28 августа стартовал российский прокат японского хоррора «Выход 8». Это экранизация одноименной (The Exit 8) игры Kotake Create 2023 года, которая завирусилась в Сети и породила моду на подобные «аномальные» головоломки и симуляторы ходьбы. Как и в игре, весь полуторачасовой фильм герой просто бродит по коридору и ищет аномалии. Интересно ли это? Еще как!
Обыкновенный парень (Кадзунари Ниномия) спускается в метро, чтобы доехать до новой работы. Покидает вагон. Попадает в коридор, который ведет к выходу из метро номер восемь. Коридор почти пуст – пассажир встречает только мужчину в деловом костюме (Ямато Коти). Затем парень оказывается в еще одном коридоре – но на самом деле точно таком же. Снова мужчина в костюме. Те же двери, рекламные плакаты… Проходит еще один такой коридор, и еще, и еще, и наконец он понимает: это ловушка. Некая мистическая сила задерживает бедолагу в коридоре наедине с незнакомцем, который не общается – он просто идет, останавливается в определенном месте и утыкается в телефон. Чтобы вырваться из цикла и дойти до восьмого выхода, пленник должен найти все аномалии. Правила игры просты: видишь в коридоре аномалию – иди обратно, аномалии нет – иди вперед. Аномалии могут быть как явными, в духе внезапной улыбки на лице обычно угрюмого незнакомца или кровавых подтеков на знаке «Выход 8», так и едва заметными.
«Выход 8» точно перенес на экран минималистичный мир игры The Exit 8. Мы оказываемся в том самом коридоре. Большая часть хронометража посвящена однотипным, но всегда удивительным проходам по одной и той же локации. Даже каноничные аномалии сохранились – вроде двигающихся глаз на постерах. К концу из-за вялого темпа повествования фильм начинает утомлять. Впрочем, длится «Выход 8» только 1 час 35 минут – устать просто не успеваешь. К тому же монотонную ходьбу разбавили неожиданными для простой локации визуальными решениями, вроде потопа. Самые внезапные скримеры здесь не пугают, поскольку вместо волнующего саспенса преобладает спокойное, меланхоличное настроение с редкими вспышками экшена. Зато благодаря сверхъестественным явлениям и живой реакции героя на мистику «Выход 8» становится в меру увлекательным развлечением. Он удерживает интерес зрителя до самых финальных титров – после которых, кстати, есть сюрприз в виде еще одного короткого взгляда на зловещий коридор.

В «Выходе 8» сохранили не только атмосферу игры, но и ее механику. Начинается действие от первого лица – это прямая отсылка к геймплею. Затем безымянный герой как бы изображает игрока. Он делает примерно то же, что и каждый, кто проходил игру. Вы наверняка хотя бы мысленно перечисляли детали локаций в духе постеров и дверей, чтобы все запомнить? Или находили аномалии там, где их точно нет? Все то же самое делает потерявшийся парень в фильме. При этом поход по аномальному циклу становится игрой и для зрителя. То и дело вместе с героем пытаешься найти аномалии. Благодаря плавной операторской работе можно заметить все странности – даже те, которые пропустил персонаж.
Одной бродилкой дело в «Выходе 8» не ограничилось. Фильм снял режиссер Гэнки Кавамура, в активе которого житейские драмы «Двойственность» (2018) и «Сотня цветов» (2022), обе о семейных проблемах и непростых человеческих судьбах. Поэтому и в «Выходе 8» больше драмы, а не хоррора. Режиссер рассказывает понятную историю о жизненных трудностях простого парня. В коридоре застрял человек, «застрявший» и в жизни – на перепутье перед сложным выбором. Герой только что узнал, что станет отцом. Возлюбленная находится в больнице и спрашивает, что ей делать. Он считает, что к такому грузу ответственности не готов. Девушка ждет его ответа. Как поступить герою? Драма не слишком изобретательная и глубокая. Однако в фильме с витиеватой концепцией о бесконечном коридоре и акцентом на нехитрые правила «игры» не нужно ничего усложнять. В таких неординарных картинах-головоломках лучше всего работают простые истории, что успели доказать «Платформа» (2019), «Круг» (2015) и «Куб» (1997).

Фильм «Выход 8» не раскрывает все секреты мира игры The Exit 8. Мы так и не узнаем о происхождении аномальной зоны, но догадаемся о ее философской подоплеке, которая заключается в поиске себя и борьбе с однообразной рутиной, захватившей современного человека. И это правильно: в таких проектах должна оставаться недосказанность для теорий. Зато фильм дает интригующие детали, расширяющие вселенную. Без лишних спойлеров: странный мужчина в белой рубашке, навсегда застрявший в локации, предстает не просто очередной «жутью».
«Выход 8» – первая в истории экранизация видеоигры, которую представили на Каннском кинофестивале (2025); ее приветствовали 8-минутными овациями. Неудивительно, что фильм взяли на фестиваль: перед нами не очередной дешевый ужастик, а притча о трудностях выбора и страхе стать частью серой безликой толпы. Имеется претензия на артхаусную замысловатость, обернутую в продуманный до мелочей лаконичный дизайн. Но только «претензия» – поскольку долго распутывать замысел автора не приходится. Смыслы читаемы, понять героя и его поступки легко, а секрет аномальной зоны пусть и не раскрывается – как и положено порядочным тайнам, – но ее общие особенности тоже на поверхности. «Выход 8» – любопытная бродилка, заслуживающая внимания и поклонников игры, и ценителей концептуальных мистических триллеров.


