2020 год запомнится любителям музыки не только как время стремительного перехода концертов из живого формата в онлайн или выпуска целой серии отличных альбомов в разных стилях, но и как год потерь. Одни из ушедших были сравнительно малозаметны, другие олицетворяли собой целые музыкальные стили – но и после тех, и после других осталась пустота, которую, увы, ничем уже не заполнить. Вспоминаем музыкантов, покинувших нас в уходящем 2020 году.
Нил Пирт
12.09.1952 - 07.01.2020
Нил Эллвуд Пирт не был первым ударником знаменитого пауэр-трио Rush, но стал его неотъемлемой частью на первом же альбоме, в котором ему довелось принять участие. Своей известностью Rush были обязаны не только его громоподобным партиям барабанов, но и текстам: Пирт был основным их автором, смешивая в единое целое философию, научную фантастику и тему космоса. В 1990-е годы популярность группы пошла на убыль, однако у самого Пирта открылось второе дыхание. Он стал одним из продюсеров нового проекта памяти легендарного джазового барабанщика Бадди Рича и понял, что работать с биг-бэндом ничуть не проще, чем с рок-группой. Сам Пирт жаловался, что у него было недостаточно времени для репетиций, но итоговый концерт памяти Рича наверняка запомнился не только поклонникам барабанов.
Маккой Тайнер
11.12.1938 - 06.03.2020
«Я давно знал его и всегда чувствовал, что хочу играть с ним. Наши идеи переплетались и смешивались. Работать с Маккоем – это как примерять перчатки, которые тебе по руке», – говорил о пианисте Маккое Тайнере Джон Колтрейн. Они оба прошли «школу мужества» в составе Майлза Дэвиса – и, наверное, именно Дэвис привил им любовь не только к совместной работе, но и к экспериментаторству. Тайнер играл на таких альбомах «Трейна», как «My Favourite Things» и «A Love Supreme», а впоследствии сделал и успешную собственную карьеру, смешивая в своей музыке пост-боп, фри-джаз и рок. К традиционным для джаза инструментам он добавлял африканские и восточно-азиатские инструменты, а в последние годы жизни писал музыку для биг-бэнда со струнной секцией. И, может быть, доживи Дэвис и Колтрейн до сего дня, все трое однажды вышли бы на сцену, чтобы играть именно такую музыку.
Кенни Роджерс
21.08.1938 - 20.03.2020
Кенни Роджерс стал известен как исполнитель кантри, и именно в этом качестве был дружески высмеян в «Шоу Бенни Хилла». Однако не меньшую известность ему принесли поп-баллады: написанная Лайонелом Ричи песня «Lady» стала самой кассовой записью в карьере Роджерса, спетая им вместе с Долли Партон «Islands In The Stream» звучит в одной из самых красивых сцен 2 сезона «Очень странных дел», а песня «Just Dropped In (To See What Condition My Condition Was In)» – в фильме «Большой Лебовски» и сериалах «Настоящий детектив» и «Детство Шелдона». Роджерс активно выпускал новые альбомы и синглы и в новом веке, на какое-то время оказавшись самым возрастным артистом с хит-синглом номер один в кантри-чартах. И его популярность была достаточно велика, чтобы в хит-парады попадали не только его номерные альбомы, но даже сборники лучших вещей.
Билл Уизерс
04.07.1938 - 30.03.2020
История соул-певца и композитора Билла Уизерса оказалась весьма нетипичной для шоу-бизнеса. Считая карьеру музыканта непостоянной, а самого себя новичком, он работал в таких компаниях, как IBM и Ford, а уже после завершения музыкальной карьеры в середине 1980-х заявлял, что не скучает ни по концертам, ни по музыке вообще. Быть может, в этом виноваты продюсеры, с которыми у Уизерса категорически не складывались отношения?
Так или иначе, как минимум две его песни «Ain’t No Sunshine» и «Lean On Me» исполнялись буквально всеми, включая Майкла Джексона и Джона Фогерти, а еще одна, «Just The Two Of Us», стала хитом для джазового саксофониста Гровера Вашингтона. А еще Уизерса в числе своих источников вдохновения называли такие разные артисты, как Шаде, Джастин Тимберлейк, Джон Ледженд и Эд Ширан.
Флориан Шнайдер
07.04.1947 - 21.04.2020
Состав легендарных Kraftwerk менялся на протяжении всего существования группы, однако неизменной его частью наряду с Ральфом Хюттером был скрипач и флейтист Флориан Шнайдер. «Я искал другого и обнаружил, что флейта меня очень ограничивает… Вскоре я купил микрофон, потом колонки, затем эхо-эффект и синтезатор, а позже избавился от флейты», – говорил Шнайдер, чьи дороги с Kraftwerk разошлись в 2008 году. Прав он был или нет в своем стремлении к электронике, но на свете не так много людей, ставших адресатами композиций Дэвида Боуи. Инструментально-психоделическая «V-2 Schneider» со знаменитого альбома «Heroes» посвящена именно одному из создателей Kraftwerk.
Литтл Ричард
05.12.1932 - 09.05.2020
Представить рок 50-х без Литтл Ричарда так же сложно, как десятилетием позже – рок 60-х без «битлов» и «роллингов», и если в чем и сходились хулиганистый Мик Джаггер и примерный мальчик Пол Маккартни, то это в любви к Литтл Ричарду. Представив в 1950-е серию синглов, каждый из которых стал классикой рок-н-ролла, Литтл Ричард переключился на религию: в начале 1970-х выпустил несколько вполне конкурентоспособных рок-альбомов – но все же репутацию себе обеспечил именно песнями вроде «Tutti Frutti», «Good Golly Miss Molly», «Long Tall Sally» и другими историями женщин с пониженной социальной ответственностью. Под музыку Литтл Ричарда отправляется на задание отряд Датча в «Хищнике», происходит действие в фильме «Казино» Мартина Скорсезе, его «Lucille» звучит в оскароносной «Зеленой книге» – и лучшей музыки для этих эпизодов попросту не придумать.
Фил Мэй
09.11.1944 - 15.05.2020
Как и Нил Пирт, Фил Мэй остался в истории как участник всего одной группы – но, в отличие от Rush, The Pretty Things оказались одной из самых недооцененных команд своего времени. Именно они первыми начали осваивать «поляну» концептуальных альбомов. Фил Мэй написал и спел большую часть текстов к альбому «SF Sorrow», который сейчас считается одним из первых концептуальных рок-дисков, однако группа все равно осталась в тени своих более удачливых соперников. Ситуацию не спасло ни признание критиков в 1970-е годы, ни ряд вполне удачных реюнион-альбомов уже в наше время: музыка The Pretty Things так и осталась культовой в изначальном смысле этого слова. Однако это не делает ее хуже. Как показывает практика, в 60-е даже группы второго ряда звучали не менее интересно, нежели иные «перворазрядники».
Вера Линн
20.03.1917 - 18.06.2020
«Помнит ли кто-нибудь Веру Линн?» – задавался вопросом Роджер Уотерс в одной из песен альбома Pink Floyd «The Wall». К тому моменту золотая пора этой певицы и радиоведущей давно прошла, однако этого нельзя сказать о самой известной из ее песен «We’ll Meet Again», которая стала своего рода символом надежды и прозвучала с тех пор буквально повсюду – от того же «Шоу Бенни Хилла» до 3 сезона сериала «Очень странные дела». Линн называли «любимицей армии», уже в 1980-е годы она появлялась на мероприятиях, приуроченных к дате начала Второй мировой, а 5 сентября 2009 года стала не только старейшей исполнительницей, когда-либо входившей в альбомные чарты, но и поднялась на первое место со сборником песен, принесших ей наибольший успех. Конечно же, заглавной на этом сборнике стала та самая песня о том, что «мы обязательно встретимся в один из солнечных дней».
Эннио Морриконе
10.11.1928 - 06.07.2020
Кажется, выражение «человек-эпоха» подходит к Эннио Морриконе как мало к кому. «Хороший, плохой, злой», «Профессионал», «Нечто», «Однажды в Америке», «Однажды на Диком Западе», «Неприкасаемые» – во всех этих фильмах звучит музыка Морриконе. «Я всегда говорил, что, по моему мнению, цель музыки в кино – передать то, что не видно в кадре или не сказано в диалогах. Это что-то абстрактное, наступающее издалека… и это должно привносить значение в фильм», – говорил композитор. И его музыка становилась такой же неотъемлемой частью картины, как и сама история, рассказанная в ней, или любой из ее героев.
Питер Грин
29.10.1946 - 25.07.2020
Далеко не всякий поклонник софт-рока знает, что одна из ярчайших команд этого направления Fleetwood Mac выросла в недрах блюзовой «кузницы кадров» The Bluesbreakers под руководством легендарного Джона Мейолла. Руководящей и направляющей силой новой группы стал гитарист и певец Питер Грин, и именно ему группа обязана главными хитами тех лет – «Albatross», «Oh Well» и «Black Magic Woman», ставшей еще и одним из коронных номеров группы Santana. После трех альбомов в стилистике белого блюза Питер Грин ушел из группы, вынужден был бороться с шизофренией, успешно вылечился и выпустил серию все столь же блестящих блюз-роковых записей, включая трибьют знаменитому Роберту Джонсону. А в числе поклонников Питера Грина были такие гранды, как Гэри Мур, Марк Нопфлер, Ноэл Галлахер и даже бас-гитарист Radiohead Колин Гринвуд.
Валентина Легкоступова
30.12.1965 - 14.08.2020
Валентина Легкоступова стала одной из последних представительниц советской эстрады, для которых формальное образование было неотъемлемой частью успеха. Закончив Симферопольское музыкальное училище и «Гнесинку», она осталась в памяти как исполнительница всего двух песен – «Ягода-малина» и «Капля в море». Сейчас эти песни – типичный репертуар «Ретро FM» или «Дискотеки 80-х», однако они все равно оказались на голову выше всего того, что обрушилось на слушателя спустя считанные годы. Как и многие другие звезды позднего СССР, в постсоветскую эпоху Легкоступова пропала из виду, а о новых песнях не было и помину. И можно только пожалеть о том, что ее потенциал оказался не раскрыт до конца.
Тутс Хибберт
08.12.1942 - 11.09.2020
«Toots and The Maytals – коллектив, который я больше любого другого хотел увидеть в России, неважно, где», – признавался рок-н-ролльный журналист Василий Соловьев-Спасский. Увы, его мечта так и осталась мечтой: спустя всего две недели после первого за долгие годы нового альбома лидер именитого регги-коллектива Тутс Хибберт присоединился к небесному оркестру. Группа начала свой путь еще в 1960-е годы, в начале 1970-х записала несколько великолепных альбомов, объединивших музыку регги со стилем соул, а в начале 1980-х ее классический состав распался, и от него остался только сам Тутс с приглашенными музыкантами. Впрочем, позитивная энергия от этого не иссякла: в 1990-е годы пресса с восхищением писала о концертах Toots & The Maytals в Британии, которая всегда была вторым домом для стиля регги.
Эдди Ван Хален
26.01.1955 - 06.10.2020
Столь же значимой фигурой в своем стиле был и Эдди Ван Хален, на рубеже 1970-х и 1980-х заново изобретший не только формулу успеха хард-роковой группы, но и саму рок-гитару. Говорят, что идея так называемого двуручного тэппинга пришла ему в голову, когда он мылся в душе – и в результате он оказался одним из последних героев гитары, способных сказать что-то свое, а не просто «чесать по грифу» с немыслимой скоростью. В середине 1980-х, когда бал стали править синтезаторы, Эдди взял новую игрушку на вооружение, и оказалось, что с ее помощью можно выдавать хиты не хуже гитары, о чем свидетельствует хотя бы «Jump», ставшая одним из главных рок-гимнов 1980-х.
Кен Хенсли
24.08.1945 - 04.11.2020
Таким же шоком, как и смерть Эдди Ван Халена, для поклонников старого доброго рока стал уход Кена Хенсли – гитариста, клавишника и композитора, чей дар во многом определил звучание любимых в том числе и в нашей стране Uriah Heep. «Lady In Black», «July Morning», «Easy Livin’», «Free Me» – любой из этих песен не было бы без Хенсли. Однако спустя десять лет он покинул группу, будучи недоволен тем, в каком направлении шло ее развитие. Свой первый сольник Хенсли выпустил еще в 1970-х, но полноценное второе дыхание пришло к нему на рубеже веков. Начиная с 1999 года он выпустил целую серию отличных хард-роковых работ, напоминавших лучшие годы его главной группы. Над новыми песнями он продолжал работать едва ли не до последнего дня: уже после его смерти стало известно о грядущем выпуске его альбома «My Book Of Answers», намеченном на весну 2021 года.
Андрей Сапунов
20.10.1956 - 13.12.2020
Андрей Сапунов был одним из немногих представителей русского рока, кому отдавали должное и поклонники «любительских» групп, и «настоящие» музыканты уровня Юрия Антонова. В его послужном списке значилась работа с такими коллективами, как «Самоцветы» и группа Стаса Намина, а также недолго просуществовавший соул-роковый «Лотос», однако главным его достижением считается работа в группе «Воскресение». На двух первых ее альбомах Сапунов играл соответственно на ритм-гитаре и басу, а его вокальный дебют оказался связан с песнями… Константина Никольского. В последний день сессий для первого альбома он «напел» шесть его песен, включая такие, как «Музыкант» и «Ночная птица». Сам Никольский был не очень доволен этой записью, но пригласил Сапунова и в новый состав «Воскресения». После ухода Никольского Сапунов занял и его место второго человека в группе после Алексея Романова. Увы, история Сапунова в «Воскресении» закончилась в 2014 году: уйдя из группы по «политическим соображениям», музыкант избрал затворнический образ жизни – вероятно, в полном соответствии со своей философией.