Написал сообщение в тусовке литература
0 21 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 31 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 7 Октября 2020 Ответить
Написал рецензию в тусовке кино
0
0 4 Сентября 2020 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 2 Февраля 2020 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​10 знаковых фильмов Райнера Вернера Фассбиндера

«Китайская рулетка», «Замужество Марии Браун», «Берлин, Александерплац» и не только.
26 ноября 2020 0
Кадр из фильма «Лола» (1981)
Кадр из фильма «Лола» (1981)

26 ноября в российский прокат вышла биографическая лента «Фассбиндер». Она рассказывает историю взлетов и падений культового постановщика Райнера Вернера Фассбиндера – одного из лидеров «нового немецкого кино». Несмотря на свою короткую жизнь – Фассбиндер умер в 37 лет, – знаменитый режиссер-нонконформист успел снять множество ярких картин, многие из которых сегодня считаются классикой мирового кинематографа. В нашей подборке вспоминаем знаковые фильмы Фассбиндера, которые заслуживают внимания.

«Любовь холоднее смерти» (1969)

Кадр из фильма «Любовь холоднее смерти» (1969)

Кадр из фильма «Любовь холоднее смерти» (1969)

Первая полнометражная работа Фассбиндера, представляющая собой гибрид гангстерского триллера и мелодрамы. События остросюжетной картины «Любовь холоднее смерти» разворачиваются вокруг двух преступников (одного из них сыграл сам режиссер), которые собираются ограбить банк. Грандиозные планы злоумышленников рушатся, когда у них на пути встает роковая красотка в исполнении любимой актрисы Фассбиндера Ханны Шигуллы (с этого фильма началось их долгое и плодотворное сотрудничество), которая неровно дышит к одному из бандитов. Структурно «Любовь холоднее смерти» напоминает знаменитую ленту – к слову, тоже дебютную – Жана-Люка Годара «На последнем дыхании» (1960), с ее любовными перипетиями и романтизацией криминального образа жизни.

«Продавец четырех времен года» (1972)

Кадр из фильма «Продавец четырех времен года» (1972)

Кадр из фильма «Продавец четырех времен года» (1972)

Суровая драма об одиночестве и нелюбви, главный герой которой, простой зеленщик, теряет интерес к жизни и решает наложить на себя руки. Фильм «Продавец четырех времен года» пропитан атмосферой безнадеги, не говоря уже о том, что в нем Райнер Вернер Фассбиндер, работы которого часто обвиняли в пессимизме (ну, на то он и нонконформист!), размышляет о тщетности бытия. Режиссер показывает обратную сторону идеальной жизни, где семья – это не любовь и взаимопонимание, а постоянные склоки и крики. Короче говоря, жуткое кино.

«Горькие слезы Петры Фон Кант» (1972)

Кадр из фильма «Горькие слезы Петры Фон Кант» (1972)

Кадр из фильма «Горькие слезы Петры Фон Кант» (1972)

Одна из самых чувственных работ Фассбиндера, посвященная теме неразделенной любви. Фильм рассказывает историю трех женщин: успешного модельера Петры (Маргит Карстенсен), ее зажатой секретарши Марлен (Ирм Херманн), тайно влюбленной в начальницу, и начинающей манекенщицы Карин (Ханна Шигулла), которая врывается в жизнь первой, продавая ей свою любовь. Сценарий ленты основан на пьесе, написанной самим Фассбиндером в годы, когда он работал в театре. Этим объясняется ограниченное количество задействованных в картине персонажей (кстати, исключительно женских) и общая камерность постановки. «Горькие слезы Петры Фон Кант» воспринимаются одновременно как страстная (ЛГБТ-) эродрама с садомазохистским подтекстом (служанка страдает от безответной любви к своей хозяйке, которая доминирует над ней) и философская притча (неспроста в названии фигурирует Кант) о поиске счастья.

«Страх съедает душу» (1974)

Кадр из фильма «Страх съедает душу» (1974)

Кадр из фильма «Страх съедает душу» (1974)

В центре сюжета фильма «Страх съедает душу» – история любви 60-летней уборщицы и молодого рабочего. Они сталкиваются с жестокостью окружающих, не желающих признавать союз между немецкой вдовой и трудовым мигрантом из Марокко. Героям предстоит доказать всему миру, что никакие национальные предрассудки и разница в возрасте их счастью не помеха. Эта душещипательная картина Райнера Вернера Фассбиндера является вольным ремейком классической мелодрамы Дугласа Серка «Все, что дозволено небесами» (1955), которая рассказывала о любви людей из разных социальных классов – аристократки и садовника.

«Китайская рулетка» (1976)

Кадр из фильма «Китайская рулетка» (1976)

Кадр из фильма «Китайская рулетка» (1976)

Несмотря на лихо закрученный сюжет, заставляющий вспоминать не только лучшие триллеры Альфреда Хичкока, но и ранние работы Романа Полански «Нож в воде» (1962) и «Тупик» (1966), которые делали ставку на глубокий психологизм истории, фильм «Китайская рулетка», как и прошлые картины Фассбиндера, освещает проблему непонимания между людьми. В центре сюжета – муж и жена, которые решают провести выходные отдельно друг от друга. Он собирается встретиться со своей любовницей, она – с любовником. И все бы ничего, но они останавливаются в одном месте – усадьбе супругов. Там же вскоре оказывается и их умная не по годам дочь-инвалид, которая намерена проучить родителей. Другими словами, под детективной оболочкой этой напряженной ленты Фассбиндера скрывается душераздирающая драма о крахе семейных ценностей.

«Замужество Марии Браун» (1979)

Кадр из фильма «Замужество Марии Браун» (1979)

Кадр из фильма «Замужество Марии Браун» (1979)

Драма «Замужество Марии Браун», рассказывающая о девушке, которая ищет свое место под солнцем в послевоенной Германии, считается высшей точкой в карьере Райнера Вернера Фассбиндера и актрисы Ханны Шигуллы – роль в этом фильме принесла ей «Серебряного медведя» «Берлинале». Параллельно с формированием образа эмансипированной женщины в картине происходит бытописание жизни в новейшей ФРГ, поэтому ее также можно рассматривать как историческую. Тем забавнее осознавать, что Мария Браун в данном случае олицетворяет Германию, которая тоже стремилась достичь высот во всех сферах, начиная от экономической и заканчивая спортом (победа сборной страны в чемпионате мира по футболу в 1954 году – финальный матч показывают по телевизору, который смотрит героиня Шигуллы), после событий Второй мировой войны, серьезно подорвавших ее репутацию на международной арене.

«Берлин, Александерплац» (1980)

Кадр из мини-сериала «Берлин, Александерплац» (1980)

Кадр из мини-сериала «Берлин, Александерплац» (1980)

Хотя формально «Берлин, Александерплац» является мини-сериалом, воспринимать его следует как один большой фильм. Собственно говоря, на то есть свои причины: иначе экранизировать 600-страничный роман Альфреда Дёблина проблематично. Так что решение Фассбиндера остановиться на телевизионном формате – 14 серий с общей продолжительностью в 15,5 часов – выглядит абсолютно логичным. По сюжету грузчик, отсидевший четыре года за убийство своей невесты, пытается начать жизнь с чистого листа. Вскоре он понимает, что перестал чувствовать себя нужным в этом обществе. От отчаяния герой решает заняться криминалом. Эта полная грусти и тоски история «маленького человека», которому нечего терять. Как и в случае с «Продавцом четырех времен года», Райнер Вернер Фассбиндер заставляет зрителя испытывать экзистенциальный ужас от происходящего на экране.

«Лили Марлен» (1981)

Кадр из фильма «Лили Марлен» (1981)

Кадр из фильма «Лили Марлен» (1981)

Фильм «Лили Марлен» о немецкой певице, которая прославилась благодаря одной-единственной песне, стал последней совместной работой Райнера Вернера Фассбиндера и актрисы Ханны Шигуллы. В основу сюжета легли мемуары Лале Андерсен – самой первой исполнительницы знаменитой композиции «Lili Marleen». Учитывая, что действие картины происходит во время Второй мировой войны, эта воодушевляющая песня выступает здесь не только элементом антимилитаристской пропаганды, но и символом освобождения.

«Лола» (1981)

Кадр из фильма «Лола» (1981)

Кадр из фильма «Лола» (1981)

В «Лоле» Фассбиндер снова обращается к теме запретной любви и сводит вместе высокопоставленного чиновника и проститутку. В отличие от героев фильма «Страх съедает душу» (1974), здесь влюбленные обеспокоены отнюдь не национальным вопросом, и уж тем более не возрастным – дело касается их положения в обществе. Но готовы ли они пожертвовать своими отношениями, чтобы все осталось как прежде?

«Тоска Вероники Фосс» (1982)

Кадр из фильма «Тоска Вероники Фосс» (1982)

Кадр из фильма «Тоска Вероники Фосс» (1982)

Последний фильм Райнера Вернера Фассбиндера, вышедший еще при его жизни, а по совместительству заключительная часть трилогии режиссера о жизни женщин в послевоенной Германии, в которую также вошли картины «Замужество Марии Браун» (1979) и «Лола» (1981). Черно-белая драма «Тоска Вероники Фосс» рассказывает историю странных отношений – отнюдь не романтических, а скорее деловых – спортивного журналиста и экс-звезды немецкого кино (прообразом героини послужила актриса Сибилла Шмиц), которая перестала быть востребованной спустя несколько лет после окончания войны. Как и Билли Уайлдер в своем легендарном «Сансет бульваре» (1950), Фассбиндер рефлексирует на тему ушедшей эпохи, а также вновь затрагивает проблему одиночества. Лента была удостоена главного приза Берлинского кинофестиваля – «Золотого медведя».

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями