За последние десять лет основанная в 2012-м компания А24 стала чуть ли не самым амбициозным и интересным игроком не только в области производства и дистрибуции независимого кино, но и в киноиндустрии в целом. Она самостоятельно выпустила ряд по-своему удачных проектов, некоторые из них даже стали знаковыми. Например, хорроры «Солнцестояние» (2019), «Маяк» (2019), «Реинкарнация» (2018) и «Ведьма» (2015) вошли в число обязательных фильмов для просмотра ценителями жанра, предложив напряженные и вместе с тем стильно снятые истории. Драмы «Комната» (2015), «Кит» (2022) и «Бруталист» (2024), а также нашумевший фантастический фильм «Все везде и сразу» (2022) были отмечены номинациями и наградами на престижных фестивалях и кинопремиях, включая «Оскар». Однако до 2025 года А24 не заходила на территорию семейного кино. Если компания и производила фильмы о взрослении, вроде «Леди Берд» (2017) или «Середина 90-х» (2018), то эти истории ориентировались на зрителей подросткового возраста, но никак на детей помладше. Первой полноценной семейной картиной А24 стала приключенческая фантастика «Очи» от режиссера и сценариста Исайи Сэксона – дебютанта в большом кино.
По сюжету фильма «Очи» на выдуманном острове Карпатия живет застенчивая девочка Юри (Хелена Ценгель). Ее, как и многих других местных, с младенчества приучили опасаться зверьков очи. Отец (Уиллем Дефо) главной героини часто охотится на этих причудливых животных, напоминающих обезьян. Однажды после очередной отцовской вылазки Юри находит попавшего в ловушку детеныша очи, повредившего лапку. Девочка решает позаботиться о нем и берет зверька с собой. Вскоре Юри понимает, что страшилки, которые отец рассказывал ей про этих животных, не имеют ничего общего с действительностью. Вместе с малышом очи Юри отправляется в путешествие, чтобы помочь тому вернуться к своей семье. Девочка и не подозревает, насколько эмоциональным и важным это странствие станет для нее самой.
Сюжет «Очи» вполне мог бы подойти для классического мультфильма Disney или Pixar. Это история доброй девочки, которая нашла в себе силы и решимость отправиться в опасное путешествие, чтобы спасти диковинного зверька, чей вид почти все вокруг считают чуть ли не порождением зла. Бросая вызов обществу и семье в лице строгого отца-одиночки, Юри находит друга в маленьком животном, напоминающем одновременно забавную мартышку и милого Грогу из «Мандалорца», и открывает для себя его добрую сущность. История дружбы Юри, достойно сыгранной юной Хеленой Ценгель, и детеныша очи получилась по-хорошему простой и гуманной. Не стоит ждать «мастерских» откровений от перипетий и проработки персонажей картины со скромным хронометражем всего в полтора часа. Зато сюжетная линия семьи Юри, даже не обладая комплексной продуманностью, придает фильму «Очи» эмоциональную глубину, которая выливается в трогательный и оптимистичный финал.
В фильме «Очи» нет полноценного злодея, однако в некотором смысле роль антагониста исполняет отец Юри, сыгранный Уиллемом Дефо. Мужчина строгих и даже жестких взглядов хочет уберечь дочь от того, что сам привык считать злом. Но делает он это в своей не очень-то деликатной манере, представляя при этом угрозу для зверьков очи, которые на поверку не заслуживают подобного безжалостного отношения. Дефо, будучи опытным актером, работает с довольно простым материалом, но воплощает его со всем талантом – благодаря его перформансу персонаж смотрится убедительно. Подобное можно сказать и об Эмили Уотсон, на своем огромном мастерстве воплотившую ушедшую из семьи мать Юри. А вот звезде «Очень странных дел» Финну Вулфхарду повезло меньше. Его герою, парню из отряда охотников на очи, выпала настолько маленькая и, откровенно говоря, незначительная роль, что сделать из нее что-то интересное – задача невыполнимая.
В общем-то стандартный для массовых семейных фильмов сюжет под крылом A24 играет другими красками благодаря традиционному для компании авторскому подходу. По большому счету он заключается в свободном творческом проявлении создателей картины, без первоочередного расчета на внушительные кассовые сборы проекта. Дебютировавший в кино как режиссер и сценарист Исайя Сэксон выбрал для «Очи» необычный сеттинг, объединивший в себе колорит из жизненного уклада народов коммунистического блока и богатые великолепными горными и лесными видами локации Румынии. Благодаря такому решению фильм получился атмосферным и живописным.
Режиссерский подход Исайи Сэксона тоже любопытен. Некоторыми аспектами, например, активной работой с яркими цветами и деталями, он словно отсылает к стилю легендарного Уэса Андерсона – только с несколько иной эстетикой, менее кукольной и с меньшим акцентом на симметрии. Без кукол, однако, в «Очи» не обошлось. Именно куклы вкупе с аниматроникой используются для воплощения зверей очи, и выглядят эти фантастические животные, стоит признать, как живые.
Приключенческая фантастика «Очи» не вызовет «взрывного» эффекта, как это было с хитом A24 «Все везде и сразу», и не встанет в один ряд с классическими семейными фильмами, вроде «Инопланетянина» (1982), «Джуманджи» (1995) или «Короля Льва» (1994). Однако для компании и дебютировавшего в большом кино режиссера и сценариста Исайи Сэксона эта «проба пера» оказалась удачной. «Очи» – атмосферный и добрый фильм с трогательным, настраивающим на позитив финалом и интересным визуальным видеорядом с живописными сценами. Это достойное и по-своему самобытное кино для просмотра с детьми, которого на самом деле выходит не так уж много.