26 ноября в российский прокат вышла биографическая лента «Фассбиндер». Она рассказывает историю взлетов и падений культового постановщика Райнера Вернера Фассбиндера – одного из лидеров «нового немецкого кино». Несмотря на свою короткую жизнь – Фассбиндер умер в 37 лет, – знаменитый режиссер-нонконформист успел снять множество ярких картин, многие из которых сегодня считаются классикой мирового кинематографа. В нашей подборке вспоминаем знаковые фильмы Фассбиндера, которые заслуживают внимания.
«Любовь холоднее смерти» (1969)
Первая полнометражная работа Фассбиндера, представляющая собой гибрид гангстерского триллера и мелодрамы. События остросюжетной картины «Любовь холоднее смерти» разворачиваются вокруг двух преступников (одного из них сыграл сам режиссер), которые собираются ограбить банк. Грандиозные планы злоумышленников рушатся, когда у них на пути встает роковая красотка в исполнении любимой актрисы Фассбиндера Ханны Шигуллы (с этого фильма началось их долгое и плодотворное сотрудничество), которая неровно дышит к одному из бандитов. Структурно «Любовь холоднее смерти» напоминает знаменитую ленту – к слову, тоже дебютную – Жана-Люка Годара «На последнем дыхании» (1960), с ее любовными перипетиями и романтизацией криминального образа жизни.
«Продавец четырех времен года» (1972)
Суровая драма об одиночестве и нелюбви, главный герой которой, простой зеленщик, теряет интерес к жизни и решает наложить на себя руки. Фильм «Продавец четырех времен года» пропитан атмосферой безнадеги, не говоря уже о том, что в нем Райнер Вернер Фассбиндер, работы которого часто обвиняли в пессимизме (ну, на то он и нонконформист!), размышляет о тщетности бытия. Режиссер показывает обратную сторону идеальной жизни, где семья – это не любовь и взаимопонимание, а постоянные склоки и крики. Короче говоря, жуткое кино.
«Горькие слезы Петры Фон Кант» (1972)
Одна из самых чувственных работ Фассбиндера, посвященная теме неразделенной любви. Фильм рассказывает историю трех женщин: успешного модельера Петры (Маргит Карстенсен), ее зажатой секретарши Марлен (Ирм Херманн), тайно влюбленной в начальницу, и начинающей манекенщицы Карин (Ханна Шигулла), которая врывается в жизнь первой, продавая ей свою любовь. Сценарий ленты основан на пьесе, написанной самим Фассбиндером в годы, когда он работал в театре. Этим объясняется ограниченное количество задействованных в картине персонажей (кстати, исключительно женских) и общая камерность постановки. «Горькие слезы Петры Фон Кант» воспринимаются одновременно как эродрама с садомазохистским подтекстом и философская притча (неспроста в названии фигурирует Кант) о поиске счастья.
«Страх съедает душу» (1974)
В центре сюжета фильма «Страх съедает душу» – история любви 60-летней уборщицы и молодого рабочего. Они сталкиваются с жестокостью окружающих, не желающих признавать союз между немецкой вдовой и трудовым мигрантом из Марокко. Героям предстоит доказать всему миру, что никакие национальные предрассудки и разница в возрасте их счастью не помеха. Эта душещипательная картина Райнера Вернера Фассбиндера является вольным ремейком классической мелодрамы Дугласа Серка «Все, что дозволено небесами» (1955), которая рассказывала о любви людей из разных социальных классов – аристократки и садовника.
«Китайская рулетка» (1976)
Несмотря на лихо закрученный сюжет, заставляющий вспоминать не только лучшие триллеры Альфреда Хичкока, но и ранние работы Романа Полански «Нож в воде» (1962) и «Тупик» (1966), которые делали ставку на глубокий психологизм истории, фильм «Китайская рулетка», как и прошлые картины Фассбиндера, освещает проблему непонимания между людьми. В центре сюжета – муж и жена, которые решают провести выходные отдельно друг от друга. Он собирается встретиться со своей любовницей, она – с любовником. И все бы ничего, но они останавливаются в одном месте – усадьбе супругов. Там же вскоре оказывается и их умная не по годам дочь-инвалид, которая намерена проучить родителей. Другими словами, под детективной оболочкой этой напряженной ленты Фассбиндера скрывается душераздирающая драма о крахе семейных ценностей.
«Замужество Марии Браун» (1979)
Драма «Замужество Марии Браун», рассказывающая о девушке, которая ищет свое место под солнцем в послевоенной Германии, считается высшей точкой в карьере Райнера Вернера Фассбиндера и актрисы Ханны Шигуллы – роль в этом фильме принесла ей «Серебряного медведя» «Берлинале». Параллельно с формированием образа эмансипированной женщины в картине происходит бытописание жизни в новейшей ФРГ, поэтому ее также можно рассматривать как историческую. Тем забавнее осознавать, что Мария Браун в данном случае олицетворяет Германию, которая тоже стремилась достичь высот во всех сферах, начиная от экономической и заканчивая спортом (победа сборной страны в чемпионате мира по футболу в 1954 году – финальный матч показывают по телевизору, который смотрит героиня Шигуллы), после событий Второй мировой войны, серьезно подорвавших ее репутацию на международной арене.
«Берлин, Александерплац» (1980)
Хотя формально «Берлин, Александерплац» является мини-сериалом, воспринимать его следует как один большой фильм. Собственно говоря, на то есть свои причины: иначе экранизировать 600-страничный роман Альфреда Дёблина проблематично. Так что решение Фассбиндера остановиться на телевизионном формате – 14 серий с общей продолжительностью в 15,5 часов – выглядит абсолютно логичным. По сюжету грузчик, отсидевший четыре года за убийство своей невесты, пытается начать жизнь с чистого листа. Вскоре он понимает, что перестал чувствовать себя нужным в этом обществе. От отчаяния герой решает заняться криминалом. Эта полная грусти и тоски история «маленького человека», которому нечего терять. Как и в случае с «Продавцом четырех времен года», Райнер Вернер Фассбиндер заставляет зрителя испытывать экзистенциальный ужас от происходящего на экране.
«Лили Марлен» (1981)
Фильм «Лили Марлен» о немецкой певице, которая прославилась благодаря одной-единственной песне, стал последней совместной работой Райнера Вернера Фассбиндера и актрисы Ханны Шигуллы. В основу сюжета легли мемуары Лале Андерсен – самой первой исполнительницы знаменитой композиции «Lili Marleen». Учитывая, что действие картины происходит во время Второй мировой войны, эта воодушевляющая песня выступает здесь не только элементом антимилитаристской пропаганды, но и символом освобождения.
«Лола» (1981)
В «Лоле» Фассбиндер снова обращается к теме запретной любви и сводит вместе высокопоставленного чиновника и проститутку. В отличие от героев фильма «Страх съедает душу» (1974), здесь влюбленные обеспокоены отнюдь не национальным вопросом, и уж тем более не возрастным – дело касается их положения в обществе. Но готовы ли они пожертвовать своими отношениями, чтобы все осталось как прежде?
«Тоска Вероники Фосс» (1982)
Последний фильм Райнера Вернера Фассбиндера, вышедший еще при его жизни, а по совместительству заключительная часть трилогии режиссера о жизни женщин в послевоенной Германии, в которую также вошли картины «Замужество Марии Браун» (1979) и «Лола» (1981). Черно-белая драма «Тоска Вероники Фосс» рассказывает историю странных отношений – отнюдь не романтических, а скорее деловых – спортивного журналиста и экс-звезды немецкого кино (прообразом героини послужила актриса Сибилла Шмиц), которая перестала быть востребованной спустя несколько лет после окончания войны. Как и Билли Уайлдер в своем легендарном «Сансет бульваре» (1950), Фассбиндер рефлексирует на тему ушедшей эпохи, а также вновь затрагивает проблему одиночества. Лента была удостоена главного приза Берлинского кинофестиваля – «Золотого медведя».