Написал сообщение в тусовке литература
0 10 Июня Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 20 Апреля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 13 Апреля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 21 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 31 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 7 Октября 2020 Ответить
Написал рецензию в тусовке кино
0
0 4 Сентября 2020 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 2 Февраля 2020 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Полет «Ворона». 7 причин, почему фильм 1994 года стал культовым

Тот случай, когда ремейк точно не нужен. Брэндон Ли, история автора комикса Джеймса О’Барра, стиль, музыка и философия картины.
8 июля 2020 0
Кадр из фильма «Ворон» (1994)
Кадр из фильма «Ворон» (1994)

В издательстве «Азбука» вышел графический роман Джеймса О’Барра «Ворон». Именно он в свое время стал основой знаменитого фильма, на съемках которого погиб Брэндон Ли. Российские любители кино познакомились с фильмом на пару десятилетий раньше, нежели с книгой – но это не помешало им оценить своеобразие ленты. Предлагаем поразмыслить над тем, что именно сделало картину Алекса Пройаса культовой.

Режиссер

Не секрет, что многие лучшие фильмы в истории кино выходили из-под пера людей, искренне влюбленных в свою работу. Одним из таких людей оказался и режиссер Алекс Пройас, влюбившийся в черно-белый мир истории О’Барра и задавшийся целью точно перенести его на экран. Именно влюбленность Пройаса в оригинал сделала фильм таким, как он есть: не встань он у руля, «Ворон» мог бы оказаться мюзиклом, главную роль в котором сыграл бы Майкл Джексон. Король поп-музыки тогда переживал отнюдь не лучшие времена, а если учесть, что продюсеры никогда особо не верили в фильм (о чем мы еще поговорим), результат мог бы пополнить собой череду громких провалов. И в том, что так не случилось, есть немалая заслуга и режиссера картины.

Сценарий

Фильмы по комиксам действительно во многом зависели от авторского подхода: большинство снятых в те времена лент такого рода оказались либо коммерчески провальными («Говард-Утка»), либо недооцененными («Дик Трейси»), либо и то и другое разом. Исключением, кажется, стали разве что первая лента о Супермене, поставленная Ричардом Доннером, и дилогия о Бэтмене, снятая Тимом Бертоном. Частично это можно было бы объяснить недоразвитостью спецэффектов: некоторые из фильмов 80-х, да и 90-х годов, выглядели бы убедительнее именно за счет более продвинутых визуальных эффектов. Однако никакие эффекты не заменят истории, положенной в основу фильма – о чем свидетельствует как судьба «Бэтменов» после ухода Бертона, так и история самого «Ворона». Комикс О’Барра появился на свет после того, как его невесту сбил насмерть пьяный водитель, а сам он прочитал историю о паре из Детройта, убитой из-за 20-долларового обручального кольца. Эффектный подход «Что, если…» сработал и тут: что может произойти, если невинно убитый человек получит возможность вернуться в наш мир и отомстить убийцам? Эрик Дрейвен, практически в одиночку противостоящий мафиозной группировке, превращается ни много ни мало в орудие Божьего возмездия: отсюда и отсылки к церкви и Богу на протяжении фильма. И, кстати, этим же можно объяснить и сверхъестественные силы, дарованные Эрику. Ведь пути Господни, как известно, неисповедимы.

Комикс, который не боится быть комиксом

Кадр из фильма «Ворон» (1994)

Кадр из фильма «Ворон» (1994)

Успех «Ворона» породил несколько малоудачных продолжений, которые, впрочем, правильнее было бы назвать вариациями на тему, и неизбежно поставил вопрос о создании ремейка. Очевидно, что после фильма Пройаса эту историю следовало бы рассказать совершенно по-новому – о чем и заявил предполагаемый режиссер Стивен Норрингтон. Историю Эрика Дрейвена он предполагал сделать более реалистичной, едва ли не документальной, что на первый взгляд вполне укладывается в модную тенденцию «серьезного комикса». С другой стороны, если нолановскую трилогию о Бэтмене толика реализма лишь украсила, то насколько реалистичной может быть история воскрешения из мертвых? Вопрос риторический.

Столь же очевидно, что немалую долю очарования фильму придает именно условность, характерная для комикса. И он получился достаточно эффектным, чтобы формальные недостатки не бросались в глаза, и достаточно жестким, чтобы придать повествованию необходимые реалистические черты. Рассказать историю «Ворона» заново – значит не только повторить сюжетную схему О’Барра, но и вложить в нее некий посыл, способный привлечь зрителя так же, как привлек его оригинальный «Ворон». Не поэтому ли ремейк уже больше десяти лет не доберется до зрителя?

Читайте также: 15 самых резонансных несчастных случаев на съемках знаменитых фильмов

Картинка и музыка

Если первая важная составляющая хорошего кинокомикса – это его сценарий, то как минимум второй по значимости следует признать визуальный ряд. Многие недополучившие внимания работы в этом жанре привлекают внимание прежде всего «картинкой». «Ворон» и здесь оказался на высоте. Первоначально режиссер хотел сделать фильм полностью черно-белым, по образу комикса, однако продюсеры воспротивились. И Пройас решил добиться результата, приглушив цвета и сделав доминирующими темный и красный тона. Такой подход выглядел очень необычно и ничуть не хуже «работал» на атмосферу фильма, напоминающего нуар-детектив – разве что раскрывает убийство в нем не традиционный полицейский, а сам убиенный. Под стать картинке оказался и саундтрек с участием таких именитых готических и альтернативных групп, как The Cure, Nine Inch Nails, Rage Against the Machine и Pantera.

История фильма

Кадр из фильма «Ворон» (1994)

Кадр из фильма «Ворон» (1994)

Трагедия, разыгравшаяся на съемках «Ворона», лишний раз подтверждает, что смерть или другой скандал очень хорошо «продают» картину. Не исключено, что немалая часть нынешних фанатов шла на фильм из-за трагического ореола вокруг погибшего исполнителя – и уходила с сознанием того, что «Ворон» интересен не только рекламной шумихой вокруг него. На атмосферу вокруг картины работали и слухи о том, что с Брэндоном Ли расправились китайские «триады», и попытки поклонников найти в картине те самые кадры, на которых гибнет актер (на самом деле съемка злосчастного дубля была уничтожена по решению суда), и те ухищрения, на которые пришлось пойти, чтобы доснять фильм. Кстати, в этом Брэндон повторил судьбу отца, умершего на съемках фильма «Игра смерти» в 1973 году. Тогда картину досняли, использовав дублеров и некоторые иные ухищрения, включая съемку похорон самого Брюса Ли. «Ворон» же продемонстрировал возросшие с тех пор возможности компьютерной графики: помимо дублеров, в фильме активно использовались цифровые технологии. И это также стало своего рода «квестом» для фанатов – попробуйте-ка найти сцены, в которых не успел сняться Брэндон Ли?

Актеры

Студия Paramount, финансировавшая картину, не верила в перспективы проекта до такой степени, что подумывала даже отправить его на видео, минуя кинотеатры. На съемки «Ворона» выделили лишь 14 млн долларов, заставив экономить на всем, включая технику безопасности. И кто знает, не будь продюсеры такими скупердяями, может быть, и Брэндон Ли остался бы жив?

Сравнительно малый бюджет фильма привел и к тому, что в нем не оказалось ни одной звезды уровня Марлона Брандо и Джина Хэкмена в «Супермене» или Джека Николсона в «Бэтмене». Самыми заметными в этом смысле стали бывшая звезда «Охотников за привидениями» Эрни Хадсон, сыгравший сержанта Албрехта, и главный антагонист Майкл Уинкотт, за плечами которого были роли Гая Гисборна в блокбастере «Робин Гуд – принц воров» и Рошфор из очередной вариации на тему «Трех мушкетеров».

И Хадсон, и Уинкотт, и остальные актеры прекрасно справились с задачей, однако главная ноша все равно легла на плечи Брэндона Ли, для которого этот фильм должен был стать пропуском в большое кино. И если сравнить «Ворона» с такими его работами, как «Беглый огонь» или «Разборки в маленьком Токио», очевидно, что своей задачи актер достиг, пусть и посмертно.

«Если бы Брэндон Ли не умер, "Ворон" стал бы великим фильмом; он и так невероятно прекрасен. Ли неизбежно займет в истории место рядом со своим отцом Брюсом. Но Брэндон Ли заслуживает, чтобы запомнили его самого», – писала обозревательница Манола Даргис в Los Angeles Weekly после премьеры.

Философия картины

Кадр из фильма «Ворон» (1994)

Кадр из фильма «Ворон» (1994)

История, завязкой для которой становится убийство и воскрешение из мертвых, мрачные тона картинки, дождь, который не может идти вечно, жесткая расправа с мафиозными группами – и пробивающийся сквозь все это грустный, но по-своему оптимистичный финал. Возможно ли такое?

Алекс Пройас и остальные члены проекта доказали, что возможно. Эрик Дрейвен возвращается в этот мир, чтобы принести не только кару, но и благо. «Мать – это святое имя на устах и в сердцах всех детей. Твоя дочь бродит одна по улицам и ждет тебя», – говорит герой заблудшей проститутке Дарле, о дочери которой заботится. «Ворон» – еще и фильм о любви, мистическим образом побеждающей смерть, доснятый в память об актере, заплатившем за эту роль собственной жизнью, и посвященный Брэндону Ли и киноредактору Элизе Хаттон, свадьба которых должна была состояться после съемок. Финал «Ворона» полон грусти и света одновременно – но печальный ореол вокруг комикса О’Барра и фильма Алекса Пройаса слишком ярок, чтобы кто-нибудь мог прикоснуться к этой истории еще раз и создать ремейк, равный оригиналу.

Поделитесь с друзьями