Resident Evil 7 удивлял с самого начала. По тем демоверсиям, что показывали разработчики, стало ясно, что серия скатилась до уровня современных инди-хорроров. Игрок, пытаясь выбраться из мрачного особняка, должен решать головоломки и прятаться от маньяков - стандартная история. Многие уже поверили байке, которую с умом сочинила Capcom. А зря, потому что в ней нет ни слова правды. Resident Evil 7 не похож на P.T. или Outlast - это нечто совершенно новое, то, чего вы точно не ожидаете.
Вся рекламная кампания Resident Evil 7 очень ловко заигрывала с игроками, она ими манипулировала. Capcom, как умелый фокусник, отвлекала внимание зрителей загадкой с отрубленным пальцем, который должен был войти в коллекционное издание, мрачным особняком, стоящим где-то на болотах Луизианы, семьей чокнутых каннибалов и деревянными игрушками в стиле «Настоящего детектива», но все это было лишь ширмой, скрывающей реальное представление, которое начнется, когда вы запустите игру.
Сюжет открывается до смешного банально. Молодой человек по имени Итан получает видеозапись от своей пропавшей девушки, где та, явно измученная, сожалеет, что врала все это время и просит ее не искать. Главный герой как бравый рыцарь на белом коне, вернее на белом маслкаре, плюет на все предостережения и едет на поиски подруги. Следы приводят его к луизианским болотам, на которых стоит полусгнивший обветшалый особняк. Дом выглядит старым и заброшенным, но в округе почему-то горят костры, а на деревьях развешаны человеческие останки. Это не останавливает его, и он входит внутрь.
Девушку герой находит, на удивление, быстро – она мирно спит на грязной койке, а рядом с ней лежит записка, на которой перечислены имена и статусы: «обращен» или «мертв». Напротив имени «Миа Уинтерс» — так зовут героиню – стоит знак вопроса. Времени разбираться нет, вы будите ее и ведете обратно к выходу, как вдруг она пропадает. Тут становится не до смеха. В темноте заброшенного дома слышны невнятные звуки, девушка, которую вы только что вели за собой, исчезла, а из оружия у вас только фонарик и собственная храбрость, которая стремительно убывает.
Когда вы наконец находите Мию, лежащую на полу, то понимаете, что с ней что-то не так. Через минуту она бросается на вас с перекошенным лицом, мертвецким цветом кожи и адской злостью в глазах. Еще через несколько минут вы — юноша, который ехал спасать свою девушку — хватаете топор и рубите ее, что есть мочи, потому что она, обладая нечеловеческой силой, пытается вас прикончить.
Это первый момент, когда Resident Evil 7 отходит от созданного образа и приятно удивляет. Для начала игра не боится быть жестокой: прямо перед камерой обезумевшая Миа отрезает Итану кисть бензопилой, забрызгивая все вокруг кровью. Затем она пугает так, что сердце отбивает чечетку в груди: взбесившаяся бестия гонится за вами по темному подвалу и с легкостью разрезает деревянные двери. Пистолет, который вы в панике не успеваете перезарядить, не помогает. Вообще, кажется, что выхода нет. Так в итоге и оказывается: застрелив подругу, вы попадаете в плен к чокнутым маньякам, которые ужинают человеческими кишками (не девушки ли?) и пытаются скормить их вам. Становится очевидно, что дело дрянь.
Однако тронутая семейка будет далеко не единственным вашим противником. Начав с очень красивой отсылки к Alien: Isolation, когда вам надо, прячась, убегать от злобного старика, Resident Evil 7 ближе к середине возвращается к своим истокам. В узких коридорах, как и раньше, появляются бродячие монстры, состоящие из гнили. Их головы ходят из стороны в сторону, а меж тем умирают они только от попаданий в пасть. Патронов традиционно не хватает, а жуткие твари окружают со всех сторон. Напряжение заставляет буквально съежится на стуле и крепче сжимать мышь. Единственное различие – это вид от первого лица, но его не замечаешь, когда пытаешься отбиться от толпы мертвечины. Тогда, знаете ли, становится не до вида, и это главный признак того, что игра удалась.
При этом всем Resident Evil 7 идеально вбирает в себя то новое, что привнесли в жанр инди-хорроры, и даже больше: она создает на стыке с ними нечто совершенное уникальное, как, например, битвы с боссами. Они не всегда идут по привычному сценарию, когда нужно взять пушку побольше и палить из нее как можно чаще. Иногда это красивая театральная постановка, испытывающая вашу логику. Во время схватки в гараже вы можете выпустить всю обойму в омерзительного старика с лопатой, но он от этого не умрет. Вам нужно додуматься, где найти ключи от машины, залезть в нее и, задавив гада, похоронить его под обломками сварных балок.
В каждой детали Resident Evil 7 видно, что разработчики думали над тем, как сделать игру лучше, и от этого ее интересно проходить. Не просто узнавать историю, но думать над тем, что же произойдет дальше, потому что каждая новая сцена, каждое новое видео, которое вы посмотрите, обязательно вас удивит. Вы думали, что все действие будет происходить в доме? Ничего подобного. Предполагали, что предстоит играть за одного персонажа? Опять неверно. Сюрпризы, которыми одаривает игра, появляются до самого конца и не перестают бить по самому больному – любопытству.
Проблема в том, что это любопытство постоянно сопряжено со страхом. Те, у кого слабая нервная система, просто не смогут в это играть, потому что страх возникает не из-за внезапных звуков и лопнувших шариков, а из-за умелой, очень тонкой режиссуры. Например, вы, плывя в грязной жиже, чувствуя, что вот-вот должно произойти что-то неладное, вдруг замечаете перед собой всплывающую полусгнившую голову с мутными глазами. Перенести подобное сможет не каждый.
Главное достоинство Resident Evil 7 в том, что это по-настоящему новая игра. Точно так же, как четвертая часть в 2005 году переизобрела концепцию, став одной из лучших игр в серии, так и седьмая повторяет этот фокус. Она щелкнула по носу всем современным инди-хоррорам, показав, как нужно создавать атмосферу ужаса и напряжения. Сохранив все отличительные черты, все еще гоняя кровь оригинального Resident Evil по своим жилам, седьмая часть преобразилась, помолодела и стала новым лицом сериала, в которое одновременно интересно и страшно смотреть.