский, который является негласным российским хоррор-мейкером – на его счету уже пять полнометражных ужастиков (шестой, «Яга. Кошмар темного леса», появится на экранах в конце 2019 года) и четыре короткометражки. В основу своих фильмов он закладывает детские страшилки, которые по-своему переигрывает. «Пиковая дама» из той же оперы: подростки вызывают злого духа, который по очереди их убивает. Непонятно, должна ли была новая «Пиковая дама: Зазеркалье» Александра Домогарова-младшего стать продолжением «Пиковой дамы: Черный обряд», но так или иначе перед нами – самостоятельный фильм, никак не связанный с лентой Подгаевского.
Для Домогарова-младшего «Пиковая дама: Зазеркалье» – дебют в полнометражном кино. До этого он снял две короткометражки – «Яма» (2014) и «Пустите детей» (2017). Причем последний фильм основан не на чем-нибудь, а на рассказе Стивена Кинга. Снимал ли кто-то раньше что-то по Кингу в России? Честно говоря, не удается вспомнить. Те, кто видел «Пустите детей», говорят, что это неплохо – однако отыскать короткометражку в Сети, чтобы убедиться в этом, к сожалению, проблематично. «Пиковая дама: Зазеркалье», несмотря на предсказуемость сюжета, стандартность скримеров, некоторую шаблонность и схематичность персонажей – довольно смелое заявление о себе молодого режиссера.
Детские страхи и Пиковая дама
Тематика «Пиковой дамы» сама по себе уже стара. Наверное, каждый из нас хотя бы раз в детстве пытался вызвать пресловутую Пиковую даму, собираясь с друзьями у зеркала, рисуя на нем лестницу красной помадой и трижды приговаривая: «Пиковая дама, приди!». И сердце замирало от страха. Конечно же, загадывали желания и, конечно же, ничего не происходило. И слава Богу, что все детские страшилки – это просто детские страшилки.
Если верить легендам, Пиковая дама как персонаж страшилок появилась не на пустом месте. Корнями история о ней уходит к гаданиям на картах – если человеку выпадала дама пик, это якобы означало какие-то коварные козни от недругов. Однако, чтобы избавиться от неприятелей, можно было заручиться поддержкой Пиковой дамы, вызвав ее, но рано или поздно она бы потребовала расплату за свои «услуги». Эта история веками обрастала разными деталями, «правилами» и слухами, сам образ Дамы интерпретировать можно в самых неожиданных вариантах. Александр Домогаров-младший вместе с группой сценаристов, которые работали над «Зазеркальем», связали страшную легенду о Пиковой даме с выдуманной графиней Оболонской, которая сошла с ума на почве гибели своего единственного сына и продала душу дьяволу.
Главные герои и сюжет
Оля и Артем вместе с матерью попадают в автокатастрофу. Брат с сестрой выживают, а вот их мама – нет. Отец (для Оли – отчим) сразу после похорон, на которых его не было, отправляет детей в странную школу с полным пансионатом, которая находится где-то глубоко в лесу. Так сильно, видимо, они ему нужны.
Оля не очень-то жалует своего младшего брата, а когда он начинает видеть странную женщину в черном в зеркалах и отражениях, то и вовсе озлобляется на него.
В ночь, когда Оля задумала сбежать из школы, она, вместе с подвыпившими соседками по комнате и двумя парнями, сталкивается в коридоре с Артемом, который кричит, что видел маму и убегает в запретный коридор (привет, «Гарри Поттер»). Естественно, все бегут за ним и находят мрачную комнату или подвал, в которой стоит старинное зеркало с нарисованной на стекле лестницей. Местный умник, которого в школе окрестили Добби, рассказывает страшилку о Пиковой даме. Конечно же, ребята тут же ее вызывают, не задумываясь, что все россказни могут оказаться настоящими.
Как водится, загаданные желания исполняются, но с корректировками от духа, и подростки умирают один за другим.
Типажи и реализация
В «Пиковой даме» собраны шаблонные образы героев: нагловатый красавец Кирилл (Владислав Коноплев), зашуганный ботаник Женя (Владимир Канухин), сексапильная блондинка Алиса (Анастасия Талызина), некрасивая подружка Алисы толстушка Соня (Алена Швиденкова). Странно, что все они дружат и держатся одной компанией. Логика, которая свела их вместе, осталась за кадром.
Несмотря на шаблонность и даже некую уже архетипичность образов, актеры отыграли свои роли убедительно, что в принципе не характерно для отечественных ужастиков. И это греет душу. Из всей четверки смущает только Канухин: если поначалу он очень неплох в образе Добби, то с момента, когда он рассказывает историю Пиковой дамы (= графини Оболонской), его речь становится какой-то неестественно резиновой. Это такая задумка или в чем дело?
С Олей (Ангелина Стречина) и Артемом (Даниил Муравьев-Изотов) все сложнее. Юный актер, у которого к его 10 годам накопился приличный багаж из фильмов (24 картины, включая сериалы), хорош. Однако видно, что он пока не очень представляет, как играть страх и ужас. Иногда даже хочется улыбнуться, когда он, сведя брови и широко тараща глаза, идет в темноту. Но в некоторых сценах с участием Муравьева-Изотова прямо мурашки по коже – например, где он рисует в классе, а на столе сидит его страшная кукла. Что касается его сестры в исполнении Стречиной, то она кажется вялой и апатичной, оживляется только в динамичных сценах, когда надо куда-то бежать и кого-то спасать. Часто, когда она говорит, возникает чувство, что голос звучит как будто отдельно от персонажа. Оля совсем не вызывает отклика.
И, конечно, сама Пиковая дама/ графиня Оболонская в исполнении Клаудии Бочар. Она по-настоящему пугает, а порой ее героиню жаль, как женщину – она была очень несчастной. И сумасшедшей.
Что таится в темноте?
Чем особенно цепляет фильм, так это атмосферой. Его создателям удалось здорово передать гнетущую мрачность старинного особняка, полного тайн и окутанного страшными легендами. Кажется, что мистическая дымка прямо-таки висит вокруг него темными облаками. Ненавязчивая музыка (композитор Сергей Штерн), отличная операторская работа (Алексей Стрелов), общие декорации, комната с бассейном в виде креста, захламленный подвал, зеркало (художники Никита Хорьков и Оксана Шевченко) – все это работает вместе и оплетает тягучестью, создавая ощущение тревожности.
Фильм некоторыми моментами, углами съемки, светом, настроением словно цитирует сразу несколько картин – «Астрал», «Сияние», «Закрытую школу» и того же «Гарри Поттера». Цитаты вплетены в общую канву ленты и смотрятся гармонично.
Есть и пара-тройка скримеров – один так ну очень неожиданный и действительно пугающий, хотя, казалось бы, банальный до невозможности. Но эффектный. С другой стороны, скриммеры и пугалки – не самоцель «Пиковой дамы», и это хорошо.
Порадовало и то, что фильм Александра Домогарова-младшего – это цельная история, композиционно выстроенная и без открытого финала, намекающего на продолжение. Сюжет – честно – банален, но сценаристы попытались прописать его без явных «дыр» и подвести все линии к кульминации и логичной развязке.