С 28 июля, с самого момента релиза, «Utopia» бьет рекорды стримингов и активно обсуждается в Интернете. Количество звездных гостей на альбоме не поддается счету, его грандиозную презентацию ждут меломаны со всего мира. «Utopia» похож на «Yeezus» Канье Уэста по стилю, но более психоделичен и отстранен, а главное – более свободен с творческой точки зрения. Это целая аудиовселенная со множеством экспериментов: несмотря на мрачную атмосферу, наверное, именно в такой утопии хотели бы жить многие артисты.
Трэвис Скотт сделал все, чтобы его альбом «Utopia» стал главным музыкальным событием 2023 года. Он начал с загадочных уличных билбордов, затем анонсировал грандиозную презентацию релиза возле пирамид Гизы. Презентацию, однако, все-таки отменили, а потом перенесли на неопределенный срок – что расстроило поклонников Скотта, специально приехавших ради этого в Египет. Еще он выпустил в американских кинотеатрах фильм «Circus Maximus», над которым работали Гаспар Ноэ, Николас Виндинг Рефн и Хармони Корин.
На самом «Utopia» много громких имен. Бейонсе и Bon Iver в «Delresto (Echoes)», Викенд и Bad Bunny в «K-Pop», Future и SZA в «Telekinesis», Джеймс Блейк и 21 Savage в «Til Further Notice», Дрейк в «Sirens» – и это лишь часть. Если считать продюсеров и соавторов, то в список добавляется Ги-Манюэль де Омем-Кристо из Daft Punk в «Modern Jam», Фаррелл Уильямс в «Looove» и Канье Уэст в «Thank God», «God’s Country» и «Telekinesis».
Аналогии с Канье Уэстом не избежать никак. Последний раз столь масштабная промо-кампания музыкального альбома была в 2021-м, когда Уэст выпускал «Donda» – изначально он как раз назывался «God’s Country», и эта песня была написана именно для него. Там тоже была презентация с многократными переносами и длинный список гостей, включая самого Трэвиса Скотта. У Уэста и Скотта много общего. Они оба – изначально продюсеры, успешно «переквалифицировавшиеся» в артистов. Они любят эксперименты, автотюн и большие масштабы, они оба неоднозначные личности, которых кое-кто хотел бы «отменить» – немало людей задаются вопросом, можно ли вообще слушать Трэвиса Скотта после трагедии на фестивале Astroworld в 2019-м, где погибли десять человек. И Уэст, и Скотт встречались с женщинами из семьи Кардашьян и даже завели с ними детей: первый – с Ким Кардашьян, второй – с Кайли Дженнер.
Личная жизнь и творчество не существуют параллельно, а почти всегда влияют друг на друга. В том числе на «Utopia»: в «Meltdown» Трэвис Скотт открыто наезжает на Тимоти Шаламе. Рэпер обращается к Кайли Дженнер, которой приписывают роман с актером, шутит, что она «получила фабрику Вилли Вонки [один из персонажей Шаламе]» и советует ей найти кого-нибудь «горячего, как я». В другой строчке этой же песни Дрейк нападает на Pusha T, обвинявшего рэпера в том, что он не сам пишет свою музыку.
В рецензиях и отзывах на «Utopia» часто попадаются сравнения с альбомом Канье Уэста «Yeezus» (2013). Встречаются даже обзоры, где «Utopia» прямо называют клоном «Yeezus» – например, бит «Circus Maximus» Трэвиса Скотта подозрительно похож на «Black Skinhead» Канье Уэста. Однако Скотт работал над «Yeezus», он указан в качестве продюсера треков «New Slaves» и «Guilt Trip». Так что в каком-то смысле музыкант вдохновился самим собой. Общее направление совпадает, но в целом «Yeezus» злее, энергичнее, эмоциональнее, а «Utopia» – мягче, меланхоличнее и отстраненнее. На «Astroworld» (2018) был явный хит «Sicko Mode», в 2019-м – такой же явный «Highest in the Room». На «Utopia» однозначного хита нет: «K-Pop» c Bad Bunny и Викендом подобрался к этому ближе всего и, наверное, потому был выпущен в качестве лид-сингла. Вместе с тем создается впечатление, что Трэвису Скотту не хочется работать на чарты – ему гораздо интереснее создавать свой мир с помощью песен.
Утопия – вымышленное место с идеальным общественным строем. Для столь позитивного термина пластинка «Utopia» звучит слишком странно: она не то чтобы совсем мрачная, но далеко не светлая. Название «Антиутопия» подошло бы ей больше. С другой стороны, может, в его представлении утопия выглядит – точнее, звучит – именно так. В 2010-х Трэвис Скотт повлиял на расцвет трэпа, «психоделического» поджанра хип-хопа, который появился еще в 1990-х, а в прошлом десятилетии достиг своего пика. На «Utopia» он не сменил направление, но расширил границы. Разнообразие аранжировок и песенных структур впечатляет: за стремительной «Circus Maximus» идет рассудительная «Parasail», причем у обеих песен одна тема – негативные стороны славы. В «Looove», напоминающей раннего Скотта, он под мрачный бит кричит о плюсах известности и любви фанатов. Минималистская «Modern Jam», мрачно-торжественная «Sirens», мрачно-тревожные «Hyaena» и «Thank God» интересны неожиданно выбранными звуками, напоминающими то электронное жужжание, то сэмплы из фильма, то странные колокольчики. Еще в 2021-м Скотт говорил, что «работает над психоделик-рок-альбомом» и хотел бы посотрудничать с Бьорк, King Krule и диджеем Goldie – людьми, чья музыка довольно далека от его собственной. Даже само название альбома он взял из пластинки Бьорк «Utopia» (2017).
«Utopia» интересно обсуждать из-за окружающей его шумихи. Конечно, известные имена, интрига с презентацией и фильм делают свое дело – не заметить новый релиз Трэвиса Скотта сложно. В первый же день он набрал 128 млн прослушиваний на Spotify, что стало лучшим дебютом в 2023 году – он обошел даже «Speak Now (Taylor’s Version)» Тейлор Свифт. При всем этом «Utopia» – тот случай, когда звездные гости уместны, а шумиха возникла не на пустом месте. Трэвис Скотт не имел права на ошибку, учитывая большой перерыв, огромные ожидания и печальную историю на фестивале. «Utopia» – не только альбом, а целый арт-проект: конечно, хотелось бы оценить его полностью, хотя и без фильма с презентацией он тоже работает. Почти голливудский блокбастер в аудиоформате, но умный и не чуждый экспериментов. «Utopia» – вселенная, где возможно все. Это ли не утопия для творческого человека?