Джеймс Ганн – режиссер с уникальным видением и стилем. Он снял сверхуспешную трилогию «Стражи Галактики» (2014, 2017, 2023), без которой сложно представить киновселенную Marvel, а затем перешел в киновселенную DC, приняв должность сопрезидента вместе с Питером Сафраном. В июле фильмография Ганна пополнилась «Суперменом» – картиной, хорошо показавшей себя в прокате (сборы более $550 млн при бюджете $225 млн) и вызвавшей бурную реакцию у зрителей, особенно у фанатов самого сильного супергероя на Земле. Тем временем Джеймс Ганн планирует взяться за фильм о Бэтмене «Отважный и смелый», еще одном знаковом супергерое DC, – в этот раз в качестве продюсера. У Ганна, как всегда, фонтан энтузиазма и идей для нового проекта. Разберемся, что собой представляет подход Ганна к киновселенной DC, что творится вокруг будущей картины и в чем здесь может быть подвох.
У «Супермена» Джеймса Ганна было много предшественников – и фильмов, и сериалов, и мультиков. Первая сериальная адаптация комиксов о Супермене появилась еще в 1948 году (дебютный комикс о нем, на секунду, вышел в 1938 году). Однако самым свежим в зрительской памяти был «Человек из стали» (2013) Зака Снайдера. Снайдер – любитель супергеройских деконструкций, и в своих картинах о Супермене дал волю любви к мрачному реализму, заодно сделав Супермена персонажем, напоминающим Христа. Сложно найти двух режиссеров, более непохожих друг на друга, чем Зак Снайдер и Джеймс Ганн, – и Ганн это успешно доказал.
Описать «Супермена» Ганна можно коротко и емко – это яркий фильм. В нем мы видим пестрый фантастический мир, красочных персонажей и яркую картинку – неизменную составляющую фильмов Джеймса Ганна. Режиссер легко находит путь к сердцу зрителя, его проекты легко воспринимать. Предысторию Супермена Ганн опускает, но среди целевой аудитории фильма и так вряд ли найдется хоть один зритель, кто вообще ничего о нем не знает. Поэтому вместо экспозиции и «становления героя» Ганн предложил сразу же нырнуть в сюжет.

Режиссерский «безэкспозиционный» ход можно оценивать двояко, как и многие из фирменных приемов Джеймса Ганна. Он экономит время в фильме, который и так переполнен событиями и персонажами, но вместе с тем заставляет его выглядеть как «вторая часть» в серии, которую мы не видели, вырванным из контекста. Ганн – мастер «командных» сюжетов, и старается провернуть тот же трюк и в «Супермене»: на арене борьбы со злом появляется «Банда Справедливости». Из-за этого некоторые рецензенты упрекнули режиссера в «нарушении обещания». Не стоило преподносить зрителям фильм как «сольник», отлично зная, что это – не твоя сильная сторона, и выдавать за «сольник» Супермена картину, где он так или иначе лишь один из центральных героев.
После «Стражей Галактики», «Отряда самоубийц: Миссия навылет» (2021) и «Миротворца» (2022-...) зрители привыкли, что Ганн – эксцентричный творец, создающий оригинальных персонажей и вселенные. Сам он называет себя визионером и честно старается соответствовать определению. Однако в случае с «Суперменом» ему не вполне удалось выдержать баланс. Он перенасытил фильм персонажами и событиями, и, несмотря на все старания, не позволил зрителю по-настоящему узнать Супермена. В момент, когда фильм задает главному герою и зрителю глубокие вопросы – что такое человечность для Супермена, «иммигранта» с другой планеты? – никакого «озарения», катарсиса не происходит. Вопросов к обаянию или актерской харизме Дэвида Коренсвета нет. А вот склонность Джеймса Ганна маскировать яркими красками и легкими эмоциями поверхностность персонажей и сюжета тут вновь стала заметна.
Когда речь заходит о будущем киновселенной DC, и, в частности, о картине про Бэтмена, то после увиденного в «Супермене» невольно накатывает скепсис. Основные претензии к Ганну – слабые диалоги, его склонность изменять ключевые части сюжета из первоисточника по своему усмотрению, а также его стиль, который почти не изменился с 2014 года, с первых «Стражей». И еще: шутки у Ганна так и норовят сбить зрительский настрой, пока сам режиссер будто бы боится, что тон фильма окажется слишком серьезным.

Нельзя сказать заранее, что из расписанного выше может стать настоящей проблемой в грядущем фильме про Бэтмена, и где создатели могут случайно или намеренно перейти черту, настроив против себя фанатов комиксов DC. У Джеймса Ганна Супермен постоянно нуждается в помощи, – а ведь он известен как самый сильный из всех супергероев. И не все бывает возможно списать на «переосмысление». Еще есть история с посланием от родителей Супермена, которую Ганн переиначил. В комиксах «завет» вполне однозначен: родители отправили Кал-Эла/ Супермена на Землю с умирающей планеты Криптон, чтобы он мирно жил среди землян и использовал свои силы во благо. Послание родителей Супермена не менее важно, чем знаменитый принцип Бэтмена – никогда не убивать. Тут остается только надеяться на общее свойство фильмов Ганна где-то проходить «по краю» и все равно оставаться оптимистичными. Хотя в данном случае приятная чудаковатость вселенной, яркие цвета и милые монстры производят впечатление «в моменте», но не тянут на что-то действительно запоминающееся. «Супермен» смотрится так, будто Ганн решил отойти как можно дальше от мрачной пафосности Снайдера – и несколько перестарался. Может даже быть, что он впервые взвалил на себя задачу, которая оказалась ему не по зубам, да еще и во времена кризиса супергеройского жанра.
Бэтмен – персонаж с длинной историей и почти ровесник Супермена: он появился в комиксах в 1939 году. С тех пор он регулярно переосмыслялся многочисленными художниками и авторами, сделавшими его одним из самых узнаваемых – и мрачных – супергероев. В наши дни Бэтмен в кино тоже делался только мрачнее и мрачнее: от «Темного рыцаря» (2008) Кристофера Нолана до «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016) Зака Снайдера и «Бэтмена» (2022) Мэтта Ривза.
Если взглянуть на самые ранние комиксные версии Бэтмена, то в глаза бросятся яркость и непосредственность, которых как-то не ожидаешь после версий Нолана, Снайдера и Ривза. Зато подобный стиль легко ассоциируется с творчеством Джеймса Ганна и действительно мог бы вернуть Бэтмена к истокам. Вопрос в том, будет ли готов зритель воспринимать это прочтение, и не проходит ли оно в опасной близости с «Бэтменом и Робином» (1997) Джоэла Шумахера – фильмом, который называют «антипримером» Бэтмена в кино. Да и решится ли на такое сам Ганн? В «Супермене» Ганн еще раз показал, что не боится экспериментов и даже отхода от «железобетонного канона». Все равно зрителей сложно чем-то удивить, а кто-то и просто устал от «звериной серьезности» вроде снайдеровской, отличающейся от стиля Ганна как небо и земля. В теории Ганну может быть по силам «освежить» Бэтмена, – но только если его особенно удачные находки совпадут с настроением зрителей, а баланс между юмористическими и серьезными моментами удастся выдержать примерно на том же уровне, что в «Супермене».

Задачей «Супермена» было открыть Супермена для новых зрителей и в очередной раз попытаться вытащить киновселенную DC на устойчивую позицию – после длинной череды экспериментов, переосмыслений и провалов. Результат оказался скорее противоречивым: отличный кастинг и химия между актерами – это еще одна сильная сторона Ганна, – но рваный сюжет, хорошая касса, но неясные перспективы для киновселенной. Впрочем, Ганн уже начал работать над сценарием сиквела «Супермена» – значит, сборы как минимум устроили руководство DC Studios и Warner Bros.
Как бы хорош ни был Николас Холт в роли Лекса Лютора, от самых внимательных и придирчивых зрителей не укрылось, что в его линии многовато сюжетных дыр. Из-за чего он ненавидит Супермена? Почему его грандиозный план подставить Супермена строится на сплошных допущениях? Почему он так стремится уничтожить Супермена, но не пользуется возможностью это сделать? Картина получается типичная: зрелищно, интересно, захватывающе, – однако Лютор все равно слабый злодей. А это вызывает у зрителя нехорошие подозрения, если перенести ситуацию на Бэтмена и Джокера. Тем более, что и тут есть предшественник, наводящий на сравнения – трилогия о Темном рыцаре Кристофера Нолана. В особенности – «Темный рыцарь» (2008) с незабываемым Хитом Леджером в роли Джокера.
Говоря о своих планах на фильм «Отважный и смелый», Джеймс Ганн заявил, что «не заинтересован в легкомысленном и забавном Бэтмене». Режиссером проекта на данный момент заявлен Андрес Мускетти («Оно», «Оно 2», «Флэш»). Вместе с Ганном они представляют довольно неожиданный дуэт, причем из них двоих именно Ганн обладает куда более отчетливым режиссерским почерком и больше подходит под определение «строитель миров». В DC Studios рассчитывают на Ганна в таком качестве, о чем сам по себе говорит перезапуск «Супермена», – да еще и авторства режиссера, который прямо ассоциируется с киновселенной Marvel. Однажды Ганну уже удалось «совместить несовместимое», сняв фильм от DC, который как будто взял лучшее от Marvel, включая и юмор, и визуальный стиль – «Отряд самоубийц: Миссия навылет». Эксперимент был удачный, и в DC Studios явно решили продолжить двигаться в этом направлении, только теперь усадив в режиссерское кресло Мускетти. Тот, подобно Ганну, умеет подбирать актеров и создавать атмосферные и зрелищные картины – такие, как дилогия «Оно» (кстати, это тоже проект Warner Bros.).

Джеймс Ганн в какой-то мере подтверждает, что будущий фильм во многом завязан именно на нем, когда говорит, что работа над сценарием «Отважного и смелого» кипит, а он сам «очень сильно вовлечен в процесс». Ганн думает над кастингом, но, поскольку законченного сценария нет, не спешит делать заявления. Что, конечно, вовсе не значит, что у Ганна нет кандидатур. Ганн отмечает: «Есть люди, которых я думаю пригласить. Но давайте все-таки сначала дождемся сценария».
Пока фанаты гадают, ждет ли киновселенную DC возрождение, или «Супермен» окажется временным успехом, Джеймс Ганн в недавнем интервью тоже задавался вопросом, как заинтересовать зрителя Бэтменом, когда «кажется, что все истории о Бэтмене уже рассказаны». Причем параллельно готовится сиквел «Бэтмена» от Мэтта Ривза, премьера которого назначена на 2027 год – а это означает две конфликтующие версии. Как опытный и талантливый режиссер, продюсер и создатель фильмов по комиксам Ганн обладает всем необходимым, чтобы явить персонажа, которого нельзя будет спутать с Бэтменом Ривза. Опасение, скорее, вызывает его склонность в любой непонятной ситуации привносить в свою картину «все лучшее сразу», как в «Супермене». А там обилие персонажей, событий и сюжетных поворотов, приправленных не всегда уместным юмором таково, что сложно удержать внимание на самом Супермене.
Влияние Джеймса Ганна на то, каким получится «Отважный и смелый» явно будет велико, что видно даже по его рассуждениям в интервью – он говорит скорее как второй режиссер, а не как продюсер. Однако режиссером остается все же Андрес Мускетти, который пока мало высказывался о проекте, но дал понять, что задумал «независимый подход». Это должно быть по душе Джеймсу Ганну, который обожает независимые и оригинальные решения, – а фанатам дает надежду, что в «Отважном и смелом» и Мускетти, и Ганн покажут свои самые сильные стороны.


