Романтических комедий много не бывает, но с каждой новой такой лентой кажется, что мы уже видели их все. Будто режиссеры и сценаристы, которые берутся за картины «романтического» жанра, твердо убеждены, что зрители не заметят повторяющиеся сюжеты и избитые клише. Еще как заметят! В нашем обзоре мы собрали те картины о любви, создатели которых подошли к теме по-своему, оригинально, и сумели открыть в изученном вдоль и поперек жанре новые грани или изложить «вечный» сюжет так, как еще не удавалось никому до них.
«Форма воды» (2017)
Мелодрама от Гильермо дель Торо – своего рода новый взгляд на старый сюжет о «красавице и чудовище»: отчасти фэнтези, отчасти фантастика в приятном ретро-оформлении. Тут есть Америка времен Холодной войны, секретные лаборатории, шпионы, скромные герои и жуткие злодеи, а еще «Человек-амфибия» по-голливудски. История любви между немой Элизой, которая работает в секретной лаборатории уборщицей, и существом-амфибией, которое доставляют в эту лабораторию для экспериментов – нечто среднее между романтической сказкой, хоррором и притчей о любви, дружбе и принятии. Чудовище – не единственное «меньшинство» в фильме, так что в «Форме воды» тем более легко рассмотреть метафору о том, что любовь нельзя втиснуть в рамки, а людям все еще свойственно воспринимать все странное или непонятное как враждебное. Так или иначе, дель Торо создал очень необычную романтическую историю с атмосферой, выверенной до последнего штриха.
«Вечное сияние чистого разума» (2004)
В мире, где изобрели технологию, которая позволяет избавиться от всех нежелательных воспоминаний, порвать навсегда с «бывшим» сделалось необычайно легким делом. Или все же нет? Джоэл и Клементина расходятся, но не до конца, хотя Клементина успешно стирает все свои воспоминания о Джоэле. Но когда Джоэл решает ответить ей тем же самым, оказывается, что реализовать поговорку «с глаз долой, из сердца вон» в этом случае вовсе не так просто, как кажется. «Вечное сияние чистого разума» в форме фантастического рассказа о незадачливых возлюбленных, которым сложно вместе, но невыносимо друг без друга, исследует то, что, в сущности, остается от любви, когда она проходит (или же так кажется). Воспоминания – сложная штука (сценаристу Чарли Кауфману пришлось хорошо потрудиться, чтобы «адаптировать» эту тонкую материю для кино), и в отношениях Джоэла и Клементины все не менее сложно. Но самое главное, что в итоге герои приходят к выводу, что все это того стоило.
«Когда Гарри встретил Салли» (1989)
Не нуждающаяся в представлениях романтическая комедия Роба Райнера – одновременно и классика жанра, и оригинальный подход к ней. Гарри и Салли дружат уже много лет. Они познакомились очень давно, вроде как понравились друг другу, но решили не «переходить грань», потом потеряли связь на какое-то время, затем вновь встретились, стали общаться, помогать и поддерживать друг друга. Кажется, что сама судьба настойчиво сводит их друг с другом. И во всем этом есть только один большой минус: Гарри и Салли никак не могут закрыть спор, начатый при первой встрече, и наконец определиться, может ли между мужчиной и женщиной быть «просто дружба»? И что, в сущности, будет лучше для них – стать все-таки парой или оставить все как есть? При этом все, происходящее с Гарри и Салли – забавно, трогательно и вполне правдоподобно, что редкость для ромкома. Жизненности добавляют и вставки с интервью супругов, рассказывающих истории о том, как они встретились. Фильм «Когда Гарри встретил Салли» раскладывает по полочкам человеческие отношения, он оказал влияние на весь жанр на десятилетия вперед.
Читайте также: 14 клипов о любви, в которых снялись настоящие пары
«Она» (2013)
Самая современная история любви, какую только можно придумать – история человека, который влюбился в операционную систему. Или, точнее, в бесплотный искусственный интеллект по имени Саманта, который выполняет роль персональной ассистентки. В «мире недалекого будущего» все это в общем вполне обыденно, но писатель Теодор Туомбли, у которого сложный период в жизни, не просто воспринимает Саманту как личность – он в эту личность серьезно влюбляется. Правда, такой подход к афоризму «современные проблемы требуют современных решений» будет иметь много неожиданных последствий, как для него самого, так и для Саманты. Кинокритик Кристофер Орр отозвался о картине так: «Невероятное сочетание темы технологий будущего с трансцендентальностью. Научная фантастика, которая исследует саму природу любви». Это и интригующая версия того, как могут в дальнейшем развиваться взаимоотношения людей с искусственным интеллектом, и что может получиться в результате, и размышление на тему того, что значит – любить, причем неважно, кого-то или что-то.
«Любовное настроение» (2000)
Место действия артхаусной мелодрамы Вонга Карвая – Гонконг 1960-х годов. Чоу Мо Вана и Су Ли Жен живут в соседних комнатах доходного дома. Оба скучают на новом месте жительства, а еще оба подозревают своих партнеров в изменах. Сдружившись на этой почве, Чоу и Су сходятся все ближе, затеяв между собой нечто вроде «романа понарошку». Хотя на самом деле все это имеет для обоих куда большее значение, чем просто легкомысленная игра. В «Любовном настроении» любовь изображается с необыкновенной поэтичностью, через простые жесты и взгляды. Режиссер хотел, чтобы все происходящее было проникнуто естественностью, до такой степени, что фильм был снят без сценария и в основном все придумывалось на ходу. Получился авторский, элегантно-эротичный, с прекрасной операторской работой взгляд на любовь с ее меланхоличными оттенками: секретами, одиночеством, неверностью и «всем, что могло бы быть» (но не обязательно осуществилось в реальности).
«Огни большого города» (1931)
«Немая», добрая и в чем-то волшебная история любви Бродяги и слепой девушки, где Чарли Чаплин и исполнил главную роль, и выступил режиссером. «Огни большого города» – немой фильм, хотя эпоха немого кино тогда уже завершилась, но в нем присутствуют музыка и звуковые эффекты. Что касается главного героя и героини, то коронная выразительность фильмов Чаплина, не нуждающаяся в словах, как обычно оказалась на высоте. Бродяга влюбляется в слепую цветочницу и ищет оригинальные способы раздобыть денег на операцию, которая может вернуть ей зрение. Между тем, девушка ошибочно принимает его за «богатого поклонника», не подозревая, кто он на самом деле. И только в финале ему и ей удается увидеть (и узнать) друг друга, несмотря на все трудности и недоразумения. С помощью такого сюжета Чаплину удалось по-своему ответить на непростой вопрос «Можно ли полюбить человека раньше, чем увидеть?». Здесь «любовь слепа» в прямом смысле, но это не мешает девушке полюбить Бродягу не за внешние, а за внутренние качества.
«Энни Холл» (1977)
В «Энни Холл» Вуди Аллен, играющий в некотором роде очередную версию самого себя, размышляет над неудачами в личной жизни. Отчасти «Энни Холл» – как бы своеобразный ответ «Сценам из супружеской жизни» (1973) Ингмара Бергмана, хотя и поданный в намного более легкой манере. Несмотря на юмористическую подачу и кучу остроумных диалогов, несложно увидеть, что сюжет «Энни Холл» на самом деле печален. Мимоходом фильм еще и успевает так или иначе затронуть много «вечных» тем – от различий и проблем взаимопонимания между женщинами и мужчинами до психоанализа. Все это мастерски балансирует между грустным и смешным, и в итоге получается достаточно глубокий, но вместе с тем легкий для восприятия разбор типичной человеческой натуры без всякой натужности или осуждения.
Читайте также: 15 знаменитых экранных парочек, которые ненавидели друг друга в жизни
«Ланчбокс» (2013)
Для тех, кто хочет окунуться в национальный индийский колорит, дополненный национальной кухней, – «Ланчбокс» от режиссера Ритеша Батра. Двигателем сюжета здесь действительно оказывается самый обыкновенный ланчбокс: молодая женщина по имени Ила посылает своему мужу на работу собственноручно приготовленный обед, чтобы вернуть в их брак тепло и романтику. Но ланчбокс по ошибке доставляют не по адресу, и он попадает к Сааджану. Сааджан одинок, готовится вскоре выйти на пенсию. Ланчбокс с вкусной едой от незнакомки оказывается и вправду способен изменить его жизнь к лучшему, поскольку он ценит усилия Илы (в отличие от ее супруга), и та продолжает присылать ему обеды вместе с записками. Так между ними завязывается дружба по переписке, скрепленная кулинарным талантом Илы. Здесь можно и вспомнить пословицу о том, что «путь к сердцу лежит через желудок» – и едва ли какой-либо другой режиссер привносил ее в свой фильм так буквально. Но прежде всего «Ланчбокс» – трогательная и атмосферная, одновременно забавная и грустная история о романе, который развивается вслепую, одиночестве, выходе из него и о том, как любовь меняет людей.
«Три цвета: Красный» (1994)
До того, как получить международное признание, польский режиссер и драматург Кшиштоф Кесьлёвский был известен у себя на родине как автор амбициозных кино- и телепроектов. В числе поклонников его творчества был сам Стэнли Кубрик! Последней работой Кесьлёвского стала трилогия «Три цвета», причем вдохновением ему послужила Великая французская революция и соответствующий триколор. Заключительный фильм связывает всю трилогию воедино и рассказывает о таинственной связи, существующей между тремя непохожими людьми – студентом-юристом, моделью и пожилым судьей. Картина полна символизма, и ее смысл сводится к тому, как «потерянные души» ищут и находят друг друга сквозь время. Во всем этом очень много абстрактного, однако Кшиштофу Кесьлёвскому удается сделать непостижимое близким и естественным. Суть произведения – в единственной и неповторимой истории любви, которая проходит сквозь параллельные вселенные.
«Однажды» (2007)
Распространенная проблема, которая бывает с мюзиклами – либо несоответствие между плосковатыми персонажами и высокой планкой, которую задает музыка, либо то, что музыка, наоборот, не блещет оригинальностью или выразительностью – и тогда персонажи уже мало кого интересуют. Отличный пример во всех смыслах хорошо сделанного мюзикла за последние годы – это, конечно, «Ла-Ла Ленд» (2016). Однако задолго до него на экраны вышел мюзикл ирландского режиссера Джона Карни – фильм не только отличный сам по себе, но и полностью самобытный («Ла-Ла Ленд» был создан «по мотивам» известного мюзикла из 60-х, «Шербурские зонтики»). В «Однажды» рассказывается о двоих музыкантах, ищущих свое место под солнцем в Дублине. В нем есть «химия» между настоящими музыкантами: Глен Хансард и Маркета Ирглова самостоятельно написали и исполнили свои песни специально для фильма, что уже многое говорит о качестве. «Однажды» – фильм не только о любви как таковой и взаимоотношениях между людьми, но и о любви к музыке, дружбе и удаче. Сделана картина действительно с настоящей любовью к кино, хотя бюджет у создателей был очень скромный. Зато «Однажды» нашел путь к сердцу Голливуда и получил «Оскар» за лучшую песню к фильму.