22 августа Deftones выпустили альбом «Private Music». С предыдущего «Ohms» (2020) прошло пять лет, и за это время группа обрела молодую аудиторию из TikTok. Однако Deftones не стали почивать на лаврах, а доказали, что их новый успех закономерен. «Private Music» уже называют чуть ли не лучшим их альбомом. Разберемся, почему он и впрямь тянет на звание главного рок-релиза 2025-го.
В последние несколько лет Deftones стали модной группой. Их песни начали вируситься в TikTok: от очевидного хита «Change (In The House Of Flies)» до менее очевидных «Sextape» и «Risk». У Deftones появилась новая, неожиданная и молодая аудитория. Даже рэперы обратили на них внимание: «Sextape» засэмплировал Trippie Redd в своем треке «Last Days», а до этого он спел вместе с вокалистом Чино Морено в треке «Geronimo». Русскоязычные артисты в стороне тоже не остались: Deftones упоминаются в песне Kai Angel и 9Mice «Lipstick». Комментируя новый виток популярности, Морено в свежем интервью Kerrang отметил, что теперь ожидания от них выше, и потому он ощущает более сильное давление. Но, по его словам, на творчестве Deftones это отражается позитивно.
«Private Music» – первый за пять лет альбом Deftones, это самый длительный перерыв между их релизами. И, конечно, сравнения с предыдущим «Ohms» неизбежны. При этом продюсер сменился. Над «Ohms» работал Терри Дейт, приложивший руку к «Around the Fur» (1997) и «White Pony» (2000). А над «Private Music» трудился Ник Раскулинец, которого можно услышать на альбомах «Diamond Eyes» (2010) и «Koi No Yokan» (2012). Поэтому еще до выхода «Private Music» гитарист Стивен Карпентер сравнивал его с «Ohms» и «Koi No Yokan» одновременно. С первым «Private Music» роднят бьющие «металлические» риффы, со вторым – «личный» характер песен, отраженный даже в названии «Private Music», в переводе «Личная музыка», и продюсерская работа Раскулинеца.
Новая пластинка Deftones увидела свет под самый конец лета, в предпоследнюю неделю августа. Это идеально подходящее время для подобного релиза: на улице становится холоднее, осень буквально стучится в дверь. Меланхоличная и мелодичная, эмоциональная и в то же время жесткая музыка – то, что надо. В какой-то степени это справедливо и для других альбомов Deftones, но для «Private Music» – особенно. Если какую-то из ню-метал-групп можно назвать близкой к шугейзу, то это именно Deftones. Неторопливость, некоторая «затуманенность» звучания и создает тот самый эффект меланхолии.
Тяжелая музыка, даже самая мейнстримовая, всегда вызывала неоднозначную реакцию. Одни меломаны считают, что это и есть настоящая музыка – из-за сложности структуры и непростых тем, часто поднимаемых в текстах. Другие, наоборот, не любят «тяжесть» и уверены: если артиста трудно слушать, то он не заслуживает внимания. Но музыка Deftones располагает к себе и первых, и вторых. В рецензиях группу хвалят за то, что они сочетают тонкую эмоциональность с жесткой брутальностью. Это редкий случай: даже артисты с миллионами слушателей, как правило, делают ставку на что-то одно. И зачастую уходят либо в слащавую плаксивость, либо в бесконтрольную агрессию. Deftones умеют держать баланс.
Карьере Deftones 37 лет: они собрались еще в 1988-м, дебютный альбом «Adrenaline» выпустили почти 30 лет назад, в октябре 1995-го. Без них, может, не взлетели бы другие звезды ню-метала. Майк Шинода, участник Linkin Park, отмечал влияние Deftones на свою группу. Он хвалил Чино Морено за особое чутье на мелодии («сверхъестественные», «необычные»), также отмечая высокий уровень продюсерской работы. Кори Тейлор из Slipknot считает, что именно Deftones дали ню-метал-группам творческую свободу. При этом, несмотря на свой успех, Deftones никогда не были так популярны, как те же Linkin Park и Slipknot. Потому что они к такому не стремились. В упомянутом интервью Kerrang Морено признался: для них важнее была долговечность, а не огромный масштаб. Возможно, это помогает сосредоточиться именно на музыке и не растерять творческую искру. К тому же, как отмечалось выше, группа обрела новую аудиторию, которая дала им новый стимул. В интервью The Guardian Чино Морено признался, что после пандемии, когда он «оказался в тупике», создание музыки стало для него настоящим подарком. Deftones даже, казалось бы, на «закатном» этапе карьеры не стоят на месте, а идут вперед и получают удовольствие от записи альбомов.
В 2000-х годах ню-метал был популярным жанром, но критики много ругали его за «примитивность» и агрессию, противопоставляя изысканному ретро-року вроде The Strokes. К концу 2000-х ню-метал начал сдавать позиции, в 2010-х о нем редко вспоминали, а в 2020-х снова полюбили. Еще в 2023 году Google Data зафиксировал небывалый рост запросов «ню-метал» – выше, чем в 2004-м, когда он был на пике. В 2020-х о любви к ню-металу стали говорить новые модные артисты: звезда поп-альтернативы Рина Саваяма, электронный рок-дуэт Wargasm, рэп-рок-дуэт Nova Twins и любительница экспериментов Poppy. Не исключено, что это повлияло и на моду на Deftones в TikTok. В 2024 году воссоединились Linkin Park, усилив волну интереса к жанру. И теперь вернулись Deftones, которые повлияли в том числе на Linkin Park. Это значит, что тренд на ню-метал вряд ли куда-либо уйдет – возможно, даже вновь станет мейнстримом.


