Трудно представить более популярный жанр, чем фантастика. Во-первых, это почти всегда приключение и зрелище. Во-вторых, это сплав других жанров, будь то боевик, хоррор, комедия, драма (хотя любое кино – это драма) и даже вестерн. Кинокомиксы и кайдзю – не исключение. Еще труднее перечислить всю фантастику о монстрах. Хотя, на самом деле, не так трудно, потому что хорошей фантастики мало: «Грань будущего», «Монстро», «Армагеддец», «Звездный десант», «Марс атакует!», «Чужой», «Хищник», «Район №9», «Чужие среди нас», «Война миров», «День независимости». Вторжение инопланетян остается, пожалуй, самой известной темой жанра, потому что люди не перестают фантазировать о существовании жизни за пределами нашего шарика и задумываться, что произойдет, если кто-то непохожий на человека, кто больше, злее и умнее, придет первым, чтобы поработить или уничтожить человечество.
«Битва за Землю» как раз об этом. Правда, точное название фильма – «Плененное государство» («Captive State»), а то «Битва за Землю» напоминает сайентологическое «Поле битвы: Земля», и это плохой знак. Да и фильм не о битве, хотя завязка сочная, пусть и виданная. Пришельцы вторглись на планету, и вместо того, чтобы биться, человечество, включая тех, кто управлял государствами, сдало Родину, чтобы тусоваться красиво. Разумеется, появилось сопротивление, слабое, но набирающее силы.
Признаюсь, я не писал бы про этот фильм, если бы не постер и актеры. Во-первых, плакат действительно крутой – там парень окутан плотным красным дымом. Выглядит красиво, агрессивно и протестно. Во-вторых, главные роли исполняет Джон Гудман и Вера Фармига. Так написано на постере. Гудман – прекрасный актер и уже играл в фантастике «Кловерфилд, 10», а Вера Фармига хороша в «Заклятии» и тоже сыграла в фантастике «Годзилла 2: Король монстров», пусть дурацкой, но опять же про уничтожение человечества. И режиссер – Руперт Уайатт – постановщик «Восстания планеты обезьян», о чем тоже гордо заявляют на постере. В общем, плохо точно не будет. А вот и нет. «Битва за Землю» уже давно провалилась в прокате, и на это есть несколько причин.
Первая – никакой битвы за Землю нет, хотя от такой фантастики зритель ждет именно зрелищности. Планету захватили, а значит надо биться. Как призывают в фильме: «Зажечь спичку, и начать войну». Но «Битва за Землю» – про жизнь после битвы, а глобальное вторжение, апокалипсис, захват природных ресурсов – все это в прологе зритель читает (!) с монитора анонима (видимо, повстанца) и узнает из выпусков новостей. Фантастика не впечатляет голливудскими эффектами, что понятно – бюджет гораздо скромнее того же «Восстания планеты обезьян». Но размах-то больше, а значит, и сюжет хотелось бы видеть эпичнее. Кино же получилось антизрелищным. И покрытые иглами монстры, которых называют не только Законодателями, но еще почему-то «тараканами», появляются редко, потому что живут под землей (почему?) и только во мраке, аж не рассмотреть.
Вторая – сюжет мечется между повстанцами, полицией и пришельцами. Под конец не понять, кто же главный герой и о ком хочет рассказать режиссер. Это никакой не блокбастер, а антиутопический триллер, авторы которого пытаются рассказать все, но не получается показать. Постапокалиптический мир вроде представлен – полицейское государство, грязное гетто, какая-то Закрытая Зона и подземные тоннели – но попыток его исследовать нет. Внимание к персонажам, месту и подпольным делам Сопротивления постоянно суетится и теряется, поэтому интерес притупляется.
Третья – актер Эштон Сандерс, персонаж которого по замыслу должен возглавить Сопротивление. Говорят, что его погибший брат – легенда (его играет Джонатан Мэйджерс), но вот этот, выдавливающий из себя серьезность, – главный герой? Персонаж невыразительный, ничего важного не совершает, не геройствует, поэтому на роль Джона Коннора не тянет. Здесь вообще много персонажей, в основном повстанцев, которые знают свое дело, но которых нам так толком и не раскрывают. И если на роль, пусть эпизодическую, берут рэпера Machine Gun Kelly, понятно, какого калибра это кино. Скорее фильм жанра young adult, но для такого здесь мало любви и приключений.
И, наконец, последнее – Джон Гудман и Вера Фармига, которые «продавали» этот фильм на постере, на деле оказываются просто говорящими фигурами. Джон Гудман в образе строгого начальника полиции придает сюжету веса разве что самим появлением. Актер хмурится, следит за мятежниками и важные вещи рассказывает только в финале, когда разоблачает Сопротивление. А Фармига выступает в роли проститутки и лишь в трех эпизодах. Так, в одном Фармига предупреждает Гудмана: «Бойся данайцев, дары приносящих». Почему проститутку играет известная актриса? Режиссер намекающе показывает на стене ее квартиры Троянского коня. Совпадение? Догадайтесь. Но в общем-то ни Гудману, ни уж тем более Фармиге делать здесь нечего, только танцевать под «Stardust» Нэта Кинга Коула.
«Битва за Землю» не поражает новизной и не берет за душу. Сюжет бессмысленно растянут, хотя история о передаче власти пришельцам, которые остаются в тени и тихо выкачивают ресурсы планеты, а правительства собирают и уничтожают данные и кормят общество дезинформацией – великолепная метафора. Беда в том, что фильм – бардак в повествовании и халтура в исполнении.