30 сентября на русском языке вышел новый роман Анджея Сапковского «Перекресток воронов». Это еще один приквел к истории Геральта из Ривии и своего рода роман его становления. Рассказываем, почему новая попытка в предысторию получилась ярче «Сезона гроз» (2013) и что нового она вносит в историю Ведьмака.
Как бы ни был хорош «Сезон гроз», его сюжет почти целиком можно уложить во фразу из «Женитьбы Бальзаминова» (1964) – «Нешто солдаты ружья теряют?». Тем не менее, как нам представляется, этот роман сыграл благотворную роль, позволив пану Сапковскому почувствовать кайф собственной вселенной после долгого перерыва, войти во вкус и сочинить любимому герою уже полноценную предысторию.
В «Перекрестке воронов» Геральт из Ривии пока еще не обрел полного имени – здесь он просто Геральт, вчерашний и не очень опытный «выпускник» Каэр Морхена. Первая же его попытка вступиться за обиженных едва не приводит героя на виселицу – и не подоспей на место собрат по мечу Престон Хольт, история эта кончилась бы, не успев начаться. Дальнейшее в целом вполне очевидно: стареющий и растерявший все иллюзии, но по-своему мудрый наставник – поневоле вспоминается Грозный Глаз Грюм из книг о Гарри Поттере, – предложение ученичества, обстоятельные описания тренировок вкупе с рассказом о легендарном ударе, от которого нет защиты (это явный привет читавшим роман Поля Феваля «Горбун» (1857) или смотревшим одну из его экранизаций (1944, 1959, 1997)) и первый выход Геральта на тропу избавления местных жителей от всякого рода нечисти.
Перекресток, вынесенный в заглавие романа, живо напоминает о распутье из русских сказок, и Геральту в полном соответствии с ними доводится трижды испытать судьбу. Дабы не портить читателю интерес, скажем только, что не все эти дороги сулят неприятности. Первая из встреч с Перекрестком воронов и вовсе становится судьбоносной.
Нашлось в «Перекрестке воронов» место и деконструкции сказок, известной нам еще по первой книге цикла «Последнее желание» (1986), и всегдашней обстоятельности при описании окружающего мира. Любители латыни смогут проверить здесь кое-какие свои познания: за ведьмаком и его учителем идет слежка, и доносители в своих письмах не упускают случая щегольнуть латынью. Работа ведьмака, как выясняется, по сути та же работа наемных убийц, знакомая нам по кино: посредники, банки и комиссии прилагаются. Добавьте к этому размышления о том, как ведьмаки появились на свет, а также почти детективную историю, в которой связаны вместе некий памфлет о ведьмаках, легендарное нападение на Каэр Морхен и загадочные смерти людей, этим нападением руководивших, – и это будет еще не все.
«Этот ведьмак притягивает неприятности словно магнитом», – говорит одна из героинь «Перекрестка воронов». Путь Геральта ведет его то в замок, где разыгрывается история а-ля «Ромео и Джульетта», то к маркграфу, который просит избавить его от стрыги – и тут все не так просто, – то в селенье, где бургомистр стал жертвой проклятья, избавиться от коего можно только самым радикальным и малоприятным способом. Вместе с этим оказывается, что давняя услуга способна обернуться великой помощью, а стремление спасти жизнь может быть сильнее желания мести. Геральту только 18 лет, но именно в эти годы на свет появится тот Ведьмак, которого мы знаем: беспощадный убийца, способный также оберегать и охранять. Данным ему в «Перекрестке воронов» советом беречься чародеек, как мы знаем, он впоследствии тоже пренебрежет.
Попутно «Перекресток воронов» дает ответы на кое-какие вопросы, которыми фанаты наверняка задавались уже давно. Откуда у Геральта меч с надписью «Мой блеск разрежет тьму, мой свет развеет мрак»? Как он добыл кобылу по имени Плотва и откуда пошло ее имя? Чем окончилась его первая встреча с чародеем и что ей предшествовало? За ответами – сюда. Сюжетная броня героя, так раздражающая в приквелах, хранит его от смерти, но не от прочих проблем. Анджей Сапковский продолжает работать в стиле «серьезного комикса», и неуязвимость ведьмака работает лишь до поры до времени, как и в основном цикле.
Отсутствие Престона Хольта в основном цикле также говорит о том, что этот герой «не доживет до финальных титров». Именно с ним связан драматичный финальный акт истории, движущей силой которого становится месть. По сравнению с остальной частью «Перекрестка воронов» именно финал кажется скомканным, хоть и эффектным, да и явно не расставившим все точки над «i». Герою уже не хочется именоваться просто Геральтом, но и ныне легендарное имя он еще не освоил. Не оставил ли тем самым пан Анджей задел на новую книгу серии – которую, к слову, не так давно обещал написать?
Приквел как альтернатива продолжению законченной истории уже давно не новость в литературе. Однако выясняется, что в истории Ведьмака и мира вокруг него по-прежнему немало белых пятен, и его создателю по-прежнему нравится их заполнять. К тому же мир вовсе не вертится вокруг Геральта, а значит, героем новой истории может стать хоть он, хоть Лютик, хоть любой из чародеев и чародеек основного цикла, да хоть и милсдарь Лео Бонарт, чей поединок с Крысами в «Башне Ласточки» (1997) буквально завораживает при всей его кровожадности. Если «Сезон гроз» выглядел просто как очередная необязательная встреча с любимыми героями, то «Перекресток воронов» доказывает: пану Сапковскому все еще есть что рассказать о выдуманном им мире магии и мечей.


