3 октября на Apple TV+ вышла драма «Школьный автобус» от режиссера «Джейсона Борна» и «Капитана Филлипса» (2013) Пола Гринграсса. Фильм с Мэттью МакКонахи и Америкой Феррерой основан на истории о лесных пожарах, охвативших калифорнийский Парадайс в 2018 году. Во время просмотра забываешь, что фильм снят по реальным событиям, поскольку с головой вовлекаешься в обжигающе правдоподобную гонку с огнем на выживание.
Водитель автобуса Кевин МакКэй (Мэттью МакКонахи) кое-как сводит концы с концами. На работе платят копейки, а много заказов не наберешь – весь «куш» достается более опытным коллегам. К тому же и в семье у него не все гладко. Кевин не может наладить отношения с сыном-подростком – тот хочет поскорее убраться из дома отца и переехать к матери, с которой Кевин в разводе. На очередной смене водитель узнает, что рядом с Парадайсом вспыхнул лесной пожар. Также по радио сообщают, что из местной школы еще не эвакуировали детей. Кевин, хотя и собирался ехать к заболевшему сыну, решает помочь школьникам. Дело вроде пустяковое: нужно вместе с учительницей Мэри Людвиг (Америка Феррера) сопроводить детей до места, где их заберут родители. Но простая поездка оборачивается смертельно опасным испытанием, когда огонь распространяется по всему Парадайсу. Пожарным не удается обуздать стихию. Поэтому судьба детей зависит только от Кевина и Мэри.

«Школьный автобус» – незамысловатая, но убедительная история о героизме и выживании. Пол Гринграсс не стал усложнять ее большими предысториями и ненужными тайнами, а просто поместил зрителя в эпицентр катастрофы. Огонь стремительно пожирает город, и ты и моргнуть не успеваешь, как вместе с героями оказываешься в пылающей ловушке, из которой, кажется, нет выхода. Режиссер реалистично показывает реакцию простых людей на стихию – одни теряются и не знают, как им быть, другие находят в себе силы бороться, невзирая на разрушения и всепоглощающий страх. Царит хаос, воры грабят магазины и размахивают пушками, требуя отдать автобус. Кевин и Мэри боятся не только сгореть заживо, но и погибнуть от пуль. Их враги – и непредсказуемый огонь, и хаос толпы, угрожающий сбить с пути к выживанию.
Сцена за сценой повествование в «Школьном автобусе» сгущается, становится едким – как дым, заволокший солнце. Ощущаешь жар от окон автобуса, чувствуешь себя неуютно и жалеешь детей, жаждущих воды. Пол Гринграсс создал удушающий кошмар – и не только благодаря тому, что действие происходит в замкнутом пространстве. Весь мир за окнами автобуса будто погружается во тьму. Создается впечатление, словно в разгар жаркого дня наступила ночь. Крупные планы, эмоциональная игра Мэттью МакКонахи и Америки Ферреры и трясущаяся камера не хуже зловещих декораций и спецэффектов передают клаустрофобный ужас от беспощадной, разъяренной природы. А когда появляются первые солнечные лучи, расправляешь плечи и начинаешь дышать полной грудью, осознавая, что почти весь фильм и шелохнуться боялся.

«Школьный автобус» цепляет камерной обстановкой и тревожным «огненным» экшеном, но его все же не назвать идеальным триллером-катастрофой. Драйвовые сцены в автобусе заставляют понервничать. Человечные истории Кевина и Мэри дарят драме сердце. Однако как следует разогнаться по «highway to hell» мешают побочные сюжетные линии. Зачем-то нас пытаются сблизить со спасателями, показывают пресс-конференцию о ситуации с пожарами в Парадайсе и прямо объясняют, как именно и по каким причинам распространяется огонь. Пол Гринграсс сухо выдает факты, тем самым снижая уровень напряжения. К тому же прямым текстом говорит о жаре – вместо того, чтобы показать реакцию на нее людей. Полезные для понимания ситуации сведения достаточно раскрыть в паре реплик по радиовещанию и финальной информационной сводке о реальных событиях, оставляя в центре внимания историю главного героя. Кевин из-за неполадок со связью не знает, чего ожидать от стихии, в то время как зритель после скучной сводки о пожаре лишается саспенса.
«Школьный автобус» – добротная история о противостоянии со стихией, пусть у нее есть проблемы с несбалансированным повествованием. Фильм напоминает, что природа всегда побеждает – однако холодный рассудок позволяет человеку устоять. Перед лицом опасности Кевин и Мэри также обретают понимание, как жить дальше – не относиться халатно к мерам предосторожности, не принимать жизнь как должное и не откладывать реализацию желаний «на потом». Ведь одной искорки хватит, дабы от привычной жизни – со всем, что ты любишь, – остался только пепел.


