Название фильма – прекрасная метафора. Треугольник печали, как его называют пластические хирурги, – это морщины от нахмуренных бровей. Но не в бровях дело. «Треугольник печали» показывает вакханалию и анархию на борту роскошного судна, язвительно критикуя красивых и неприлично богатых буржуев, для которых говорить о деньгах «несексуально». Слегка затянутый и слишком очевидный фильм шведа Рубена Эстлунда именно об этом.
Гламурная пара моделей отправляется в путешествие на шикарной яхте. Молодые попадают туда благодаря рекламе: фотографии, где они позируют с едой, которую не едят, служат только для, прости Господи, контента. Внезапно шикарный отпуск этих пижонов прерывается массовой тошнотой, а потом судно взрывают пираты, и зажиточные пассажиры оказываются на острове. Там, оставшись без гроша и дизайнерской одежды, выясняется, что богачи – бездельники. Буржуазия – подлый паразитический слой общества, оторванный от народа. Однако у Эстлунда власть развращает каждого, независимо от класса, а выживут ли любовники – станет понятно в конце.
Шведский режиссер снова издевается над буржуями. «Форс-мажор» высмеивал идеальную семью, «Квадрат» – современное искусство, а «Треугольник печали», состоящий как раз из трех глав, потешается сразу над всем: от модельного бизнеса и зацикленности на себе до роли денег в обществе, комфорта и равноправия. Забористый фильм-карикатура об элитном круизе, напоминающий о Бунюэле и Годаре, сделан для выражения философских идей, дескать, сегодня внешность важнее содержания, свобода, равенство и братство невозможны, потому что все продается, а решает все гламур.
Сначала мы видим, как человека на модном показе просят подвинуться, чтобы освободить место для более солидных персон, в то время как на подиуме пестрят лозунги «Все равны» и «Цинизм под видом оптимизма». После показа «сердитых» брендов мы становимся свидетелями спора о том, кто должен платить в ресторане: женщина или мужчина. Далее – история на дорогом круизном судне, где торгующий дерьмом русский олигарх (Златко Бурич из трилогии «Дилер») и беспробудно пьянствующий капитан-марксист (маленькая, да удаленькая роль Вуди Харрельсона) разглагольствуют о социализме и капитализме, пока пассажиры в вечерних нарядах, запив шампанским икру и устрицы, фонтанируют всеми возможными жидкостями.
«Треугольник печали» – нарочито вульгарная и абсурдная сатира. Рубен Эстлунд выставляет модных и богатых жадными и лицемерными идиотами с фальшивыми улыбками. Режиссер ставит героев в совершенно дурацкое положение и беспощадно глумится над ними, демонстрируя классовый конфликт, когда главным на острове становится уборщица, ведь только она умеет ловить рыбу и разжигать костер. На яхте она – прислуга, а на острове – капитан. И уже неважно, сколько на тебе Balenciaga и Bottega Veneta и подписчиков в Instagram. Их праздный мир – пустая, банальная и глупая фальшивка, вызывающая тошноту, что является главным шоустоппером фильма.
Правда, для популиста Рубена Эстлунда, критикующего современный миропорядок, любая власть порочна. Человек труда, дорвавшийся до власти, ничем не отличается от свергнутых господ. Да, любой буржуа холуйствует, но и простая уборщица не превращается в доброго самаритянина. Все эти персонажи в буквальном смысле полны дерьма, в котором сами же дружно тонут. И все же в том, что Эстлунд взял главный приз одного из крупнейших буржуазных фестивалей, есть что-то ироничное.