Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 15 Сентября 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 26 Июня 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 14 Марта 2023 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 29 Ноября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 13 Сентября 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Августа 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 6 Июля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Мая 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 4 Апреля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке
0 15 Марта 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 24 Февраля 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 20 Января 2022 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 17 Декабря 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 22 Октября 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 25 Августа 2021 Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Июля 2021 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

Восемь историй из жизни Любови Орловой

29 января исполняется 115 лет со дня рождения легендарной советской актрисы.
29 января 2017 0
Любовь Орлова
Любовь Орлова

Любовь Орлова была действительно всенародно любимой актрисой: ее знали все в СССР, от мала до велика, ею восхищались все – от землепашцев и шахтеров до самого «вождя народов». И при жизни, и после смерти личность Любови Орловой была окутана слухами и легендами: и дворянское происхождение, и браки по расчету, и несносный характер, и пластические операции, которые оплачивал Чарли Чаплин, и еще множество домыслов. Сегодня мы собрали для вас восемь историй из жизни Любови Орловой, которые в интервью журналу «Семь дней» рассказали ее родные и друзья семьи ее мужа, Григория Александрова.


Комплимент от Шаляпина

По воспоминаниям Нонны Голиковой, племянницы Любови Орловой.

Семейная легенда гласит, что Любовь Орлова и ее сестра Нонна по отцу происходили из тех самых знаменитых графов Орловых, а мать – из старинного рода Сухотиных, которые состояли в родстве с Толстыми. В свое время в их дом бывал сам Федор Шаляпин – и именно он, посмотрев на выступление маленькой Любы на детском празднике, разглядел талант в девочке, сказав ей: «Ты будешь большой актрисой!» Как и многие дворянские семьи, в 1917 году Орловы оказались в тяжелом положении. Глава семейства не уставал повторять: «Как хорошо, что я успел проиграть в карты три наших имения!» Действительно, Орловы и выжили-то только благодаря тому, что отбирать у семьи было нечего. Они поселились в тихом Воскресенске, завели корову. В анкетах сестры Люба и Нонна стали писать, что происходят «из интеллигенции» - чтобы никто не смог придраться. Каждое утро они в больших и тяжелых бидонах возили молоко в Москву, чтобы продавать. Именно тогда от физической работы у Любы начали болеть руки – из-за этого она затем всю жизнь она мучилась с суставами. Уже когда она стала актрисой, она просила костюмеров сшить ей платье с длинными рукавами или предусмотреть перчатки: она очень не хотела лишний раз показывать кисти рук.


Свою артистическую карьеру Любовь Петровна начала с поступления в консерваторию. Правда, окончить ее не сумела – слишком трудно было совмещать занятия и работу по дому. В начале 1926 году, когда ей было 24 года, Орлова вышла замуж за Андрея Берзина, занимавшего должность в Наркомземе. У него была большая квартира в Хохловском переулке, и он предоставил супруге возможность прямо дома брать уроки вокала, танцев и актерского мастерства. Однако в 1929 году Берзина арестовали по делу Трудовой крестьянской партии и сослали в Казахстан. Орловой и ее родным пришлось переехать в коммунальную квартиру. К тому времени Любовь Петровна стала ведущей актрисой Музыкального театра под руководством Немировича-Данченко и делала первые шаги в кинематографе. По воспоминаниям всех, кто ее знал в то время, Любовь Петровна умела произвести впечатление: изящная, с точеной фигуркой, с мягким, глубоким голосом, но при этом в ней всегда ощущался внутренний стержень, она знала, чего она хочет добиться и как.

В 1932 году у Любови Петровны случился серьезный роман с австрийским импресарио по имени Франц. Он обещал Орловой, что он увезет ее в Европу и сделает из нее кинодиву европейского масштаба. Именно тогда у Любови Петровны впервые появилась машина с шофером, и, по воспоминаниям близких, поначалу она сильно стеснялась этого и старалась пользоваться услугами водителя как можно реже, но постепенно вошла во вкус, хотя и не рассказывала налево и направо о том, что может себе это позволить. Кто знает, чем бы закончился роман Орловой с Францем, если бы она не встретила Григория Александрова. После фильмов «Веселые ребята» и «Цирк» Александров сказал: «Я нашел свое режиссерское счастье!» И ведь не только режиссерское – они поженились в 1933 году и были вместе на протяжении 42 лет, до самой ее смерти в 1975 году.


Гарбо-Орлова

Любовь Орлова/ Фото: Собрание Александра Добровинского

Любовь Орлова/ Фото: Собрание Александра Добровинского

По воспоминаниям Ивана Лукашева, военного переводчика и друга семьи Александровых.

Именно Григорий Александров придумал перекрасить Орлову в блондинку и привел к ней парикмахера, который придал Любови Петровне облик голливудской кинодивы. Ведь Александров знал, как должна выглядеть кинозвезда! В СССР были очень популярна легенда – и, кажется, отчасти правдивая – о романе Александрова с легендарной Гретой Гарбо. Это случилось в конце 1920-х, во время его стажировки в Голливуде. За счет киностудии им с Сергеем Эйзенштейном и Эдуардом Тиссэ сняли небольшую виллу для проживания, но, когда Григорий сумел завоевать расположение великолепной мадам Гарбо, товарищи проявили деликатность и съехали. Александров и Гарбо некоторое время жили на вилле наедине. Правда, их роман получился скоротечным – в 1930 году Александрову пришло время возвращаться в СССР. На память о том, что между ними было, Грета Гарбо подарила Григорию Васильевичу свою собственноручно подписанную фотографию: «To my only love Grigoriy. Hollywood, 1930». Причем надпись была сделана губной помадой.

Однако главной женщиной в жизни Григория Александрова стала Любовь Орлова, из которой он сам сумел сотворить кинозвезду не хуже Греты Гарбо.


Агенты советского влияния

По воспоминаниям Ивана Лукашева, военного переводчика и друга семьи Александровых.

В то время как весь народ СССР с трудом представлял, что там происходит за «железным занавесом», у Орловой с Александровым были постоянно действующие загранпаспорта. Они запросто летали то во Францию, то в Швейцарию, то еще куда-то. Александрову такой паспорт оформили еще в конце двадцатых годов, когда он стажировался в Голливуде, а Любовь Петровна начала выезжать во время работы над фильмом «Весна», ведь съемки проходили на киностудии «Баррандов» в Чехословакии.

Однако Орлова и Александров вовсе не были агентами КГБ. На самом деле, как пишет в своих воспоминаниях советский разведчик Павел Судоплатов, это называлось иначе – «агенты влияния». Пользуясь особым доверием органов, такие люди выполняли поручения по внедрению советских шпионов в европейскую элиту. Попасть туда без рекомендаций было нельзя, а Орлова и Александров, благодаря дружбе с Чарли Чаплином, считались там своими. Кстати, по поводу Чаплина – они были очень дружны с ним и его семьей. Часто они гостили у Чаплина целыми месяцами. Чаплин даже помог им завести собственные счета в заграничных банках: чтобы все оставалось в тайне от советского руководства, знаменитый американский актер стал поручителем их вкладов. Также у Александрова была на всякий случай куплена квартира во Франции – в Париже, у Булонского леса. По известным соображениям он хотел быть готов к любому повороту событий.

В СССР у Александрова и Орловой был дом и гектар земли в элитном поселке во Внуково. Дом был построен по собственному проекту Александрова – по образу той самой виллы, в которой он некоторое время жил с Гретой Гарбо в Америке. В жизнь идею воплощал шведский архитектор, и дом получился совершенно не похожим на те, что были по соседству (пусть даже вокруг и жили только кинозвезды и видные деятели партии). Например, в доме Александрова был кинозал: в гостиной одну стену заштукатурили и оставили пустой, таким образом получился киноэкран – кинопроектор стоял тут же, в гостиной, всегда готовый к работе. На крыше террасы дома имелась танцплощадка с маленькой эстрадой для оркестра. Правда, там почти никогда никого и не было: Любовь Орлова не любила гостей. В их квартире и на даче все было только для двоих: маленький диванчик, два кресла, маленький столик, комнат для гостей не предусмотрено, только две спальни, каждая со своим камином. Даже единственного сына Григория Александрова Дугласа (Василия), когда тот приезжал к отцу во Внуково, поселила в тесном чулане, который использовали как комнату для прислуги.


Опасные шутки Сталина

По воспоминаниям Ивана Лукашева, военного переводчика и друга семьи Александровых.

После выхода фильма «Волга-Волга» Любовь Орлова стала любимой актрисой Сталина, однако, несмотря на это, она с супругом постоянно жила в страхе. Лаврентий Берия откровенно говорил Любови Петровне, что терпеть не может людей, которые имеют влияние на «вождя народов», и считал, что от таких лиц его следует оградить. И действительно, однажды за Григорием Васильевичем среди ночи, как всегда, без объяснения причины, приехал «черный воронок». Орлова тут же бросилась к телефону – ведь у них даже дача была поставлена на прямую связь с Кремлем. «Воронок», в котором везли Александрова, не доехав до Лубянки, вернулся обратно. Тогда же Иосиф Виссарионович заверил Орлову, что лично посоветовал Берии больше их не трогать. Однако Григорий Александров с тех пор и до самой смерти Сталина держал наготове так называемый «арестный чемоданчик». И не прошло и двух лет, как ему снова пришлось его доставать.

Ночью «воронок» забрал Григория Васильевича и куда-то увез. Орлова, пытавшаяся дозвониться до Сталина, сделать ничего не смогла: на том конце попросту не брали трубку. Александров, прощаясь с жизнью, пытался разглядеть сквозь щелочку между шторок, на какой пустырь его везут, но видел только улицы, а потом и вовсе подземный гараж. Его вывели из машины, не церемонясь, повели по тусклому коридору, втолкнули в какую-то комнату, а там – Сталин. Оказалось, они сейчас в Кремле. Сталин поприветствовал Александрова без улыбки и кивнул на конверт на своем столе: «Вы ведете переписку с иностранцем в военное время. За это полагается расстрел». Григорий Васильевич мысленно попрощался с женой и жизнью. Но тут Иосиф Виссарионович улыбнулся: «Не бойтесь, я шучу. Вам ваш друг Чарли Чаплин письмо с оказией прислал. Вот оно, читайте». Оказывается, посол США накануне встречался со Сталиным и привез в Союз письмо от Чаплина Александрову и Орловой.

В другой раз Сталин «пошутил» на кремлевском приеме, куда Александров с Орловой приехали прямо со съемок, не успев толком отдохнуть. Любовь Петровна выглядела сонной, и от глаз Сталина это не утаилось: «Любочка, вы плохо выглядите… Товарищ Александров! Если вы будете так перегружать свою жену работой, мы вас расстреляем», - и ласково улыбнулся, в то время как у Александрова на лбу выступил холодный пот.


Желто-оранжевые занавески

По воспоминаниям Нонны Голиковой, племянницы Любови Орловой.

Любовь Петровна много ездила по стране, подчас выступая с двумя концертами в день, хотя ей были противопоказаны такие нагрузки из-за болезни Меньера. Это врожденное заболевание внутреннего уха, которое проявляет себя приступами головокружения, когда человеку трудно даже устоять на ногах, не то что сделать пару шагов. У Орловой приступы случались спонтанно, но очень часто спровоцировать их могли внезапно включенный ярким свет или бросившийся в глаза желто-оранжевый цвет.

Однако, как назло, в 50-х желто-оранжевый цвет в интерьере как раз был «в тренде», и во многих гостиницах номера класса «люкс» были оформлены именно в такой цветовой гамме. Именно поэтому помощник Любови Орловой перед ее заселением в гостиницу специально приезжал туда заранее и менял от греха подальше имеющиеся гардины на плотные черные – даже если актриса оставалась в номере всего на пару часов. Сама Любовь Орлова очень стеснялась просить персонал гостиницы заранее менять шторы, говоря: «Как я могу диктовать гостинице цвет занавесок? Скажут, что это мои сумасшедшие капризы!»


Убийство с помощью роз


По воспоминаниям Нонны Голиковой, племянницы Любови Орловой.

В 1952 году на Любовь Петровну было совершено изощренное покушение. Произошло это в одном из приграничных городов Западной Украины, где в то время были особенно сильны антисоветские настроения. Орлову воспринимали как символ советского кино, она была любимой актрисой «вождя народов», поэтому, если невозможно было дотянуться до Сталина, злоумышленники решили навредить ей.

Тогда, после одного из выступлений, Любови Орловой принесли очень необычный букет: между белых-белых роз, в серединке, находились четыре черные розы – не засушенные, а именно живые, но черные. В гримерке Орловой подсказали, что, видимо, кто-то послал ей траурный букет. Рассматривая их ближе, Орлова вытянула черные розы и уколола пальцы. Вечером того же дня она резко почувствовала себя плохо. Осмотревшие ее врачи обнаружили воспалившиеся раны на руках и поняли, что шипы роз – и сами цветы – были пропитаны ядом. Узнав о случившемся, Сталин распорядился доставить Орлову в кремлевскую больницу на улице Грановского. Специально для нее из Великобритании в СССР вылетел специалист по нейтрализации ядов. Любови Петровне пришлось сделать несколько переливаний крови, чтобы ее состояние улучшилось.

Поиски виновных так ни к чему и не привели – возможно, человек, вручивший Орловой отравленный букет, уехал из СССР тогда же, хорошо заметя следы. После этого случая Любовь Орлова принимала подарки от незнакомых только через посредников, а когда ее машина проезжала через толпу, то пригибалась или ложилась на сиденья, чтобы избежать возможного покушения.


Сложные отношения с Дугласом

По воспоминаниям Ивана Лукашева, военного переводчика и друга семьи Александровых.

До встречи с Любовью Орловой у Григория Васильевича была другая жена, Ольга Иванова. Именно она родила ему единственного сына, Дугласа. Почему Александров дал такое странное имя своему сыну? Так вышло из-за обещания Григория Васильевича американскому актеру Дугласу Фэрбенксу. Когда тот был с визитом в СССР в 20-е годы, он, высмеивая модную тогда манеру давать детям «индустриальные» имена, пошутил над сопровождающим его Александровым, у которого жена в то время была беременна: «Григорий, как ты своего сына назовешь? Трактором?» Обиженный «западник» Александров ответил: «Нет, Дугласом, в честь тебя!» И выполнил обещание, обеспечив сыну, впрочем, сложную судьбу, никак не «голливудскую».

В 1929 году Григорий Александров уехал на полугодовую стажировку в Голливуд, которая, впрочем, растянулась на три года. В то время, пока режиссер проводил время с Гретой Гарбо, Ольга Иванова тоже нашла ему замену – актера Бориса Тенина. Когда Григорий Васильевич вернулся в СССР, ему пришлось тут же развестись, оставив маленького Дугласа на попечении матери. Та, однако, создав семью с Тениным, поняла, что Дуглас для нее стал совершенно чужим, и отдала ребенка в детский дом. Григорий Александров знал об этом, но сделать ничего не мог: Любовь Орлова не хотела видеть детей в доме и тем более заниматься их воспитанием, а он был вечно занят съемками. Только когда Дуглас стал подростком, Александров стал активнее участвовать в его жизни и помог ему получить профессию кинооператора. Во время войны Дуглас снимал хронику на передовой, а в 1949 году сыграл небольшую роль американского офицера в фильме «Встреча на Эльбе».

Когда юный Дуглас стал жить с Орловой и Александровым, Любовь Петровна оказывала молодому человеку покровительство, хотя и никогда не относилась к нему как мама – скорее, как опекун. Когда Дуглас сообщил ей о желании жить отдельно, Орлова помогла ему найти квартиру и наняла ему домработницу Галину. Домработницы у Любови Петровны были всегда, потому что сама она почти не умела готовить и вообще не любила заниматься хозяйством. Для пасынка она специально искала по рекомендации знакомых трудолюбивую девушку, но не могла себе представить, что в конце концов Дуглас влюбится в нее. Узнав о том, что юноша решил жениться на домработнице, Орлова поставила ему ультиматум: либо он бросает прислугу и остается в «звездном» свете семьи, либо женится и навсегда пропадает из ее круга общения. Григорий Васильевич, несмотря на мольбы сына о благословлении, сказал, что Любовь Петровна права. После этого Дуглас еще много лет не разговаривал с отцом – только после смерти Орловой Александров решил проведать своего внука Гришу, сына Дугласа и Галины.

Есть и другая «трактовка» конфликта Дугласа и Любови Орловой. По слухам, великая актриса выгнала пасынка вовсе не из-за того, что тот вступил в «неравный» брак, а из-за того, что тот в их отсутствие в СССР устроил в квартире гулянку, хотя обещал ей никогда ничего такого не делать. Возможно, ребята испортили какие-то вещи, но, скорее всего, Любовь Петровна так резко отреагировала именно на то, что Дуглас нарушил слово, потому что сама она всегда держала обещания.


Смерть

Любовь Орлова ушла из жизни 26 января 1975 года от рака поджелудочной железы. Незадолго до своей смерти, 23 января, она позвонила Григорию Васильевичу из больницы и попросила приехать. В тот день Александров навестил ее, но, едва успел вернуться домой, снова раздался звонок – от нее, нужно приехать снова. Он сразу же поехал обратно. Когда Григорий Васильевич вбежал к жене в палату, ей хватило сил только сказать: «Как вы долго!» Говорят, что это был единственный упрек, который Любовь Орлова произнесла в сторону мужа за все их 42 года жизни вместе! После этого она потеряла сознание и скончалась, не приходя в сознание.

По материалам журнала «Семь дней» от 2013 года.



Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями