Голливуд богохульствует и оскверняет классического «Изгоняющего дьявола» (1973). Дело в том, что тревожный фильм ужасов Уильяма Фридкина совсем не устарел – поэтому придется основательно потрудиться, чтобы найти разумное объяснение, как именно Дэвид Гордон Грин, режиссер «Ананасового экспресса» (2008), может освежить этот хоррор о безотцовщине и жертвоприношении.
Действие фильма «Изгоняющий дьявола: Верующий» происходит в наши дни и повествует о вдовце, жизнь которого превращается в сущий кошмар, когда его дочь в надежде пообщаться с погибшей матерью исчезает вместе с одноклассницей. Девочки уходят в лес и пропадают. Спустя несколько дней их находят вдали от дома. Дети ничего не помнят. Их тела изуродованы. А далее – по схеме. Девчонки проявляют признаки одержимости: злобно визжат, грубят родителям и блюют в лицо женщине, которая призывает к поиску веры, надежды и любви к Господу.
Героиня 90-летней Эллен Берстин, которая 50 лет назад у Фридкина была отравлена страхом и отчаянием, возвращается. Выясняется, что она написала бестселлер, где подробно рассказала об экзорцизме дочери. Старушки в этом фильме оскорбительно мало – она появляется, чтобы придать новой истории веса и вызвать у зрителя ностальгию. И хотя эта картина с типичными жанровыми приемами, шаманскими ритуалами, библейскими пророчествами и проповедями священника задумана как продолжение оригинала, «Изгоняющий дьявола: Верующий» похож на ремейк, где самому экзорцизму отведено скромное место в финале.
Понятно, что главным героем является переживающий горе отец, который должен обрести веру, чтобы спасти душу и тело дочки. Однако смысл этой сатанинской суеты, лишенной жути и саспенса, сводится к тому, что только солидарность людей может изгнать все дьявольское. Озверевшие школьницы становятся метафорой пребывающей в кризисе Америки, белой и черной, новой и старой. Бесы спят и видят, как бы заразить детей, и только сплоченное общество в силах противостоять тирании дьявола.
«Изгоняющий дьявола: Верующий», где даже нет ничего страшного, кроме эффектного грима, продвигает мысль, что наша сила происходит от веры не в Бога, а в народ, ибо все мы в доме Господа. Жизнь – дело верующих. Так что, если существует иной мир, надеюсь, покойный Фридкин найдет творцов, причастных к этому фильму, и затащит их в ад.