Крепкий сериал Майка Флэнегана и Netflix «Призрак дома на холме» в 2018 году дал старт циклу ужастиков, полных душераздирающих историй. В последующих «Призраках усадьбы Блай» (2020), «Полуночной мессе» (2021) и «Клубе полуночников» (2022) Флэнеган себя не превзошел, зато был щедр на острые ощущения. 12 октября вышло 8-серийное «Падение дома Ашеров» – вольная адаптация произведений Эдгара Аллана По. Сериал ознаменовал прощание Флэнегана с Netflix – теперь режиссер будет сотрудничать с Amazon Prime Video. «Нетфликсный этап» карьеры Майк Флэнеган завершил бодрящим и кровавым ужасом, хотя лучшим среди его работ «Падение дома Ашеров» не станет.
Семья Ашеров владеет успешной фармацевтической компанией Fortunato Pharmaceuticals. Построили империю Родерик (Брюс Гринвуд) и его сестра-близнец Мадлен (Мэри Макдоннелл), благодаря которым никто в семействе никогда ни в чем не нуждается. На закате дней Мадлен не с кем делить богатства, зато Родерик за долгую и плодовитую жизнь успел наделать шестерых детей от пяти женщин. Всем отпрыскам он позволил соорудить на его средства собственный бизнес – однако никого из них мешки денег добрее не сделали. В династии Ашеров собрались лишь алчные и самолюбивые лжецы, и родная кровь для них – отрава, с которой надо обращаться осторожно.
Однажды дети Родерика начинают погибать один за другим, и все при таинственных обстоятельствах. Охоту на богачей открывает некая Верна (Карла Гуджино). Она с помощью мистических сил запускает череду странных событий, которые неминуемо приводят отпрысков Ашеров к смертельным «Пунктам назначения». Чем глубже Родерик и Мадлен погружаются в тайну необъяснимых инцидентов, тем больше понимают, что трагедии связаны с одной роковой встречей в баре в ночь на 1980 год, которая изменила их жизни.
«Падение дома Ашеров» в самом начале первой же серии дерзко выдает зрителю крупные спойлеры. Мы узнаем, что никто из детей Родерика не выживет. Даже примерно понимаем, в какой последовательности и как они умрут. Такой наглости прощать нельзя – но не в случае с проектами Флэнегана: ему мастерски удается при раскрытых тузах ловко скрывать джокеров. Тут и там остаются интриги, которые заставляют неотрывно следить за развитием событий и гадать, что ждет за следующим поворотом и как именно будут умирать Ашеры – перед решающими твистами видим лишь «тизеры», пазлы, из которых собирается картинка.
У разбросанных по сериалу спойлеров есть «но»: после третьей жертвы мы начинаем привыкать к череде роковых событий в духе «Пункта назначения». С ходу замечаешь символы, ведущие к исходу в истории того или иного Ашера. Из-за этого повествование становится механическим – к шестой смерти можно утомиться. Тотальной скукоты, конечно, нет, поскольку и без «судьбоносной рутины» в сериале есть чем увлечься. Экшен-сцены насыщены яркими моментами – будь то слоумо-кувырок Тамерлан (Саманта Слойан) в осколках зеркала или по-хорошему мерзко исполненная драка Наполеона (Рахул Коли) с кошкой. А чего стоит креативная и дикая вариация «Сердца-обличителя» По, где по-настоящему страшно сходила с ума от стука сердца хирург Викторина (Т’Ниа Миллер).
При всех современных деталях истории – искусственный интеллект, сложные операции на сердце и т. д. – «Падение дома Ашеров» остается верным старомодному готическому настроению произведений По. Во многом этого Майку Флэнегану удалось добиться с помощью «атрибутики»: эффектные появления ворона, прочитанные персонажами стихи о смерти и мрачные локации с непременными зловещими тенями и дождем. Обилием пугалок «Падение дома Ашеров» похвастаться не может – в этом плане оно отстает и от лиричных «Призраков усадьбы Блай», не говоря уже о мурашчатом «Призраке дома на холме». Пара неожиданных скримеров и жуткий флэшбек с матерью Родерика и Мадлен застают врасплох, но это точечные моменты. К тому же задействованные в «Падении дома Ашеров» юмор и дерзкая сатира, высмеивающая элиту и одержимость современных людей потребительством, разряжают даже самые концентрированные хоррорные сцены. Эксперименты с элементами комедии – ново для почти всегда печального и меланхоличного Флэнегана, однако тут они мешают его фирменному неторопливому кошмару.
«Падение дома Ашеров» – элегантное мрачное, поэтичное и атмосферное завершение сумасшедшего путешествия Майка Флэнегана и Netflix. После теплой семейной истории на холме он перевернул привычное, поставив в центр внимания династию чокнутых и кровожадных стервятников, за которыми во всеоружии явилась карма. Флэнеган еще раз, напоследок, напомнил Netflix, как стриминговому гиганту повезло сотрудничать с ним.
Разбор со спойлерами: Объяснение концовки сериала «Падение дома Ашеров»