Антиутопический триллер «Долгая прогулка» (18+) по Стивену Кингу получил неоднозначную концовку, заставляющую задуматься об истинной судьбе Питера Макврайса. Все ли произошло так, как показали на экране? Есть два варианта, что с ним на самом деле случилось после марафона и рокового выстрела.
Со спойлерами!
Почему Питер не прервал «Долгую прогулку»

Простой парень Рэймонд Гаррати (Купер Хоффман) стал участником смертельного марафона «Долгая прогулка». Во время соревнования нельзя было останавливаться и снижать скорость ниже разрешенного минимума. Нарушителей правил сразу убивали. Победить и унести денежный приз мог только один марафонец. Еще выжившему счастливчику обещали исполнить любое его желание – именно это и подвигло Рэймонда вступить в игру. «Долгие прогулки» проходили по указу деспотичного Майора (Марк Хэммил) – в других переводах также Главный. Когда-то он казнил отца Рэя – тот выступал против тоталитарного режима, установленного Майором в США. Рэймонд хотел выиграть, дабы получить оружие и застрелить Майора.
В ходе марафона Рэймонд подружился с Питером Макврайсом (Дэвид Джонссон), который в итоге неоднократно спасал его. До финала они дошли вдвоем. Питер собрался пожертвовать собой – чтобы Рэймонд мог отомстить Майору и, если его не арестуют, вернуться к своей матери. В отличие от приятеля, у Питера не было дома, где его ждали бы, и всю свою сознательную жизнь он провел, одиноко путешествуя по американским землям. Однако Рэймонд убедил приятеля идти дальше, а сам незаметно для того остановился – и его убили. Месть Майору за него осуществил Питер. Он попросил у солдата винтовку – якобы на память, чтобы передать ее детям, – и прилюдно застрелил Майора.
Отдыхать после марафона и убийства Майора Питер не стал. Он продолжил свой путь в неизвестность. Похожая концовка была в книге «Долгая прогулка» (1979) Стивена Кинга – только там выжил Рэймонд; подробно разобрали отличия фильма тут. В романе Рэймонд после победы последовал за неизвестной фигурой – скорее всего, это была иллюзия, которую парень посчитал одним из погибших товарищей. Возможно, Рэй просто обезумел и не смог осознать, что уже выиграл, теперь время остановиться и отдохнуть. Или подсознательно он не принял жестокий мир вокруг и предпочел и дальше странствовать – без «материальной» цели, просто чтобы «искать себя». Вот и экранный Питер решил, что ему не нужно общество жаждущих денег и жестоких зрелищ людей. Он почти всю жизнь бродил по стране – и просто продолжил свой путь.
Смысл фильма «Долгая прогулка»

Режиссер «Долгой прогулки» Фрэнсис Лоуренс заменил победителя и, соответственно, изменил смысл истории. В романе Стивена Кинга марафон можно рассмотреть как аллегорию на бесконечную гонку за благосостоянием, за материальным успехом. В ее ходе погибают самые слабые физически и идейно, а тот, кто оказывается самым целеустремленным, все равно рискует сойти с ума, поскольку вечно будет видеть «более успешного» призрачного соперника где-то на горизонте. Лоуренс же пошел «по другому маршруту», придал марафону – аллегории жизни – новые смыслы, и отчасти прямо объяснил свою идею в фильме.
Вспомним эпизод из «Долгой прогулки», когда на дороге остались только Питер и Рэймонд. В какой-то момент Питер замедляется, и Рэймонд просит друга пройти с ним еще немного. Питер соглашается, но не ради денег – ранее он говорил о принятии того, что он не будет всегда выигрывать по жизни, – а именно чтобы побыть с другом, братом, как он его назвал. Когда Рэймонд останавливается и в него стреляют, он шепчет подбежавшему к нему Питеру, что тому есть ради чего жить, а ему нет. Это отсылает нас к их раннему разговору о мести Майору и может ли она быть смыслом жизни. Идея экранного Рэймонда победить, чтобы отомстить, тупиковая. Да, он потерял отца из-за политики Майора, но, увлекшись местью, он потерял и себя, те самые «моменты жизни», о ценности которых ему толковал Питер. Он обрек на горе любимую мать, которой сначала пришлось смириться со смертью мужа, а теперь и с потерей сына. Рэймонд не знал, что еще ему делать с победой, для него после «светлого момента», как он сам отметил, «снова наступает дорога», он отчаялся и обесценил, перестал замечать то хорошее, что у него было. В то же время экранный Питер с трудом, как он сам признался, но держал фокус на позитивных моментах; он хотел пустить вырученные деньги на добрые дела – в частности, упоминал, что помогал бы таким же осиротевшим мальчишкам, как он сам, делал бы жизни людей лучше. Это уже путь, который может привести показанное в картине общество к позитивным изменениям безо всяких жестоких «Долгих прогулок». Если рассматривать Рэймонда и Питера как идеи, то к финишу дошли мощная, но деструктивная идея о мести, и не менее мощная и при этом созидательная идея о ценности жизни и принятии. Рэймонд сам остановил себя, свою месть, пропустив вперед Питера, который хотел и мог сделать их мир лучше.
Выстрелил Питер в итоге в Майора или нет – Фрэнсис Лоуренс предлагает каждому зрителю решить самому. В финальных сценах много «пустоты», отсутствуют зрители, солдаты, и это намекает на то, что, возможно, все происходит в мыслях Питера: он хотел бы взять и пристрелить ненавистного Майора на месте. Однако в разговоре с Рэймондом он упоминал, что человек, убивший человека, навсегда останется убийцей. Поэтому, вероятно, Питер не стал бы вот так предавать свои ценности. Однако его победа, победа его созидающей идеи, заведомо означает верную смерть Майора. Если Питер, выиграв «Долгую прогулку», останется верным своим принципам, значит, в обозримом будущем осуществит задумки и пустит денежные средства на добрые дела, добьется перемен в сознании людей и выведет общество на другой уровень, когда им не нужны будут «объединяющие» кровавые марафоны. Такое развитие событий сразит Майора, его идею держать людей в страхе и подчинении, похлеще любой пули. Ну а метафорически это можно представить именно как показанное в финале убийство «за Рэймонда».
Выжил ли Питер

В сцене после убийства Майора можно обратить внимание, что вокруг Питера нет людей. Хотя незадолго до этого рядом стоял солдат, который и дал ему оружие. Также в эпизоде заглушили все звуки – несмотря на то, что рядом шумели зрители. Никто не бросился арестовывать Питера, в него не стали стрелять за нападение на Майора. Не было даже просто испуганных людей, рванувших прочь от места преступления. Есть теория, что на самом деле Питера убили, и все события в финальной сцене с новой одиночной «Долгой прогулкой», в которую отправился парень, иллюстрируют его «уход» на тот свет. Вдруг загробный мир для Питера – и есть «Долгая прогулка»?
Однозначного ответа на вопрос о судьбе Питера фильм «Долгая прогулка» не дает. Он вполне мог выжить, а отсутствие людей в кадре и звуковая «заглушка» задуманы для драматического эффекта. К тому же Питер и Рэй – не единственные, кто желали смерти Майору. Возможно, люди в толпе и солдаты даже были благодарны Питеру за убийство деспотичного лидера. Солдаты, в теории, должны наказать Питера – в то же время их начальник мертв, поэтому его безопасность и прежние приказы они могли счесть неактуальными. В любом случае гибель Майора приведет к крупным изменениям в США, которые произойдут за кадром – с Питером или без.


