Для быстрого поиска начните вводить запрос

Нужен ли киновселенной DC новый «Бэтмен» от Джеймса Ганна

Что может помешать Ганну создать идеальный фильм об одном из самых мрачных супергероев и при чем тут его яркий, но поверхностный «Супермен».
11 августа 0
Кадр со съемок фильма «Супермен» (2025)/ Фото: соцсети
Кадр со съемок фильма «Супермен» (2025)/ Фото: соцсети

Джеймс Ганн – режиссер с уникальным видением и стилем. Он снял сверхуспешную трилогию «Стражи Галактики» (2014, 2017, 2023), без которой сложно представить киновселенную Marvel, а затем перешел в киновселенную DC, приняв должность сопрезидента вместе с Питером Сафраном. В июле фильмография Ганна пополнилась «Суперменом» – картиной, хорошо показавшей себя в прокате (сборы более $550 млн при бюджете $225 млн) и вызвавшей бурную реакцию у зрителей, особенно у фанатов самого сильного супергероя на Земле. Тем временем Джеймс Ганн планирует взяться за фильм о Бэтмене «Отважный и смелый», еще одном знаковом супергерое DC, – в этот раз в качестве продюсера. У Ганна, как всегда, фонтан энтузиазма и идей для нового проекта. Разберемся, что собой представляет подход Ганна к киновселенной DC, что творится вокруг будущей картины и в чем здесь может быть подвох.

У «Супермена» Джеймса Ганна было много предшественников – и фильмов, и сериалов, и мультиков. Первая сериальная адаптация комиксов о Супермене появилась еще в 1948 году (дебютный комикс о нем, на секунду, вышел в 1938 году). Однако самым свежим в зрительской памяти был «Человек из стали» (2013) Зака Снайдера. Снайдер – любитель супергеройских деконструкций, и в своих картинах о Супермене дал волю любви к мрачному реализму, заодно сделав Супермена персонажем, напоминающим Христа. Сложно найти двух режиссеров, более непохожих друг на друга, чем Зак Снайдер и Джеймс Ганн, – и Ганн это успешно доказал.

Описать «Супермена» Ганна можно коротко и емко – это яркий фильм. В нем мы видим пестрый фантастический мир, красочных персонажей и яркую картинку – неизменную составляющую фильмов Джеймса Ганна. Режиссер легко находит путь к сердцу зрителя, его проекты легко воспринимать. Предысторию Супермена Ганн опускает, но среди целевой аудитории фильма и так вряд ли найдется хоть один зритель, кто вообще ничего о нем не знает. Поэтому вместо экспозиции и «становления героя» Ганн предложил сразу же нырнуть в сюжет.

Кадр из фильма «Супермен» (2025)

Кадр из фильма «Супермен» (2025)


Режиссерский «безэкспозиционный» ход можно оценивать двояко, как и многие из фирменных приемов Джеймса Ганна. Он экономит время в фильме, который и так переполнен событиями и персонажами, но вместе с тем заставляет его выглядеть как «вторая часть» в серии, которую мы не видели, вырванным из контекста. Ганн – мастер «командных» сюжетов, и старается провернуть тот же трюк и в «Супермене»: на арене борьбы со злом появляется «Банда Справедливости». Из-за этого некоторые рецензенты упрекнули режиссера в «нарушении обещания». Не стоило преподносить зрителям фильм как «сольник», отлично зная, что это – не твоя сильная сторона, и выдавать за «сольник» Супермена картину, где он так или иначе лишь один из центральных героев.

После «Стражей Галактики», «Отряда самоубийц: Миссия навылет» (2021) и «Миротворца» (2022-...) зрители привыкли, что Ганн – эксцентричный творец, создающий оригинальных персонажей и вселенные. Сам он называет себя визионером и честно старается соответствовать определению. Однако в случае с «Суперменом» ему не вполне удалось выдержать баланс. Он перенасытил фильм персонажами и событиями, и, несмотря на все старания, не позволил зрителю по-настоящему узнать Супермена. В момент, когда фильм задает главному герою и зрителю глубокие вопросы – что такое человечность для Супермена, «иммигранта» с другой планеты? – никакого «озарения», катарсиса не происходит. Вопросов к обаянию или актерской харизме Дэвида Коренсвета нет. А вот склонность Джеймса Ганна маскировать яркими красками и легкими эмоциями поверхностность персонажей и сюжета тут вновь стала заметна.

Когда речь заходит о будущем киновселенной DC, и, в частности, о картине про Бэтмена, то после увиденного в «Супермене» невольно накатывает скепсис. Основные претензии к Ганну – слабые диалоги, его склонность изменять ключевые части сюжета из первоисточника по своему усмотрению, а также его стиль, который почти не изменился с 2014 года, с первых «Стражей». И еще: шутки у Ганна так и норовят сбить зрительский настрой, пока сам режиссер будто бы боится, что тон фильма окажется слишком серьезным.

Кадр из фильма «Супермен» (2025)

Кадр из фильма «Супермен» (2025)


Нельзя сказать заранее, что из расписанного выше может стать настоящей проблемой в грядущем фильме про Бэтмена, и где создатели могут случайно или намеренно перейти черту, настроив против себя фанатов комиксов DC. У Джеймса Ганна Супермен постоянно нуждается в помощи, – а ведь он известен как самый сильный из всех супергероев. И не все бывает возможно списать на «переосмысление». Еще есть история с посланием от родителей Супермена, которую Ганн переиначил. В комиксах «завет» вполне однозначен: родители отправили Кал-Эла/ Супермена на Землю с умирающей планеты Криптон, чтобы он мирно жил среди землян и использовал свои силы во благо. Послание родителей Супермена не менее важно, чем знаменитый принцип Бэтмена – никогда не убивать. Тут остается только надеяться на общее свойство фильмов Ганна где-то проходить «по краю» и все равно оставаться оптимистичными. Хотя в данном случае приятная чудаковатость вселенной, яркие цвета и милые монстры производят впечатление «в моменте», но не тянут на что-то действительно запоминающееся. «Супермен» смотрится так, будто Ганн решил отойти как можно дальше от мрачной пафосности Снайдера – и несколько перестарался. Может даже быть, что он впервые взвалил на себя задачу, которая оказалась ему не по зубам, да еще и во времена кризиса супергеройского жанра.

Бэтмен – персонаж с длинной историей и почти ровесник Супермена: он появился в комиксах в 1939 году. С тех пор он регулярно переосмыслялся многочисленными художниками и авторами, сделавшими его одним из самых узнаваемых – и мрачных – супергероев. В наши дни Бэтмен в кино тоже делался только мрачнее и мрачнее: от «Темного рыцаря» (2008) Кристофера Нолана до «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016) Зака Снайдера и «Бэтмена» (2022) Мэтта Ривза.

Если взглянуть на самые ранние комиксные версии Бэтмена, то в глаза бросятся яркость и непосредственность, которых как-то не ожидаешь после версий Нолана, Снайдера и Ривза. Зато подобный стиль легко ассоциируется с творчеством Джеймса Ганна и действительно мог бы вернуть Бэтмена к истокам. Вопрос в том, будет ли готов зритель воспринимать это прочтение, и не проходит ли оно в опасной близости с «Бэтменом и Робином» (1997) Джоэла Шумахера – фильмом, который называют «антипримером» Бэтмена в кино. Да и решится ли на такое сам Ганн? В «Супермене» Ганн еще раз показал, что не боится экспериментов и даже отхода от «железобетонного канона». Все равно зрителей сложно чем-то удивить, а кто-то и просто устал от «звериной серьезности» вроде снайдеровской, отличающейся от стиля Ганна как небо и земля. В теории Ганну может быть по силам «освежить» Бэтмена, – но только если его особенно удачные находки совпадут с настроением зрителей, а баланс между юмористическими и серьезными моментами удастся выдержать примерно на том же уровне, что в «Супермене».

Кадр из фильма «Супермен» (2025)

Кадр из фильма «Супермен» (2025)


Задачей «Супермена» было открыть Супермена для новых зрителей и в очередной раз попытаться вытащить киновселенную DC на устойчивую позицию – после длинной череды экспериментов, переосмыслений и провалов. Результат оказался скорее противоречивым: отличный кастинг и химия между актерами – это еще одна сильная сторона Ганна, – но рваный сюжет, хорошая касса, но неясные перспективы для киновселенной. Впрочем, Ганн уже начал работать над сценарием сиквела «Супермена» – значит, сборы как минимум устроили руководство DC Studios и Warner Bros.

Как бы хорош ни был Николас Холт в роли Лекса Лютора, от самых внимательных и придирчивых зрителей не укрылось, что в его линии многовато сюжетных дыр. Из-за чего он ненавидит Супермена? Почему его грандиозный план подставить Супермена строится на сплошных допущениях? Почему он так стремится уничтожить Супермена, но не пользуется возможностью это сделать? Картина получается типичная: зрелищно, интересно, захватывающе, – однако Лютор все равно слабый злодей. А это вызывает у зрителя нехорошие подозрения, если перенести ситуацию на Бэтмена и Джокера. Тем более, что и тут есть предшественник, наводящий на сравнения – трилогия о Темном рыцаре Кристофера Нолана. В особенности – «Темный рыцарь» (2008) с незабываемым Хитом Леджером в роли Джокера.

Говоря о своих планах на фильм «Отважный и смелый», Джеймс Ганн заявил, что «не заинтересован в легкомысленном и забавном Бэтмене». Режиссером проекта на данный момент заявлен Андрес Мускетти («Оно», «Оно 2», «Флэш»). Вместе с Ганном они представляют довольно неожиданный дуэт, причем из них двоих именно Ганн обладает куда более отчетливым режиссерским почерком и больше подходит под определение «строитель миров». В DC Studios рассчитывают на Ганна в таком качестве, о чем сам по себе говорит перезапуск «Супермена», – да еще и авторства режиссера, который прямо ассоциируется с киновселенной Marvel. Однажды Ганну уже удалось «совместить несовместимое», сняв фильм от DC, который как будто взял лучшее от Marvel, включая и юмор, и визуальный стиль – «Отряд самоубийц: Миссия навылет». Эксперимент был удачный, и в DC Studios явно решили продолжить двигаться в этом направлении, только теперь усадив в режиссерское кресло Мускетти. Тот, подобно Ганну, умеет подбирать актеров и создавать атмосферные и зрелищные картины – такие, как дилогия «Оно» (кстати, это тоже проект Warner Bros.).

Кадр из фильма «Супермен» (2025)

Кадр из фильма «Супермен» (2025)


Джеймс Ганн в какой-то мере подтверждает, что будущий фильм во многом завязан именно на нем, когда говорит, что работа над сценарием «Отважного и смелого» кипит, а он сам «очень сильно вовлечен в процесс». Ганн думает над кастингом, но, поскольку законченного сценария нет, не спешит делать заявления. Что, конечно, вовсе не значит, что у Ганна нет кандидатур. Ганн отмечает: «Есть люди, которых я думаю пригласить. Но давайте все-таки сначала дождемся сценария».

Пока фанаты гадают, ждет ли киновселенную DC возрождение, или «Супермен» окажется временным успехом, Джеймс Ганн в недавнем интервью тоже задавался вопросом, как заинтересовать зрителя Бэтменом, когда «кажется, что все истории о Бэтмене уже рассказаны». Причем параллельно готовится сиквел «Бэтмена» от Мэтта Ривза, премьера которого назначена на 2027 год – а это означает две конфликтующие версии. Как опытный и талантливый режиссер, продюсер и создатель фильмов по комиксам Ганн обладает всем необходимым, чтобы явить персонажа, которого нельзя будет спутать с Бэтменом Ривза. Опасение, скорее, вызывает его склонность в любой непонятной ситуации привносить в свою картину «все лучшее сразу», как в «Супермене». А там обилие персонажей, событий и сюжетных поворотов, приправленных не всегда уместным юмором таково, что сложно удержать внимание на самом Супермене.

Влияние Джеймса Ганна на то, каким получится «Отважный и смелый» явно будет велико, что видно даже по его рассуждениям в интервью – он говорит скорее как второй режиссер, а не как продюсер. Однако режиссером остается все же Андрес Мускетти, который пока мало высказывался о проекте, но дал понять, что задумал «независимый подход». Это должно быть по душе Джеймсу Ганну, который обожает независимые и оригинальные решения, – а фанатам дает надежду, что в «Отважном и смелом» и Мускетти, и Ганн покажут свои самые сильные стороны.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями