Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Перекресток воронов»: Геральт, год первый

Чем новый роман-приквел Анджея Сапковского интереснее предыдущего «Сезона гроз».
30 сентября 0
Обложка русскоязычного издания книги «Перекресток воронов» (2025) Анджея Сапковского
Обложка русскоязычного издания книги «Перекресток воронов» (2025) Анджея Сапковского

30 сентября на русском языке вышел новый роман Анджея Сапковского «Перекресток воронов». Это еще один приквел к истории Геральта из Ривии и своего рода роман его становления. Рассказываем, почему новая попытка в предысторию получилась ярче «Сезона гроз» (2013) и что нового она вносит в историю Ведьмака.

Как бы ни был хорош «Сезон гроз», его сюжет почти целиком можно уложить во фразу из «Женитьбы Бальзаминова» (1964) – «Нешто солдаты ружья теряют?». Тем не менее, как нам представляется, этот роман сыграл благотворную роль, позволив пану Сапковскому почувствовать кайф собственной вселенной после долгого перерыва, войти во вкус и сочинить любимому герою уже полноценную предысторию.

В «Перекрестке воронов» Геральт из Ривии пока еще не обрел полного имени – здесь он просто Геральт, вчерашний и не очень опытный «выпускник» Каэр Морхена. Первая же его попытка вступиться за обиженных едва не приводит героя на виселицу – и не подоспей на место собрат по мечу Престон Хольт, история эта кончилась бы, не успев начаться. Дальнейшее в целом вполне очевидно: стареющий и растерявший все иллюзии, но по-своему мудрый наставник – поневоле вспоминается Грозный Глаз Грюм из книг о Гарри Поттере, – предложение ученичества, обстоятельные описания тренировок вкупе с рассказом о легендарном ударе, от которого нет защиты (это явный привет читавшим роман Поля Феваля «Горбун» (1857) или смотревшим одну из его экранизаций (1944, 1959, 1997)) и первый выход Геральта на тропу избавления местных жителей от всякого рода нечисти.

Перекресток, вынесенный в заглавие романа, живо напоминает о распутье из русских сказок, и Геральту в полном соответствии с ними доводится трижды испытать судьбу. Дабы не портить читателю интерес, скажем только, что не все эти дороги сулят неприятности. Первая из встреч с Перекрестком воронов и вовсе становится судьбоносной.


Нашлось в «Перекрестке воронов» место и деконструкции сказок, известной нам еще по первой книге цикла «Последнее желание» (1986), и всегдашней обстоятельности при описании окружающего мира. Любители латыни смогут проверить здесь кое-какие свои познания: за ведьмаком и его учителем идет слежка, и доносители в своих письмах не упускают случая щегольнуть латынью. Работа ведьмака, как выясняется, по сути та же работа наемных убийц, знакомая нам по кино: посредники, банки и комиссии прилагаются. Добавьте к этому размышления о том, как ведьмаки появились на свет, а также почти детективную историю, в которой связаны вместе некий памфлет о ведьмаках, легендарное нападение на Каэр Морхен и загадочные смерти людей, этим нападением руководивших, – и это будет еще не все.

«Этот ведьмак притягивает неприятности словно магнитом», – говорит одна из героинь «Перекрестка воронов». Путь Геральта ведет его то в замок, где разыгрывается история а-ля «Ромео и Джульетта», то к маркграфу, который просит избавить его от стрыги – и тут все не так просто, – то в селенье, где бургомистр стал жертвой проклятья, избавиться от коего можно только самым радикальным и малоприятным способом. Вместе с этим оказывается, что давняя услуга способна обернуться великой помощью, а стремление спасти жизнь может быть сильнее желания мести. Геральту только 18 лет, но именно в эти годы на свет появится тот Ведьмак, которого мы знаем: беспощадный убийца, способный также оберегать и охранять. Данным ему в «Перекрестке воронов» советом беречься чародеек, как мы знаем, он впоследствии тоже пренебрежет.

Попутно «Перекресток воронов» дает ответы на кое-какие вопросы, которыми фанаты наверняка задавались уже давно. Откуда у Геральта меч с надписью «Мой блеск разрежет тьму, мой свет развеет мрак»? Как он добыл кобылу по имени Плотва и откуда пошло ее имя? Чем окончилась его первая встреча с чародеем и что ей предшествовало? За ответами – сюда. Сюжетная броня героя, так раздражающая в приквелах, хранит его от смерти, но не от прочих проблем. Анджей Сапковский продолжает работать в стиле «серьезного комикса», и неуязвимость ведьмака работает лишь до поры до времени, как и в основном цикле.


Отсутствие Престона Хольта в основном цикле также говорит о том, что этот герой «не доживет до финальных титров». Именно с ним связан драматичный финальный акт истории, движущей силой которого становится месть. По сравнению с остальной частью «Перекрестка воронов» именно финал кажется скомканным, хоть и эффектным, да и явно не расставившим все точки над «i». Герою уже не хочется именоваться просто Геральтом, но и ныне легендарное имя он еще не освоил. Не оставил ли тем самым пан Анджей задел на новую книгу серии – которую, к слову, не так давно обещал написать?

Приквел как альтернатива продолжению законченной истории уже давно не новость в литературе. Однако выясняется, что в истории Ведьмака и мира вокруг него по-прежнему немало белых пятен, и его создателю по-прежнему нравится их заполнять. К тому же мир вовсе не вертится вокруг Геральта, а значит, героем новой истории может стать хоть он, хоть Лютик, хоть любой из чародеев и чародеек основного цикла, да хоть и милсдарь Лео Бонарт, чей поединок с Крысами в «Башне Ласточки» (1997) буквально завораживает при всей его кровожадности. Если «Сезон гроз» выглядел просто как очередная необязательная встреча с любимыми героями, то «Перекресток воронов» доказывает: пану Сапковскому все еще есть что рассказать о выдуманном им мире магии и мечей.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями