Киновселенная «Заклятие», созданная Джеймсом Ваном, продолжает активно расти. Как правило, все спин-оффы этого хоррор-мира рассказывают о нечистях, которые засветились в основной серии. Однако 18 апреля в прокат вышла «Проклятие плачущей» Майкла Чавеса – лента, в центре которой оказывается дебютантка этой хоррор-вселенной – жуткая Ла Йорона.
Для режиссера Майкла Чавеса «Проклятие плачущей» тоже дебют – причем в дальнейшем именно ему предстоит заменить Вана в режиссерском кресле «Заклятия 3». Уже с первых кадров «Проклятия плачущей» замечаешь, как постановщик-новичок старается заявить о своем стиле, в то же время балансируя с традициями хоррор-дома Джеймса Вана.
После «Проклятия монахини», казалось бы, удивить поклонников выбором тематики будет уже сложно – и все же Чавесу это удалось. Он решился на полную смену красок и обстановки, чтобы познакомить зрителей с мексиканским фольклором (пусть действие и разворачивается в Лос-Анджелесе образца 1970-х).
В основе сюжета «Проклятия плачущей» лежит старинная легенда о Ла Йороне, которую еще называют Плачущей женщиной, – героине, в частности, мексиканских стихов, сказок, живописи и, конечно же, страшилок. По легенде, которой в фильме уделяется особенное внимание, Ла Йорона – это дух женщины, которая давным-давно в порыве ярости и ревности из-за предательства любимого мужчины утопила своих сыновей, а после покончила с собой, когда поняла, что натворила. После смерти она не обрела покой, а стала призраком, который похищает детей. Главная героиня «Проклятия плачущей», скептически настроенная (до поры до времени) работница социальной службы Анна Гарсия (Линда Карделлини), в попытках разобраться с проблемами одной семьи привлекает призрак Плачущей женщины (Марисоль Рамирез) к своим собственным дочери и сыну.
Чавес довольно робко подошел к такому насыщенному материалу, просто облепив «скелет» классической по структуре хоррор-истории о потере близких людей фольклорной атрибутикой. Атмосферу же действительно можно назвать главным преимуществом «Проклятия плачущей», сюжет пусть и не кружит голову, но лента демонстрирует отличный микс мексиканского фольклора и готики. Стилизация и дух картины, без сомнений, уникальны в своем роде. Каждая деталь проработана сценаристами, дизайнерами и стилистами, а театрализованные акценты в лучших традициях Джеймса Вана указывают, что его наследие живет и здравствует, хотя здесь он задействован лишь как продюсер.
Такой осторожный, хотя и «красивый» подход к делу заставляет обратить внимание на значительные шероховатости фильма. Так, местами в «Проклятии плачущей» откровенно страдает логика, из-за чего зритель отвлекается от погружения в историю. Вы поймете, что имеется в виду, в моменте, когда Анна решает взять с собой детей на место преступления с двумя трупами. Конечно, оставлять детей одних дома как-то не очень, но это все же меньшее из зол. Еще одно слабое место ленты – появление бывшего священника Рафаэля Олверы (Рэймонд Крус). Арка его героя скучная и какая-то «лишняя», не вписывающаяся в общую картину, сам он отталкивает своей отрешенностью, так что даже юмор особо не спасает. В то же время чувствуется нехватка внимания отцу Пересу (Тони Амендола) – он выступает связующим звеном с другими проектами «Заклятия», в данном случае это «мостик» к «Проклятию Аннабель».
При всех недочетах и, в то же время, фирменном «заклятом» очаровании, «Проклятие плачущей» можно назвать «младшей сестрой» в этой постоянно растущей семье «Заклятие». Уже упомянутая атмосфера – это как раз одно из «семейных» качеств этой вселенной, ленты которой радуют камерностью и своим особым «хороррным» уютом. Благодаря четкой структуре повествования зрителя не мотает из стороны в сторону. Сам метраж рассчитан гармонично – лента никуда не спешит и в то же время не тянется до бесконечности. Хоррор-революции не стоит ждать – но Майкл Чавес на это и не метил. Зато «Проклятие плачущей» подарит ценителям хорроров легкую, ненавязчивую и не лишенную характера картину с отличной стилизацией и необычным уклоном в сторону фольклора.
Хотя в основу фильма положен мексиканский фольклор, и подано это со своей магией, как такового латиноамериканского колорита здесь не так много (действие ведь происходит в США), и основной акцент сделан на классической хоррор-структуре. Задействованные «пугалки» по большей части достаточно стандартны – вряд ли они сведут с ума зрителей, но точно порадуют уместностью, насыщенностью и в отдельных моментах даже свежими идеями (эпизод с зонтиком особенно хорош). Трогательная сцена с человеческим обличием «монстра» приятно напомнит о классике – «Изгоняющем дьявола» и «Звонке». Майкл Чавес явно готов предложить «пугающую последовательность» из гораздо более любопытных элементов, чем просто гаснущий свет и скрип двери. Обстановку бодрее делает выбранный акцент на тишину в звуковом оформлении, резко сменяющуюся мрачным и пугающим саундтреком композитора Джозефа Бишары.
«Проклятие плачущей» старается держать зрителей в напряжении, однако делает это «мягко». Кого-то такой подход порадует, другие же заскучают и захотят чего-нибудь «пожестче». Тем не менее Майкл Чавес доказал, что он способен на смелые идеи и готов привнести в киновселенную что-то неординарное. В «Заклятии 3» Чавесу предстоит предпринять более серьезные и смелые шаги, чтобы сильнее раздвинуть границы серии. Ведь нам обещают нечто совершенно новое – историю об убийце, который утверждает на суде, что во время совершения преступления был одержим демонами. Все-таки это «Заклятие», а это означает эпик, безумие и страх в высокой концентрации, и надо соответствовать уровню, раз бразды правления Майклу Чавесу передал сам Джеймс Ван.