​«Восставший из ада» (2022): Будет немножечко больно

Атмосферный и ужасающе красивый хоррор, который увяз в скучной истории и клише.

Начинается новый «Восставший из ада» со зловещих сцен, в которых богатый бизнесмен и коллекционер древностей Роланд Войт (Горан Вишнич) хитростью заставляет одного парня собрать шкатулку-головоломку – Шкатулку Лемаршана. Сенобиты во главе с Пинхедом (Джейми Клейтон) цепями затаскивают бедолагу в мрачное измерение, а Роланд завершает таинственный ритуал.

Шесть лет спустя девушка Райли (Одесса Адлон) и ее бойфренд Тревор (Дрю Старки) – оба борются с наркотической зависимостью – взламывают сейф, в котором находят странную шкатулку. Находку забирает Райли. Вскоре она скандалит со своим братом Мэттом (Брэндон Флинн), и из-за этого у нее происходит срыв. Наглотавшись таблеток, Райли решает головоломку и активирует первую конфигурацию шкатулки из шести – то есть собирает одну из фигур, в которые складываются ее части. Вещица принимает новую форму и обнажает лезвия. По стечению обстоятельств шкатулка переходит от одного героя к другому, от одной конфигурации к другой – все ближе к шестой, финальной в цикле. Запуск каждой конфигурации призывает сенобитов, которые жаждут подарить мучительные наслаждения каждому, чья кровь осталась на лезвиях.

Кадр из фильма «Восставший из ада» (2022)

Удушающая атмосфера нового «Восставшего из ада» покоряет адским ужасом. Туман и звон колокола предвещают прибытие страстно любящих свое грязное дело сенобитов – каждый со своими особенными, детализированными увечьями. Адские твари медленно выходят из-за темных углов, жутко улыбаются, окружают отчаявшуюся жертву и не оставляют ей иного выхода, кроме как умереть в муках. В лучших традициях Клайва Баркера!

До жестокой изощренности и мерзости первых фильмов серии и описанных в повести кроваво-извращенных ужасов новому «Восставшему из ада» далеко. По сравнению с оригиналом 1987-го и особенно с книгой «Восставший из ада»-2022 кажется легкой прогулкой. Некоторые смерти вообще оставили за кадром. Зато суровые моменты со смертельной «растяжкой» на цепях традиционно впечатляют и пугают. Хоррор в целом справляется с задачей выдать до жути отвратительное зрелище, которое невозможно забыть. Местами эта дичь пугает. Однако держать зрителя в страхе на протяжении всего фильма новому «Восставшему из ада» не удается.

Клайв Баркер в своих историях раскрывает противоречивых героев, которые редко бывают просто хорошими. Авторы нового «Восставшего из ада» передали эту особенность творчества писателя. Дикие распутники в духе Фрэнка Коттона на вечеринку не заглянули, но тут есть свои проблемные персонажи – они совершают необдуманные поступки, грешат запретными веществами и предают. За сложной и полной эмоциональных моментов борьбой «падшей» Райли со своими внутренними демонами любопытно наблюдать. Исход этой линии не очевиден, и девушка то отдаляется от края бездны безнравственности, то приближается к нему вплотную.

Сюжет нового «Восставшего из ада» застрял в устаревших хоррор-клише. Подчас кажется, будто смотришь очередную неумелую копирку «Звонка». Вместо проклятой кассеты тут шкатулка с лезвиями, которая прыгает из рук в руки, цапает недотеп и бросает их на расправу БДСМщикам. Тут есть и банальная, ставшая классической для мистических триллеров линия, где Райли проводит унылое расследование в попытках разобраться в происходящем. Действительно, зачем плавно погружаться в мир «Восставшего из ада», если можно быстренько окунуть зрителя в устройство вселенной, подсунув сцены со статьями в компьютере и инструкциями в древних письменах.

Кадр из фильма «Восставший из ада» (2022)

Такая мудреная штуковина, как Шкатулка Лемаршана, в «Восставшем из ада»-2022 открывается до смешного просто. Авторы явно намеревались покромсать побольше жертв, поэтому смертей много – зачастую жертвы случайны, некоторые из них и не собирались получить заветное «наслаждение». И происходят смерти так быстро, что в какой-то момент фильм становится не адским хоррором о потусторонних тайнах, а молодежным слэшером с Пинхедом вместо Майкла Майерса. Конечно, и в старых фильмах по «Восставшему из ада» подробности функционирования шкатулки подавались в сокращенном варианте, чтобы ужастик не озадачивал, а пугал. Однако в новой части адские разборки вообще скатились в слэшер-беготню.

После лишенного всякой оригинальности и мучительно затянутого «пролога» в новом «Восставшем из ада» идет насыщенная ужасами часть в особняке Роланда Войта – и вот тут становится интересно. Сцена с порталом в адское измерение в машине поражает: это самая необычная, изобретательная и даже люто страшная часть фильма. От невыносимо спокойного и жестокого Пинхеда с его даром «наслаждения» можно забыть, что происходило в фильме до этого. В финале картины следует пара мощных сюжетных поворотов – отчасти они ожидаемые, но такие, что ух. Ради такого стоит перетерпеть нудную первую половину фильма.

«Восставший из ада»-2022 – качественно снятое, но осторожное переосмысление хоррор-франшизы. Перенесенные на экран страшилки Клайва Баркера могут вызывать гораздо более острые, как булавки под ногтями, ощущения. Но, по крайней мере, тут ужасы по Баркеру поданы сочнее и интереснее, чем в «Книгах крови» 2020 года. От первой половины нового «Восставшего из ада» клонит в сон, зато вторая нагоняет мурашек и заставляет неотрывно следить за стремительно развивающимися событиями. Пинхед в книге Баркера и в ужастике 1987-го обещает «разорвать душу на части». Свежепризванному демону не удается «запасть» в душу, но царапнуть ее своими цепями он успевает.



Читайте также