Первая половина 2025 года позади – значит, самое время для первых киноитогов. Текущий год оказался щедрым и на долгожданные премьеры-продолжения, как «28 лет спустя», и на сюрпризы вроде «Громовержцев*». Мы изучили зрительские топы и составили обзор наиболее любопытных фильмов года на сегодняшний день.
«Как приручить дракона»
«Как приручить дракона» – ремейк одноименного анимационного фильма 2010 года от режиссера оригинала Дина ДеБлуа. Киноадаптация добавила похождениям викинга и дракона солидности и масштаба, присущих большому экрану. При этом ремейк максимально точно следует исходнику, – за просмотром порой даже думаешь, что режиссеру стоило позволить себе больше творческой свободы. В фильме «Как приручить дракона» вновь подросток-викинг по имени Иккинг, чье племя воюет с драконами, неожиданно заводит себе друга, дракона Беззубика, – и вновь их ждет непростой путь с приключениями и битвами, который должен привести к примирению враждующих сторон. При сборах в $454 млн зрители и критики почти единодушно согласились, что возвращение Иккинга и Беззубика получилось на славу: в конце концов, зачем что-то менять, если лучшее – враг хорошего.
Почему подход «почти точь-в-точь» оправдал себя на 100% – читайте в рецензии на фильм «Как приручить дракона»
«Финикийская схема»
Шпионская черная комедия от обладателя одного из самых узнаваемых режиссерских почерков – Уэса Андерсона. Здесь речь идет о «трехсторонней афере», и то же время, как нередко у Андерсона, в центре сюжета – семья и семейные ценности, хотя и в максимально причудливой манере. Экстравагантный магнат Жа-Жа Корд (Бенисио Дель Торо) переживает череду покушений, после чего решает во что бы то ни стало защитить свою империю и обеспечить будущее родных. Для этого он вытаскивает из монастыря свою дочь Лизл (Миа Триплтон), чтобы сделать ее наследницей. Вместе они противостоят многочисленным врагам и интригам. Фильм поделен на серию виньеток и отличается тем, что в нем Андерсон выкрутил свой фирменный визуальный стиль на максимум. Местами это почти что похоже на самопародирование, но «Финикийская схема» все равно прочно встает в ряд с другими знаковыми работами Уэса Андерсона, поддерживая интерес к его творчеству.
«F1»
Эмоциональный фильм о «Формуле-1», лицом которого стал держащий марку Брэд Питт, а режиссером – несколько недооцененный Джозеф Косински. Питт играет ветерана гонок Сонни Хейса, ушедшего из большого спорта на заре карьеры из-за тяжелой аварии. Много лет спустя к нему вдруг обращается старый приятель, владелец гоночной команды-аутсайдера. Он хочет, чтобы Сонни занял место второго пилота и наставника для перспективного, но сложного новичка. По духу «F1» можно сравнить с «Форсажем», а героя Питта – с Домиником Торетто: у него тоже на первом месте стоят честь и семья. Вместе с тем фильм умело сочетает реализм «Формулы-1» с заряженной атмосферой летнего блокбастера. Здесь помогло и уникальное сотрудничество создателей с руководством «Формулы-1». В результате зрители и критики почти единодушно рукоплещут, рейтинги на Rotten Tomatoes – 97% положительных оценок от зрителей и 83% от профессиональных кинокритиков – говорят сами за себя.
Ладно, Питт красавчик, а как дела с постановкой гонок в фильме о «Формуле-1»? Об этом подробнее в рецензии на фильм «F1»
«Миссия невыполнима: Финальная расплата»
Итан Хант вновь спасает человечество, а Том Круз вытягивает очередной фильм серии «Миссия невыполнима» на своих плечах. Особой тонкостью сюжет не отличается: герои борются с взбунтовавшимся искусственным интеллектом под названием «Сущность», терроризирующим ядерные державы, а героя Круза прямым текстом зовут «последней надеждой человечества» и «единственным человеком, которому можно доверить спасение мира». Да, все это, как минимум, отдает клише, сама картина немного затянута и не все сцены доведены до совершенства. Однако на это вполне можно закрыть глаза благодаря знаменитому обаянию, драйву и актерской смелости Тома Круза, не тускнеющих с годами – 3 июля ему стукнуло 63 года. «Миссия невыполнима: Финальная расплата» – уже восьмой фильм франшизы, но создатели все так же умело играют со зрительскими эмоциями и ожиданиями и проворачивают трюки, от которых захватывает дух.
А минусы будут? Будут: рецензия на фильм «Миссия невыполнима: Финальная расплата»
«28 лет спустя»
Долгожданное продолжение серии постапокалиптических фильмов ужасов от Дэнни Бойла не разочаровало зрителей. В центре сюжета фильма «28 лет спустя» – юный Спайк (Элфи Уильямс) и его родители, Джейми (Аарон Тейлор-Джонсон) и Айла (Джоди Комер). 12-летнему Спайку предстоит «ритуал взросления», поэтому вместе с отцом он уходит с острова, где обосновалось их сообщество выживших, на материк – некогда Великобританию. Там они сталкиваются с зараженными «вирусом ярости», в том числе мутантами, которых прежде не было: зомби успели стать умнее и сильнее. На территории, где большинство людей превратилось в агрессивных плотоядных тварей, Спайк пытается найти врача для Айлы, страдающей от неизвестной болезни. Это и постапокалиптика, и ужасы от культового режиссера, который умеет держать зрителя в напряжении, и драма о взрослении, происходящем в самом враждебном мире из возможных.
Куда пропал страх и ужас из фильма «28 лет спустя» – выяснили в рецензии
Для посвященных – разбор со спойлерами: что будет в продолжении фильма «28 лет спустя»
«Жизнь Чака»
Литературоцентричная экранизация одноименного рассказа (2020) Стивена Кинга, взявшая главный приз на Международном кинофестивале в Торонто в 2024 году. За адаптацию отвечал Майкл Флэнаган – режиссер, уже известный своими экранизациями работ «короля ужасов» («Игра Джеральда» (2017), «Доктор Сон» (2019)). Однако «Жизнь Чака» – это не ужасы, а драма о человеческой жизни и отношениях с собой и с миром. Это «успокаивающий фильм про апокалипсис»: по всему миру происходят катаклизмы, планета как будто уходит у человечества из-под ног. В это время всюду – в рекламе, на телевидении – начинают мелькать упоминания некоего Чака Кранца, которого благодарят «за 39 прекрасных лет». Но кто такой Чак и почему он важен? Сюжет фильма развивается в обратном порядке и представляет собой три истории из жизни Чака Кранца – начиная с его смерти и заканчивая детством, которое он провел в «доме с привидениями». Благодаря сбалансированности – создатели уместили три истории разных жанров в одну, – приятному современному взгляду на оригинал и отличному актерскому составу «Жизнь Чака» легко покорила сердца зрителей и получила звание «лучшей экранизации Стивена Кинга».
Немножко милоты еще никому не повредило – как и просмотр «Жизни Чака». Аргументы в рецензии
«Громовержцы*»
В «Громовержцах*» студия Marvel после ряда провалов как будто решила вернуться в эпоху «Стражей Галактики» (2014) Джеймса Ганна – и не прогадала. Здесь мы снова видим группу супергероев, которые вынуждены преодолеть свои разногласия и объединиться перед опасностью, чтобы выжить – и заодно наконец разобраться в себе и своих травмах. В центре сюжета оказываются персонажи, которые существуют в тени своих более знаменитых коллег, и это явно не случайно. На закате киновселенной Marvel, переживающей не лучшие времена, «Громовержцам*» удалось расшевелить зрителя, продемонстрировав, что Marvel все-таки не чужда самоирония, и летний блокбастер студии может «в сюрпризы». Несмотря на некоторые придирки – например, к «темному экрану», – фанаты и критики приняли историю «маргинальных супергероев» позитивно и с надеждой, что продолжение «Громовержцев*» окажется не хуже.
Спасение киновселенной Marvel или показалось? Читайте мнение о «Громовержцах*» нашего эксперта по Marvel
Для посвященных – разборы со спойлерами:
Что означает звездочка в названии фильма «Громовержцы*»
Что показали в сценах после титров фильма «Громовержцы*»
Что произойдет в киновселенной Marvel после «Громовержцев*»
И на сладкое: 10 пасхалок в фильме «Громовержцы*»
«Под огнем»
Военный боевик Алекса Гарленда и Рэя Мендосы «Под огнем» рассказывает об отряде американских «морских котиков», который попадает в ловушку иракских повстанцев. Фильм о солдатских буднях снят в лаконичной, почти документальной манере, в том числе потому, что его события – это мемуары Мендосы, воевавшего в Ираке. Характеры персонажей сведены к минимуму, что сразу же отличает «Под огнем» от стереотипного боевика. По сути это просто «один день на войне», в котором нет ничего типично-героического или выдающегося: мы просто наблюдаем, как солдаты коротают время, ждут чего-то или стараются остаться в живых. Такой подчеркнуто не романтизированный взгляд и на Иранскую войну, и на войну вообще не пропал даром, и теперь картину ставят в один ряд с такими военными хитами, как «Черный ястреб» (2001) и «Повелитель бури» (2006).
Коротко опишем фильм «Под огнем» двумя словами: реалистично и страшно. Больше слов – в рецензии
«Кракен»
Александр Петров в роли бравого подводника Виктора Воронина воюет с легендарным чудовищем в фантастическом боевике Николая Лебедева. По сюжету, подводная лодка «Атаман Ермак» исчезает в районе Гренландского моря при загадочных обстоятельствах. Проводить спасательную операцию отправляется подводная лодка «Заполярье», чей капитан, Виктор Воронин – брат капитана «Атамана Ермака». Там их поджидает Кракен, которого требуется уничтожить: в ход идут торпеды, секретное оружие и русская смекалка. «Кракен» впервые представил зрителю российскую версию жанра «кайдзю» – фильма о гигантских монстрах. Да и саспенс, тема противостояния человека с природой и чем-то неизведанным, характеры героев и постановка со спецэффектами оказались на уровне.
«Роднина»
Ирина Роднина – советская фигуристка, выступавшая в парном катании, и трехкратная олимпийская чемпионка. О своей выдающейся спортивной карьере Роднина написала автобиографическую книгу «Слеза чемпионки» (2013), и само ее название говорит о многом: невероятные достижения Родниной достались ей дорогой ценой. Об этом рассказывает картина Константина Статского «Роднина», где показаны испытания, через которые прошла Ирина Роднина на пути к статусу легенды фигурного катания. Знаковые события ее карьеры воспроизведены на совесть, пусть и не документально. В фильме есть «художественные изменения», но все же он выразительно показывает то особенное место, которое Роднина заслужила в истории мирового спорта.


