Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Дитя робота»: Когда роботу становится скучно

Камерный научно-фантастический фильм об Искусственном Интеллекте, Дочери и Гостье в постапокалиптическом мире завтрашнего дня.
21 июня 2019 0
Кадр из фильма ​«Дитя робота»
Кадр из фильма ​«Дитя робота»
Александра Горелая
автор

20 июня на экраны вышел дебютный фильм австралийского режиссера Гранта Спьютора, сценарий к которому он писал вместе с Майклом Ллойдом Грином, тоже дебютантом – «Дитя робота» (оригинальное название «I Am Mother»).

Мировая премьера картины состоялась еще в январе 2019 года на фестивале независимого кино «Сандэнс». Фильм наделал много шума, получив положительные рецензии иностранных критиков. К слову, сценарий «Дитя робота» в 2016 году находился в знаменитом «Черном списке», куда входят наиболее перспективные сценарии еще не реализованных проектов. В список попадают по результатам опроса боссов самых популярных мировых киностудий и продюсерских компаний. В разное время в «Черном списке» значились такие сценарии как «Король говорит!», «Афера по-американски», «Миллионер из трущоб», «Выживший» и другие. Став фильмами, они собрали множество наград и миллиарды долларов в прокате. Неплохая компания, неправда ли?

Какая судьба ждет «Дитя робота» пока непонятно. По мнению многих российских критиков – никакая. Большинство из них сходятся во мнении, что подобный сюжет – не оригинальный, идея – не нова, исполнение – так себе, персонажи – неинтересны, да еще философию Канта позволили себе в сюжет вплести и даже морализаторством занялись. Критикам не угодишь, но на то они и критики. Почему нельзя просто посмотреть наконец-то неплохое, качественное кино и получить от этого удовольствие?

Замкнутый мир

Кадр из фильма «Дитя робота»

Кадр из фильма «Дитя робота»

Действие фильма «Дитя робота» разворачивается в бункере, напоминающем обстановку внутри космического корабля: полная автоматика, длинные коридоры, разъезжающиеся двери, работающие по отпечаткам пальцев, дроид.

«Дней после уничтожения: 0. Человеческих эмбрионов в хранилище: 63 000. В настоящее время людей на станции: 000» – сообщают нам с экрана, и начинается фильм.

Человечество уничтожено, выживших нет. Есть только бункер и дроид с искусственным интеллектом (Мать), запрограммированный на репопуляцию человечества. Мать помещает в стимулятор эмбрион и через 24 часа рождается девочка.

Мать растит ребенка, как настоящая мама – кормит, одевает, опекает, заботится, учит. Иногда даже возникает ощущение, что любит.

Поначалу Дочь ничего не беспокоит, она просто живет, растет, изучает нравственную философию Канта и другие дисциплины, решает этические задачи и проходит различные тесты. Она убеждена, что снаружи бункера зверствует смертельный вирус, который уничтожает все живое и безоговорочно верит Матери.

Первая «мышь сомнения» приходит в виде маленького мышонка, которого Мать поспешно уничтожает. А после появляется раненая женщина, которая кричит, что ее подстрелили «бульдозеры» – дроиды, точно такие же, как Мать. И тут всплывает резонное предположение: а что, если Мать уничтожит Гостью, как того мышонка?

Дочь помогает Гостье, но от Матери не скрыть ничего. Тем не менее, узнав о женщине, она ей помогает, вновь завоевывая доверие Дочери. Однако убедить Гостью в том, что Мать хорошая и не враг не так-то просто.

Первая линия

Кадр из фильма «Дитя робота»

Кадр из фильма «Дитя робота»

Собственно, одна из линий фильма – нравственная борьба Дочери с самой собой. Бедная девочка, неопытная, почти «стерильная», должна решить для себя, кто прав, кто виноват (Гостья или Мать?), кто из них говорит правду, а кто – лжет, кто какими мотивами руководствуется. А потом сделать выводы и принять правильное решение. Но для кого ее выбор оказывается правильным или неправильным – для нее самой или Матери?

Она мечется между двух огней, и мы, зрители, мечемся вместе с ней. Когда говорит Гостья – веришь ей, ведь она абсолютно логична. Когда говорит Мать – веришь ей, потому что она тоже логична. В голове происходит диссонирующий взрыв, но ты-то сидишь в зале перед экраном и от тебя не зависит ничья жизнь или то, как события будут развиваться дальше. А от Дочери зависит.

Вторая линия

Кадр из фильма «Дитя робота»

Кадр из фильма «Дитя робота»

Кажется, что Дочь совсем не готова к тому, что с ней происходит и к ответственности, которая ждет ее впереди. Однако в финале все переворачивается с ног на голову, в который уже раз за фильм меняя угол зрения на происходящее, и ты понимаешь, что Дочь-то морально сильна. Вот только вопрос: она сама по себе такая или это результат воспитания Матерью?

И отсюда – вторая линия сюжета, затрагивающая тему «отцов и детей» – отношения матери и дочери. Тут и непререкаемый авторитет родителя, который ставится ребенком под сомнение все больше, чем старше тот становится, и страх ребенка перед мамой, страх разочаровать и не оправдать ожиданий, и попытки вырваться из-под опеки, чтобы начать жить самостоятельно.

Дроид Мать оказывается гораздо умнее и продуманнее (на то он и Искусственный Интеллект), чем она может показаться. Она заставила дочь поверить в то, что та осталась совсем одна, и теперь от нее зависит, возродится ли человечество и каким оно будет, и на самом деле осталась присматривать за ней. Это страшно, потому что стоит Дочери сделать хоть что-то не так, то она вернется.

Страшно и оттого, что в финале оказывается, что…но это уже будет спойлером, поэтому не будем об этом.

Хилари Суонк и Клара Ругор и Люк Хокер

Кадр из фильма «Дитя робота»

Кадр из фильма «Дитя робота»

В фильме всего лишь три актера, и это тяжело – тянуть весь сюжет. Но Хилари Суонк (Гостья), Клара Ругор (Дочь) и Люк Хокер (Мать) в озвучке Роуз Бирн отлично справляются, создавая убедительные образы своих персонажей.

Скромная, положительная, послушная Дочь, которая проявляет строптивость и огромную силу характера в чрезвычайных ситуациях. Она готова стоять за другого человека ценой собственной жизни. Она честная и никогда не поставит собственную выгоду выше других. Идеальный человек. Это именно те качества, которые хотела видеть в ней Мать-дроид.

Гостья – матерая выживальщица в постапокалиптическом мире, чем-то смахивающая на Сару Коннор (создатели «Дитя робота» говорили, что вдохновлялись «Терминатором», и это чувствуется). Она убедительная и эгоистичная. «Что ты хочешь? Комнатную зверушку?» – спрашивает она у Дочери, и тем интереснее это звучит в свете финальных сцен.

Кадр из фильма «Дитя робота»

Кадр из фильма «Дитя робота»

Мать – бездушная машина, заставляющая поверить в то, что она может испытывать настоящие чувства, хотя мы понимаем, что это невозможно. А вот Дочь не понимает – она просто не знает, что это невозможно.

Костюм матери носил Люк Хокер, а озвучивала ее Роуз Бирн. Все эмоции, то, что хотела донести Мать, передано именно через голос – приятный, добрый и вызывающий доверие.

Каждый из героев несет свою смысловую нагрузку и логическое движение к финалу. И пусть мораль фильма стара как мир (человечество в целом так себе, и надо бы его уничтожить, но нет-нет да попадаются достойные экземпляры, ради которых стоит дать ему шанс на существование) – то, как все переворачивается в конце, это хорошо. И немного страшно, особенно, когда осознаешь, что ИИ – вот он, совсем рядом. Мы уже во многом не можем без него обходиться. Ходим прямо по грани, играя с огнем.

И самое страшное – это то, что ИИ развивается, а человечество – наоборот.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями