Кристофер Нолан уже исследовал мир снов в «Начале», покорял глубины космоса в «Интерстелларе» и оборачивал время вспять в «Доводе», при этом регулярно собирая «Оскары». Его последний на сегодня триумф – историческая драма «Оппенгеймер», принесшая ему аж семь наград от одной только Киноакадемии. Теперь Нолан неожиданно решил отправиться в древнюю Грецию, экранизировав великое произведение Гомера – «Одиссею». Рассказываем, в чем заключается сюжет, каких мировых звезд Нолан собрал, когда премьера и что заставляет старых фанатов режиссера сомневаться в его новой затее.
«Одиссея» Кристофера Нолана: сюжет и бюджет
Голливуд обожает старые сюжеты, в том числе «древнегреческие». Вспомнить фильмы «Гнев титанов» (2012) и «Перси Джексон и Похититель молний» (2010) или недавние сериалы «Перси Джексон и Олимпийцы» (2023-н.в.) и «Каос» (2024). А тут Кристофер Нолан решил обратиться к сюжету родом из глубокой древности, к тому же одному из основополагающих в западной литературе. «Одиссея», классическая поэма, чьим автором считается древнегреческий поэт Гомер, датируется примерно 750-650 годом до нашей эры. В ней рассказывается о 10-летнем странствии мифического героя Одиссея, короля Итаки, который возвращается домой после Троянской войны.
В пути Одиссей и его товарищи встречают множество фантастических опасностей. Персонажи «Одиссеи» – мифические цари, воины, существа и боги, в том числе Зевс, Посейдон и Афина. Одиссей сталкивается с циклопом Полифемом, с сиренами (демоническими существами, верхняя часть тела которых была женской, а нижняя – птичьей или рыбьей), нимфой Калипсо и колдуньей Цирцеей. Пока Одиссей преодолевает кишащий угрозами океан, в Итаке его ждет жена Пенелопа. Она старается отсрочить навязанную ей свадьбу: ее хотят выдать замуж за другого, поскольку Одиссей считается мертвым.
У поэмы с многовековой историей, исследованной вдоль и поперек, есть множество адаптаций, пародий и подражаний. Среди них – и немой фильм 1911 года, снятый итальянским режиссером Джузеппе де Лигуоро, и приключенческое фэнтези «Улисс» (1954) с Кирком Дугласом, и сатирическая комедия братьев Коэнов «О, где же ты, брат?» (2000). Из самых свежих примеров – драма «Возвращение Одиссея» (2024) Уберто Пазолини.
Однако еще никто не подходил к «Одиссее» с нолановским размахом – а создатели обещают придать новой экранизации поистине эпический масштаб. По слухам, бюджет «Одиссеи» составляет более $250 млн, что делает его самым дорогим фильмом Кристофера Нолана на сегодняшний день. Наиболее приближенными по тратам были «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012) с $250 млн и «Довод» (2020) с $200 млн.
Что говорят создатели о будущей «Одиссее»
The odyssey set pics
byu/Hour-Comb1568 inChristopherNolan
Представитель Universal Pictures Джим Орр, говоря об «Одиссее» Кристофера Нолана, заявил без ложной скромности:
«Это будет визионерский кинематографический шедевр, из тех, что выходят раз в поколение. Им, вероятно, гордился бы сам Гомер».
Высказывание разлетелось по соцсетям и стало поводом для шуток – ведь Гомер, по легенде, был слепым от рождения. Зато с другим утверждением Орра сложно поспорить: он рассказал, что Нолан собрал «поразительный актерский состав сплошь из звезд первой величины».
Что именно сулит нам встреча одного из самых хитроумных современных режиссеров с древнегреческим мифом – пока загадка. В своих соцсетях представители Universal описывают будущую картину как «эпический экшен, основанный на мифах, съемки которого пройдут в разных уголках мира. Мы впервые перенесем великую сагу Гомера на экраны в формате IMAX, с помощью новой технологии IMAX».
Кристофер Нолан много работал в жанре фантастики, в котором и сделал себе громкое имя – «Начало» (2010), «Интерстеллар» (2014), «Довод». Однако большая часть его проектов – преимущественно научная фантастика, чьи сюжеты так или иначе пересекаются с реальностью, – как в «Престиже» (2006), где Никола Тесла создает машину для клонирования.
С другой стороны, «Одиссея» – полностью фантастический сюжет, где помимо богов фигурируют циклоп, морские чудовища, великаны, путешествие в загробное царство и так далее. В результате мы можем получить высокое фэнтези от Кристофера Нолана – если, конечно, он не предпочтет выбросить из «Одиссеи» все самое «необычное» для него. Например, эпизод, где колдунья Цирцея превращает спутников Одиссея в свиней. «Одиссея» изобилует интригами и людей, и богов, которые мстят людям. Как именно Нолан обойдется с извилистым сюжетом Гомера – предсказать сложно. Но какая же «Одиссея» без коварных богов?
Актерский состав «Одиссеи»
Первым актером, о чьем участии в «Одиссее» стало известно, оказался Том Холланд. Он появится в одной из главных ролей – вероятно, сына Одиссея, Телемаха. Самого Одиссея, насколько можно судить по слухам и кадрам, играет Мэтт Дэймон.
Вот как Холланд рассказал о моменте, когда его пригласили в «Одиссею»:
«Когда со мной связались, это был тот звонок, который случается раз в жизни. Мне это напомнило то, как десять лет назад мне позвонили насчет роли Человека-паука. Для меня это удивительно, я очень горд и взволнован».
В своей новой работе Кристофер Нолан явно решил побить рекорд в плане громких актерских имен, установленный в «Оппенгеймере» (2023). Помимо Холланда и Дэймона, в «Одиссее» заявлено необыкновенно много звезд:
- Энн Хэтэуэй,
- Лупита Нионго,
- Зендая,
- Роберт Паттинсон,
- Шарлиз Терон,
- Джон Бернтал,
- Бенни Сэфди,
- Саманта Мортон,
- Эллиот Пейдж,
- Химеш Патель,
- Билл Ирвин,
- Миа Гот,
- Джон Легуизамо.
Многие актеры раньше уже работали с Кристофером Ноланом – Дэймон (в «Интерстелларе» и «Оппенгеймере»), Хэтэуэй (в «Интерстелларе» и «Темный рыцарь: Возрождение легенды»), Паттинсон (в «Доводе» и «Оппенгеймере»), Пейдж (в «Начале»), Патель (в «Доводе»), Сэфди (в «Оппенгеймере») и Ирвин (в «Интерстелларе»). По некоторым сведениям, Роберту Паттинсону досталась роль бога торговли и хитрости Гермеса, а Энн Хэтэуэй – Пенелопы, жены Одиссея.
Холланд, Зендая, Нионго, Терон, Бернтал, Легуизамо и Мортон сотрудничают с Ноланом впервые. Зендая, по слухам, играет богиню Афину.
Кто будет «за кадром» «Одиссеи»
За кадром «Одиссеи» собирается звездный состав – под стать тому, что будет на экране. Судя по доступной информации, воссоздавать древнюю Грецию Кристофер Нолан позвал испытанных коллег. Оператором «Одиссеи» станет Хойте ван Хойтема, снимавший «Интерстеллар», «Дюнкерк» (2017), «Довод» и «Оппенгеймера». Также возвращается к работе с Ноланом Людвиг Йоранссон – композитор «Оппенгеймера» и «Довода». Продюсером «Одиссеи» выступит Эмма Томас, супруга Кристофера Нолана, традиционно продюсирующая его фильмы.
Кристофер Нолан и его любимый IMAX
IMAX – излюбленная технология и киноформат Кристофера Нолана, позволяющий достигать самой яркой и контрастной картинки. Благодаря особым форматам съемки, обработки и показа фильмов изображение приобретает повышенную четкость: зрителю становятся видны мельчайшие детали, и даже цвета выглядят насыщеннее. Для съемки используются сверхмощные камеры, за продвинутое качество изображения отвечает технология IMAX DMR. Кинопоказ в формате IMAX отличается от обычного: само изображение крупнее, а вместо одного используют два мощных проектора, которые дополняют друг друга, делая картинку одинаково контрастной во всех частях экрана. У IMAX есть и фирменный «объемный» звук, который производят IMAX-колонки – тоже повышенной мощности.
Впервые Нолан применил IMAX-камеры с высоким разрешением в «Темном рыцаре» (2008). Он стал первым полнометражным фильмом, частично снятым с помощью этой технологии – в формате IMAX было отснято 28 минут хронометража. Последующие его картины – «Интерстеллар», «Дюнкерк», «Довод» и «Оппенгеймер» – тоже снимались с применением этой технологии.
Нолан лично усовершенствовал IMAX. В «Оппенгеймере» он совместил этот формат с черно-белым изображением, сделав кадр почти квадратным и используя его для огромных крупных планов. Теперь режиссер планирует в очередной раз расширить границы возможного: «Одиссея» станет первым фильмом в истории кинематографа, полностью снятым на IMAX-камеры.
Где проходят съемки «Одиссеи»
Согласно заявлению от Universal Pictures, съемочная команда «Одиссеи» совершит большое путешествие, как и Одиссей – «съемки будут проходить в локациях, разбросанных по земному шару». Среди них называют, в частности, Марокко и Великобританию, а также Сицилию, где Кристофер Нолан облюбовал остров Фавиньяна. Остров примечателен тем, что именно его Гомер называл местом высадки Одиссея, – Нолан, как обычно, отличается редким вниманием к деталям.
Когда выйдет первый трейлер и дата премьеры «Одиссеи»
Даже тяга к аутентичности, коей известен Нолан, не должна растянуть производство «Одиссеи» на десять лет, в течение которых разворачивается история в поэме. Если все пройдет по плану, ждать «Одиссею» придется не так уж долго: премьера назначена на 17 июля 2026 года. Производство началось в феврале 2025-го, так что на постпроизводство заложен приблизительно год.
Трейлер «Одиссеи» обещают выпустить уже в июле 2025 года. Согласно инсайдам, первый трейлер «Одиссеи» будут показывать перед сеансами фильма «Мир Юрского периода: Возрождение», который выйдет в мировой прокат 2 июля.
Споры в Сети об «Одиссее» Нолана: викинги, Фродо Бэггинс и еще один шлем царя Леонида
Решение экранизировать «Одиссею» – не такое уж странное и неочевидное, как может показаться. Примеров мифологии – или «популярной древней истории» – в кино немало, и среди них нашумевшие блокбастеры: от «Гладиатора» (2000) и «Трои» (2004) до «Битвы титанов» (2010). Греческая мифология давно обосновалась в поп-культуре, в том числе благодаря пеплумам. Другое дело – что получится, когда в 2025 году за создание сверхтехнологичного пеплума берется режиссер, известный в основном научно-фантастическими фильмами и боевиками. Что будет представлять собой его видение?
В Сети уже появились первые кадры со съемок, и некоторых комментаторов они не впечатлили. Хотя там и плывут корабли, и маршируют воины, и даже можно рассмотреть Троянского коня. Облик главных героев, по мнению части пользователей, кажется скучным, а то и неуместным, и отдает штампами.
Да, дизайн доспехов вызывает чувство «где-то мы это уже видели». Может быть, Нолан с командой вдохновлялись классикой – такой, как, например, картина Рудольфа Мате «300 спартанцев» (1962), хотя даже в фильме 60-летней давности доспехи выглядят интереснее. А Зендая носит уж очень простой наряд для богини Афины. Впрочем, возможно, это всего лишь «прототип» костюма.
У комментаторов в Сети есть придирки и к выбору вероятного исполнителя роли Одиссея. Мэтт Дэймон не всем кажется убедительным в образе покорителя Трои. Среди других вопросов – стоит ли одевать воинов Бронзового века в туники и плащи скучных серых, коричневых и черных цветов, и не надоел ли уже зрителям «спартанский» шлем, замеченный на Дэймоне.
Шлем царя Леонида (Джерард Батлер) в киноадаптации комикса «300 спартанцев» (2006) Зака Снайдера отдавал художественным преувеличением – как и практически все в картине. Зато шлем, да и сам Леонид были запоминающимися и по сей день встают перед глазами у многих зрителей, стоит подумать о древних греках в кино. Со времен легендарного «Это – Спарта!» прошло почти 20 лет, но облик древних греков в фильмах почти не меняется. Вот и шлем Одиссея напоминает шлем другого легендарного героя, тоже воевавшего при Трое – Ахиллеса (Брэд Питт) из «Трои» (2004) Вольфганга Петерсена, – настолько, что это похоже на отсылку. Хотя и в «Трое» доспехи героев все же отличались оригинальностью.
Даже среди самых преданных фанатов Нолана ни один его фильм еще не вызывал больше скептицизма, чем «Одиссея».
Привлек внимание авторов и пользователей соцсетей и кадр со съемок с Томом Холландом, который неожиданно оказался удивительно напоминающим Фродо Бэггинса (Элайджа Вуд) из «Властелина колец» (2001, 2002, 2003) Питера Джексона. Причина и в одежде актера, которая сильно напоминает костюм Фродо – особенно сочетанием зеленоватого с коричневым, – и в типаже. Пользователи тут же прозвали Холланда «хоббитом, отправляющимся в путешествие» и «идеальным Фродо», отметив его сходство с Вудом. Неожиданное сходство даже позволило кому-то в шутку предположить, что на самом деле Нолан снимает новую версию «Властелина колец».
More set photos from The Odyssey
byu/Sad-Assistance-8039 inChristopherNolan
Кристофера Нолана хвалят за то, что он избегает съемок на фоне печально известного «зеленого экрана». В то же время корабль – тот самый, на борту которого сфотографировали Холланда – больше напоминает корабль викингов, нежели греков, и это тоже не укрылось от внимания критиков. Он выполнен просто, без украшений и ярких деталей, которые так любили древние греки.
Облик древнегреческих кораблей с яркими парусами и росписью, изображающей глаза, с детства знаком многим по иллюстрациям. У Нолана, если судить по снимкам, получилось скорее что-то вроде ладьи викингов. Не хватает разве только носового украшения в виде драконьей головы.
Согласны с теми, кто считает, что не стоит заранее делать выводы и судить по нескольким кадрам со съемок о целом фильме. И все же выбор Ноланом тематики для своего нового фильма вначале вызвал у всех, кто следит за его творчеством, недоумение, и не без причины. Эпический сюжет, взятый из мифологии и поданный в виде блокбастера скорее ассоциируется с Заком Снайдером и его эпиком «300 спартанцев», чем с Ноланом и его вдумчивой фантастикой, к которой зрители успели привыкнуть.
Как обойдется Нолан с «Одиссеей» – на данный момент большая интрига. Кое-кто из комментаторов опасается, что этот подход может обернуться «режиссерским самодурством» – например, автор такого поста:
«Я могу делать все, что захочу, потому что "Оппенгеймер" заработал миллиард».
Насколько близко к тексту Нолан собирается экранизировать «Одиссею» – неясно, но обещаний создать точную экранизацию режиссер и не давал. Встречаются безумные теории, что в «Одиссее» будут путешествия во времени, или Телемах встретит викингов. Однако первоисточник нолановской «Одиссеи» – все еще классика, которая выдержала века и вряд ли нуждается в дополнениях, чтобы заинтересовать зрителей.