21 июля исполняется 85 лет со дня рождения Евгения Велтистова – советского писателя-фантаста, в книгах которого тяга к доброй сказке сочетается с научной фантастикой и лучшими чертами технократизма 60-х. Само собой, прежде всего он известен своей тетралогией о мальчике-роботе по имени Электроник, однако другие его книги ничуть не менее интересны. Предлагаем вспомнить некоторые из них.
«Гум-Гам»
Пожалуй, самая известная книга Велтистова вне цикла об Электронике – и, как и книги об Электронике, повествующая о дружбе мальчика и… не совсем мальчика. Гум-Гам – обитатель мира, где остановлено время, дети способны путешествовать через космос так же легко, как мы – через город, в котором живем, а обо всех их нуждах заботится волшебная машина Автук. Но так ли чудесно никогда не стареть, получать без отказа все, что тебе нужно, и тратить время на одни только игры? И так ли уж хороша планета, на которой обычный бумажный змей становится таким же чудом, как камень путешествий или волшебный шоколад, один только кусочек которого сделает тебя вундеркиндом? Эта книга переиздается чаще других произведений фантаста (за вычетом, конечно, все тех же книг об Электронике) и, кажется, становится все более и более актуальной в обществе, где место творцов и фантазеров мало-помалу занимают «квалифицированные потребители».
«Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников»
Историй о любопытных первоклассниках в советское время писалось множество, но тем большой писатель и отличается от не очень большого, что всегда готов повернуть сюжет в неожиданном направлении. Первоклассники, о которых идет речь в этой книге – не только люди, но и животные: кролик Одноух и поросенок Дыркорыл, подобранные на улице бухгалтером Нехлебовым, загадочным образом становятся людьми и впитывают в себя все лучшее от обоих миров. Животная их природа позволяет им находить (или не находить) общий язык с представителями животного мира, а в школе их не отличить от обычных первоклассников: приключения этих двоих описаны Велтистовым так живо и занимательно, что могут поспорить со знаменитым «Недопеском» Юрия Коваля. А кое-кто даже ставит эту книгу выше «Приключений Электроника».
«Миллион и один день каникул»
Действие сказочной повести «Миллион и один день каникул» происходит в далеком будущем и рассказывает о необычных каникулах школьников в космическом пространстве, где один день может быть равен тысячам земных лет. Корабль «Виктория», в котором три пятиклассника летят на встречу с родителями, работающими в Дальнем космосе, попадает в сферу притяжения невидимой звезды – «черного карлика», или «черной дыры». Там пассажиры корабля встречают себя самих – «вчерашних» и «завтрашних» и получают возможность взглянуть на себя со стороны, исследовать природу пространства и времени и благополучно вернуться домой. Похоже, такие фокусы не снились даже Эйнштейну!
«Быть человеком»
Наверное, одним из самых интересных направлений детско-юношеской литературы в советское время были научно-популярные книги и биографии, в увлекательной форме рассказывавшие об известных людях. Отдал дань этому направлению и Велтистов, написавший повесть о докторе Гаврииле Илизарове, в 1950 году предложившем принципиально новый способ сращивания костей при переломах. Известный аппарат Илизарова с тех пор применяется для лечения травм, переломов и деформаций костной ткани: для каждого конкретного случая аппарат собирается заново. «Приключения Электроника» проникнуты восхищением перед людьми, поставившими науку на службу человеку и природе – и то же самое восхищение человеком чувствуется и в этой книге.
«Ноктюрн пустоты»
«Ноктюрн пустоты» написан в нетипичной для Велтистова манере: действие его перенесено в капиталистическую Европу и рассказывает о дельцах и политиках, которые готовят «климатическую» войну. В центре событий оказывается знаменитый тележурналист Джон Бари, который всегда заранее знает, где произойдет извержение вулкана, землетрясение или какая-то еще катастрофа. Само собой, это не очень нравится власть предержащим, и на журналиста начинают охоту спецслужбы.
Все это может показаться чем-то вроде антикапиталистической пропаганды в советскую эпоху – если бы кое-что из тех ужасов, которыми пугали людей в Советском Союзе, не было правдой. А возможность управления погодой, попавшая в недобрые руки, и до сих пор видится скорее предостережением, нежели пропагандой.
«Глоток солнца»
«15 мая 2066 года на глазах у ста тысяч зрителей спортивный гравилет "С-317" с гонщиком Григорием Сингаевским вошел в шарообразное серебристое облако, возникшее на его пути, и больше не появился».
В этом романе, отнесенным в любимое Велтистовым будущее глазами шестидесятников, он создает что-то вроде Мира Полдня. Люди придумали дороги-эскалаторы, но по-прежнему предпочитают ходить своими ногами или же бегать, аппарат-визуализатор заменяет и кино, и телевидение, а человечество активно исследует еще не обжитые планеты и ищет способ обрести бессмертие. На фоне этих событий земляне входят в контакт с пришельцами: получится ли у них найти общий язык? А к чему могут привести бесконтрольные опыты над человеческой природой, пусть и с какой угодно благой целью? Пожалуй, над этими вопросами человечество будет биться еще не одно столетие.
«Железный рыцарь на Луне»
И еще одна научно-популярная книга – точнее говоря, очерк о тех, кто готовил советский прорыв в космос. История юноши, только что закончившего школу и попавшего буквально на передний край научно-технической революции, стала хорошим поводом провести читателя по всем закоулкам производственного процесса, и вызвала уважительные отзывы советских космонавтов. Сейчас такие произведения, вероятно, вышли из моды, а от романтики космоса, увы, осталось разве что циничное желание «летать к тремстам штукам баксов». И все же отмахиваться от книги, о которой уважительно отозвался в том числе Юрий Гагарин, пожалуй, не стоит.