Дополненная реальность негромко стучится в нашу дверь: первым стуком была мобильная игра Pokemon Go, которая взорвала интернет этим летом, второй стук – это прототип HoloLense от Microsoft, который уже рекламируется как развлечение будущего. Однако, как оказалось, это будущее ближе, чем мы думали. 30 декабря в гостинице Novotel прошла выставка AR Conference, в которой приняли участие разработчики приложений и техники. Они показали мотоциклетные шлемы дополненной реальности, рассказывали о зарубежных достижениях и объясняли, что такое IMAX VR. Обо всех этих новинках мы вам сейчас и расскажем.
В небольшом павильоне расположили свои стенды компании, которые так или иначе используют новые виды реальностей. Одни предлагали пройти виртуальный квест – он такой же, как и обычный, только со шлемом на голове. Другие показывали плоские изображения, которые оживали на экране планшета. Третьи и вовсе хвастали своим сотрудничеством с Росатомом и государственным университетом. Находились и те, кто по обыкновению предлагал дешевые картонные коробки с линзами. Впрочем, все они были скорее декорациями для выступлений, проходивших в конференц-зале.
За закрытыми дверями лекторы делились опытом создания приложений и своим видением будущего. Лидерами этого движения были организаторы сообщества VAMR – крупнейшей организации в России, которая занимается продвижением рынка VR и AR. Они говорили об академии, которую открыло их сообщество. В ней люди обучаются программированию и созданию приложений для различных шлемов виртуальной реальности. Более того, благодаря их усилиям, в Высшей школе экономики открылась программа повышения квалификации для начинающих разработчиков. Организаторы уверены, что в скором времени нас ждет новое измерение, в котором люди будут играть, учиться и работать. Тот, кто сейчас его освоит, скорее всего, будет стоять впереди планеты всей.
Их заверения звучат убедительно, но посмотрите вокруг: пока мы не видим бума виртуальной реальности. Прохожие не ходят в полупрозрачных шлемах, а в метро нет пассажиров с коробкой на голове. Однако, как говорят организаторы, все это дело будущего. Их слова подтверждает Валерия Холодкова, которая побывала на крупнейших мировых выставках. По ее словам, инженеры США бегут по этой дороге семимильными шагами. Помимо привычных HoloLense, рынок начинают заполонять модели от небольших компаний. В Китае производители техники выпускают тысячи гаджетов, постоянно пробуя новые технологии, чтобы достичь лучшего результата. Германские компании, такие как Bosch, находят новые применения очкам в производстве. Кажется, будто весь мир пустился в гонку за реальностью, которой нет.
Больше всего предпринимателей волнует вопрос: «Как на этом заработать?». Феномен Pokemon Go показал, что дополненная реальность интересует людей даже больше виртуальной. В нее не нужно погружаться, абстрагируясь от внешних событий - наоборот, в привычный мир врывается то, что от него не ждешь, и это привлекает. Достаточно посмотреть на необычную рекламу Pepsi, установленную на автобусной остановке Лондона.
С дополненной реальностью есть некоторая хитрость: одно дело увидеть выдуманное существо на экране телефона, и совсем другое – надеть очки, которые создадут вокруг вас фантастических тварей так, что вы этого даже не заметите. Представьте, как легко проверить почту, не залезая в планшет, а просто кликнув кнопку над головой. При этом никто, кроме вас, переписку не увидит – это ли не чудо?
Конечно, чудо, но и требует оно совсем иных технологий, нежели VR. Андрей Артищев, создатель мотоциклетного шлема дополненной реальности, говорит, что ограничения всех VR-устройств заключаются в железе, а AR – в оптике. Для создания дополнительного изображения нужно проецировать качественную картинку на линзы очков. По его словам, шлем Livemap, который он представил на выставке, уже умет это делать. Пока Андрей создал только два прототипа, так как еще многое предстоит доработать, но он планирует запустить массовое производство к 2018 году. Мотоциклист в таком шлеме будет видеть метки, подсказывающие дорогу к бензоколонке или ближайшему Макдональдсу, сможет голосом указывать пункт назначения или переключать музыку в плеере. Создатель уверяет, что аналогов его изобретению на рынке нет, а все, что можно найти в интернете – подделки, на которых мошенники пытаются нечестно заработать. Например, разработка прототипа Skully AR-1 оказалась обычной фальшивкой. Ее создатели вставили в обычный шлем Google Glass, выдав это за собственный продукт. Продав крупную партию товара, они купили себе дорогие машины и отправились отдыхать на острова. Теперь им предстоит ответить за это перед судом.
Такие примеры показывают, что публика не готова воспринять сырую технологию. По словам Яны Григорян из Агентства изучения трендов, AR и VR-шлемы станут популярны только к 2020 году, но уже сейчас стоит закладывать фундамент. Одним из укладчиков выступает компания Nozon, которая занимается 3D-графикой. Она создала технологию под названием PresenZ, обрабатывающую объекты в виртуальной реальности. Прелесть ее в том, что с какой бы стороны вы ни взглянули на виртуальный предмет, его качество и красота от этого не поменяются. Фирму вместе с секретной разработкой купила компания Starbreeze Studios, у которой уже есть собственный шлем. Матьё Лабо, выступавший от их имени на конференции, заявил, что издатель планирует запустить сеть игровых клубов, названных IMAX VR. В них посетители смогут поиграть в эксклюзивные для шлема игры по вселенным The Walking Dead и Payday. Первый клуб откроется в Лос-Анджелесе в следующем году. Затем подобные заведения появятся по всему миру. Россия пока не входит в число приоритетных стран, но не исключено, что через год IMAX VR окажется и у нас.
Теперь выглянете в окно, посмотрите на улицу. Вы видите там людей, которые бегут за чем-то невидимым? Если да, не пугайтесь – это ловцы покемонов. Но вы совершенно точно не увидите там мужчин и женщин в странных масках, похожих на съехавший головной убор. Все потому, что разговоры о виртуальной реальности пока так и остаются разговорами. Очень интересными, увлекательными разговорами - но только в залах конференций. В них упоминаются шлемы дополненной реальности, новые игры для IMAX VR и даже инновационные образовательные программы. Станут ли все эти слова реальностью? Посмотрим.