В конце апреля стартовал мировой прокат боевика «Расплата 2». Бен Аффлек и Джон Бернтал вновь сыграли суровых братьев, которые на этот раз объединились в битве с бандюганами. Местами душевное бадди-муви с двумя крутыми мужиками – то, ради чего стоит посмотреть «Расплату 2». Но хватает ли мощи Аффлека и Бернтала, чтобы доказать право сиквела на существование и заодно замахнуться на триквел забытого фильма 2016 года? Ну уж нет.
Кристиан Вольф (Бен Аффлек) – гениальный математик, который благодаря своим способностям стал профессиональным бухгалтером. В детстве у него диагностировали аутизм, что объясняет повышенное внимание Криса к деталям. В работе он часто сотрудничает с преступными группировками и известен в криминальных кругах по прозвищу Бухгалтер. Между тем он тайно сливает Министерству финансов США информацию про особо опасные аферы. В прошлом Крис был военным, поэтому может дать «клиентам» отпор, если вдруг что-то идет не по плану.
В первом фильме Крис разоблачил крупную финансовую аферу, из-за которой было пролито немало крови. В сиквеле он берется за расследование убийства старого знакомого – бывшего директора отдела по борьбе с преступностью Министерства финансов Рэя Кинга (Дж.К. Симмонс). Тот ушел на пенсию и стал частным сыщиком, но при работе над одним делом перешел дорогу опасным людям. Перед смертью Кинг оставил на своей руке адресованное новому руководителю отдела Мэрибет Медине (Синтия Аддай-Робинсон) послание, чтобы та нашла Бухгалтера. В расследовании Крис объединяется со своим братом – киллером Брэкстоном (Джон Бернтал). Спустя годы разлуки они воссоединились в финале первого фильма. Вскоре рядовое дело о разборках с бандитами приводит братьев к масштабному заговору, который может обернуться трагедиями.
«Расплата» – не самый очевидный фильм для запуска франшизы. Он вышел в 2016 году – почти 10 лет назад. Статус культовой классики обрести не успел. Зато заработал в целом неплохую кассу: 155 млн долларов при бюджете в 44 млн. Зрители приняли его хорошо, хотя и без восторгов. Критики боевик разгромили. «Расплата» получила исчерпывающую развязку, не требующую продолжения. Однако потенциал на запуск серии в фильм вложили, и уже в 2017-м начали разрабатывать сиквел. Критики вторую часть расхвалили, назвав ее «улучшенной версией оригинала». На поверку улучшения действительно есть, но в то же время «Расплата» перестала удивлять тем, что изначально казалось наиболее интересным в сюжетной линии Бухгалтера.
Главным образом «Расплата 2» привлекает братской химией Бена Аффлека и Джона Бернтала. Объединение спокойного и отстраненного Криса с энергичным альфа-самцом и весельчаком Брэкстоном дарит несколько забавных и теплых сцен, которые превращают историю волка-одиночки в задорное бадди-муви. Динамичное приключение с братскими подколами, разговорами по душам и зрелищными перестрелками – идеальный вариант для просмотра с друзьями, скажем, под квас – для попкорна тут скучноватый экшен, а для напитков покрепче – многовато мелодрамы. Совместная работа с Бернталом позволила Аффлеку более искренне и правдоподобно показать желание Криса разрушить свое одиночество, которое за годы жизни в доме на колесах ему вконец осточертело – это можно понять по его свиданиям вслепую и сцене с зажигательными танцами в баре. Пусть Крис все еще далек от настоящих человеческих отношений, ведь такому замкнутому мужчине сложно быстро с кем-то сблизиться. Однако он точно стал «роднее» зрителю.
«Расплата 2» ничего существенно нового о Крисе и Брэкстоне не раскрывает. Куда полезнее в этом плане оказался первый фильм, который рассказал об их сложных отношениях, совместном травмирующем прошлом, годах разлуки и показал трогательное воссоединение. Сиквел лишь добавил красок эмоциональной глубине братской связи. Да, фильм ответил на вопрос, останутся ли братья вместе, но домыслить это можно было и после лиричного финала первой главы, что делает «Расплату 2» не самым нужным продолжением.
По части экшена «Расплата 2» определенно выигрывает – но только в плане масштаба. Теперь в центре внимания два суровых бойца, вокруг которых больше взрывов и лютых противников. К тому же угроза над ними нависла куда более смертельно опасная. Однако само расследование смотрится побочным, существующим будто отдельно от Криса и напичканным мелодраматичными клише в духе не самых оригинальных шпионских боевиков. В первом фильме дело было банальным и прозаичным, зато тайны казались естественными, они гармонично вплетались в личную историю Криса и его волнующего воссоединения с братом. Каждая деталь расследования самым ярким образом проявляла особенности психического состояния Криса и его отношения к окружающим людям. За счет этого в первой «Расплате» редкий и даже камерный экшен воспринимался острее. В сиквеле Крис сам по себе вызывает меньше интереса – он тут напоминает этакую счетно-боевую «машину», которая иногда пытается шутить и напоминать зрителям об аутизме.
«Расплата 2» рассказала вполне законченную историю со все той же пресловутой «открытой дверью» – теперь для триквела. Режиссер обеих вышедших частей Гэвин О’Коннор уже объявил, что хочет снять продолжение. Редкие уютные моменты в сиквеле в духе забавной братской болтовни говорят о том, что этой истории и впрямь стоит дать шанс на развитие. Однако те интриги и драйв, которые как-то выделяли первую «Расплату» среди обычных боевиков, во второй части сошли на нет. Чем-то серьезнее одноразового развлечения новый фильм не стал. Поэтому если вдруг касса «Расплаты 2» не позволит О’Коннору превратить дилогию в трилогию – вряд ли кто-то расстроится.