Сегодня могло бы исполниться 89 лет Вячеславу Васильевичу Тихонову - легендарному советскому актеру, благодаря которому на свет появились, пожалуй, одни из самых глубоких, многогранных и сильных персонажей мирового кинематографа XX века. В нашем материале - история его творческого становления, которая, несмотря на внешнюю холодность и отстраненность актера, была тесно связана с личной жизнью и людьми, которые окружали Вячеслава Тихонова.
Вячеслав Васильевич Тихонов родился 8 февраля 1928 года в городке Павловский Посад в Московской области, в семье воспитательницы детского сада и директора ремесленного училища. В детстве он очень любил мастерить и чинить, так что отец, работавший когда-то механиком на ткацкой фабрике, с удовольствием обучал сына премудростям мужских занятий. В то же время маленький Тихонов, как и все ребята, часами пропадал с мальчишками на улице, играл, гонял мяч, но заводилой и хулиганом не слыл – всегда держался воспитанно, заступался за младших, если вдруг кто совсем заигрывался. В детстве, с примера дяди, работавшего артистом, маленький Слава впервые задумался о том, что значит быть актером, «когда тебя на большом экране в кино показывают».
Однако в 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, 13-летний Вячеслав Тихонов перестал думать всерьез об актерстве. В их школе был размещен военный госпиталь, и отец Славы, Василий Тихонов, отправил его в ремесленное училище, рассудив, что парню в отсутствие школьных занятий и в разгар войны самое время полезную профессию получать, а не по улицам болтаться.
Учеба в училище, а потом и работа токарем по металлу не представляли для Вячеслава Тихонова никакой сложности, ведь он с детства любил работать руками и к тому же хорошо разбирался в технике. Во время войны он вместе с другими своими ровесниками заменял на военном заводе ушедших на фронт рабочих. Тогда же, как рассказывали его близкие, будущий актер, во-первых, встретил загадочную девушку Юлю, любовь к которой пронес через всю жизнь, а во-вторых, всерьез «заболел» кинематографом. После смены Слава с друзьями часто ходили в городской кинотеатр «Вулкан», где крутили «героические» духоподъемные ленты. Его любимыми героями были Чапаев в исполнении Бориса Бабочкина, Александр Невский, сыгранный Николаем Черкасовым, а также Михаил Жаров и Петр Алейников – главные советские актеры того времени. Позже в интервью Тихонов признавался, что те люди «с большого экрана» и были теми, кто буквально «потащил» его в искусство. Вячеслав Тихонов, раз за разом устраиваясь на сиденье кинотеатра и пересматривая фильмы, которые он уже несколько раз видел, представлял, как бы он сыграл эту роль, почему он верит или не верит тому актеру. Говорят, даже во время смены на заводе он иногда заводил разговор о кино, цитируя ту или иную фразу из фильмов и спрашивая товарищей, получилось ли у него передать эмоцию героя.
Мечтал Вячеслав Тихонов о кино в то время втайне. Родители по-своему смотрели на будущее сына: отец видел в нем талантливого инженера – без работы с такой профессией никогда не останешься, мать же хотела, чтобы он шел учиться в сельскохозяйственную академию – перспективы были большими. В итоге в 1944 году Вячеслав Тихонов все же послушался отца и поступил на нулевой курс Автомеханического института. Но уже 1945 году он, никому не сказав ни слова, пришел на вступительные экзамены во ВГИК. Разумеется, он провалился: никакой подготовки, кроме подражания увиденному на экране, у него не было. И тем не менее будущему актеру помог счастливый случай: присутствовавший на экзаменах известный актер Борис Бибиков, как раз тогда набиравший курс вместе с Ольгой Пыжовой, подозвал Вячеслава Тихонова после прослушивания и сказал, что видит в нем рвение к актерской профессии и поможет развить его талант, но тот должен пообещать, что будет серьезно относиться к актерству. Вот так Тихонов и попал во ВГИК – благодаря тому, что в него поверили, и он дал слово оправдать надежды преподавателя и в то же время воплотить свои мечты.
Узнавшие обо всем постфактум родители, конечно, не были в восторге от выбора сына. Вячеслава Тихонова поддержала его бабушка, убедив родителей, что он либо сам убедится в неправильности своего выбора и вернется к обучению на инженера, либо же действительно станет актером, как он сам того хочет.
Что касается девушки Юли, о которой никому ничего не известно, кроме имени и того, что у нее с Тихоновым была «большая первая любовь», она любимого якобы поддержала, так что Вячеслав даже тогда решил поскорее отучиться, начать работать и жениться на ней. Но этим планам – если они вообще были – не суждено было сбыться.
Дебютом Вячеслава Тихонова в кино стала роль в ленте Сергея Герасимова «Молодая гвардия», где ему досталась роль Володи Осьмухина. Герасимов с большой ответственностью подошел не только к выбору актеров (в фильме не было ни одного «случайного» человека), но и к подготовке к съемкам: он сам работал с выбранными артистами над характерами героев, помогал им понять своих персонажей и много репетировал с ними, воссоздавая «среду» фильма. Благодаря такой тщательной проработке лента стала явлением в советском кинематографе тех лет, обеспечив блестящий дебют целой плеяде молодых талантов.
На съемках «Молодой гвардии» 19-летний Вячеслав Тихонов познакомился с Нонной Мордюковой, которой в то время было 22 года. Он очень долго не замечал Нонну, и та шла на всяческие ухищрения, чтобы «холодный красавец» обратил на нее внимание. Их головокружительный роман протекал быстро, однако еще до 1950 года, когда родился их единственный ребенок, сын Владимир, оба поняли, что с браком они поспешили. Любопытно, что даже Борис Бибиков, узнав, что Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов поженились, очень удивился, отметив, что их даже как актеров было сложно настроить на работу друг с другом.
«Я сразу поняла, что он мне активно, трагически не нужен. Но ребенок уже появился, и мы по христианскому обычаю стали жить вместе. Вернее, не жить, а мучиться - ни ему домой не хотелось, ни мне... Развивалась наша семейная жизнь коряво. Всегда в долгах как в шелках, еле перебивались от зарплаты до зарплаты... Наш брак был готов рассыпаться уже через год... Но расходиться в то время было как-то не принято, да и стыдно. Воспитание!», - вспоминала Нонна Мордюкова.
Тем не менее, в браке Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов прожили больше десяти лет. Существует две версии, отчего они все же решили развестись. Согласно словам самой Нонны Мордюковой, она увлеклась Василием Шукшиным, с которым они вместе снимались в фильме «Простая история». Вскоре после смерти матери, отговаривавшей Нонну от развода с Тихоновым, она сама предложила мужу оформить развод:
«Трудное было для меня время. Вася был со всеми одинаков, а я хотела, чтобы он почаще бывал со мной. И, не отрываясь, следила за каждым его жестом, ловила каждое его слово. Слава богу, роль у Васи была небольшая, и он недолго пробыл в экспедиции. Острый, болезненный для меня момент прошел благополучно. Как трудно иногда бывает нам, женщинам, когда есть муж, сын, а в тебе молотком стучит воспоминание о ком-то другом…», - вспоминала об этом Мордюкова.
Другая версия, рассказанная другом Тихонова Григорием Чужим, намного «острее»:
«Летим в Москву – Славе нужен был загранпаспорт, одежда и т.д. Переночевать собирались у них с Нонной Мордюковой, а на рассвете вылететь в Чехословакию. Поскольку ключи от московской квартиры Слава забыл в Гаграх, мы позвонили в дверь, но нам не открывали. Сели мы со Славой на ступеньки – ждем. Тут соседка: «А вы звонче звоните! Нонночка дома. У нее гости». Звоним настойчивее - глухо! Тогда Слава говорит: «А теперь я уж точно не уйду отсюда всю ночь». Не оставлять же его одного! Опускаемся опять на ступеньки, курим... Через час открывается дверь, на пороге – улыбающийся кавказец. Нонна провожает его в накинутой на голые плечи шали, обнимает, целует и что-то шепчет на ухо. Но тут, увидев нас со Славой, бледнеет. Слава молча проходит в квартиру, собирает вещи и так же молча выходит. Так и закончился брак Тихонова с Мордюковой».
Сам Вячеслав Тихонов после развода ничего и никому не рассказывал о Нонне Мордюковой и их семейной жизни – сор из избы он не выносил и не терпел, когда другие начинали копаться в «пыли». С момента развода они с Мордюковой не общались очень долго, даже на похоронах сына Владимира, умершего в 1990 году от передозировки наркотиков, не обмолвились ни словом. В 2008 году, незадолго до своей смерти Нонна, однако, позвонила Тихонову, чтобы попросить прощения. По словам близких актера, их разговор длился недолго, однако они друг друга легко простили. Что касается Владимира Тихонова, то Вячеслав Васильевич до конца жизни винил себя в его смерти: ему казалось, что это он не досмотрел за сыном и обделил того вниманием, из-за чего его ребенок стал «искать удовольствие» от жизни не там, где следовало бы.
А что же та самая загадочная Юля? Говорят, она отпустила Вячеслава Тихонова к Нонне Мордюковой, потому что не хотела мучить ни его, ни себя – было совестно, что к ней в Подмосковье приезжает мужчина, у которого вот-вот родится ребенок. После развода с Мордюковой Вячеслав Тихонов возобновил общение с Юлей, но, все же, ему пришлось удалиться, так как у нее была своя семья, а ему нужно было работать и растить сына. В 2000-х, на закате жизни, они снова начали созваниваться, сбираясь встретиться и поговорить по душам, но не успели. Официальных упоминаний о Юле нет в биографии Вячеслава Тихонова – возможно, это, все же, вымышленная девушка или даже простой «отголосок» первой любви, который журналисты протянули через всю жизнь великого актера. Однако, зная, как сложилась судьба актера, очень хочется верить, что эта Юля была в его жизни.
ВГИК Вячеслав Тихонов окончил в 1950 году (как раз после рождения сына) – с отличием и с массой рекомендаций от педагогов. Однако несмотря ни на участие в «Молодой гвардии», ни на хорошие отзывы, Тихонов почти десять лет не появлялся в кино из-за отсутствия интересных предложений. Как вспоминал сам актер, режиссеры, к которым он обращался, обычно смотрели главным образом на его «романтическую» внешность и давали схематические роли, даже не думая о возможности дать актеру проявить себя. Переломный момент в судьбе Вячеслава Тихонова наступил в 1957 году, когда режиссер Станислав Ростоцкий позвал его на съемки ленты «Дело было в Пенькове». Ростоцкий, разглядев в нем талант к многогранным, сложным ролям, специально дал Тихонову роль тракториста Матвея Морозова – «простого советского парня», который благодаря актеру, разбавившему обыденность и «клишированность» образа романтизмом и индивидуальностью, стал интереснее, умнее и сложнее.
После 1957 года Тихонова стали приглашать в интересные фильмы, и он раз за разом удивлял и зрителей, и режиссеров, и критиков. В картине 1958 года «Чрезвычайное происшествие» Виктора Ивченко ему досталась роль одесского матроса Райского, оказавшегося на захваченном чанкайшистами танкере «Полтава» (в основу фильма легли реальные события). Тихонов в буквальном смысле «обманул» зрителей, сначала заставив поверить в простоту и слабость своего героя, а потом – как это бывает и в жизни, между прочим – явив и своим экранным врагам, и зрителям умного, дальновидного, знающего свою силу моряка. Зрители рукоплескали Вячеславу Тихонову и признавали в нем не только актера невероятного таланта, но и «своего человека» - путь в истинно народные артисты был открыт (формально это звание он получит только в 1974 году). После «Чрезвычайного происшествия» Вячеслав Тихонов, уже будучи приглашенным самими режиссерами актером, сыграл множество значительных – и, что важно, разноплановых – ролей в картинах «Майские звезды», «На семи ветрах», «Жажда», «Мичман Панин», «Две жизни» и «Оптимистическая трагедия».
Вскоре Сергей Бондарчук позвал Вячеслава Тихонова в свою киноэпопею «Война и мир». Друзья и близкие актера рассказывали, что к роли Андрея Болконского Тихонов подошел очень ответственно, он буквально «заболел» ею: постоянно перечитывал роман Льва Толстого, много думал о том, каким должен быть его князь Болконский, как передать то чувство, которое зарождается в душе князя, когда он встречается с Наташей Ростовой… Однако то, что получилось на выходе серии фильмов, Вячеслава Тихонова сильно разочаровало. Уже на стадии монтажа Сергей Бондарчук, обсуждая с Тихоновым картину, выказал предположение, что, по его мнению, он не соответствовал роли князя Болконского. После премьеры «Войны и мира» Вячеслав Тихонов, пообщавшись со знакомыми критиками, которые были недовольны его работой в экранизации, сделав собственные выводы из увиденного и услышанного, задумался о том, чтобы оставить кино. Большое потрясение от неудачной роли, которой он горел и жил, втянуло Вячеслава Тихонова в творческий кризис. И, возможно, мы бы не увидели его Штирлица, если бы не Станислав Ростоцкий. В то время он работал над сценарием к фильму «Доживем до понедельника» и, готовясь к съемкам, оставил главную мужскую роль Тихонову, который, однако, упорно его приглашения игнорировал. История умалчивает, каким способом Ростоцкий заставил Тихонова взяться за роль учителя истории Ильи Мельникова (говорят, имел место даже ультиматум «либо снимаю – либо, как ты, брошу все и пойду копать картошку»). Однако факт: в 1970 году Вячеславу Тихонову за блестящую игру в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» была присуждена Государственная премия СССР.
Вдова Сергея Бондарчука актриса Ирина Скобцева вспоминала о Вячеславе Тихонове:
«За четыре года съемок у Бондарчука Тихонов прошел такую актерскую школу, которая помогла ему сыграть и в «Доживем до понедельника», и в «Семнадцати мгновениях...». Слава был из породы самоедов, все время в себе сомневался, ему нужна была поддержка режиссера. Он говорил Бондарчуку: «Какой из меня князь, посмотри на мои рабочие руки». А Бондарчук подсказывал: «Будешь играть в перчатках». Актеры не то что не знали, как мундир носить, никто не умел носить лосины. Поэтому их надевали влажными, чтобы не сборились... Через несколько лет Бондарчук вновь встретился с Тихоновым на картине «Они сражались за Родину». И снова Слава проявил дотошность в работе. Он с кондачка играть не мог. Его дочка рассказывала мне, что вначале не могла понять, почему папа стал заикаться. Оказалось, он дома заикался, чтобы вжиться в образ своего героя Николая Стрельцова. Слава был глубоким, хорошим человеком, но, по-моему, очень одиноким...».
Как вспоминали друзья Вячеслава Тихонова, он всю жизнь был страстным болельщиком: всегда смотрел хоккейные и футбольные матчи, любил клуб «Спартак», а еще увлекался зимней рыбалкой. В 1968 году, уже будучи сорокалетним, он познакомился с преподавательницей французского языка Тамарой, которая консультировала его во время озвучки фильма «Мужчина и женщина» Клода Лелуша. Тамара была замужем, но оставила свою прежнюю семью ради брака с Тихоновым. Уже в 1969 году у них родилась дочь Анна, впоследствии так же, как отец, ставшая актрисой, а потом и кинопродюсером.
О второй жене Вячеслава Тихонова и сейчас ходит множество слухов, причем зачастую не слишком приятных, даже чтобы о них писать. Как отмечали друзья семьи Тихоновых, Тамара была такая же тихая и сдержанная, как сам Вячеслав. Однако вместо семейной идиллии она организовала свой «матриархат» в семье, так что муж отчитывался ей не только о том, какие роли ему предложили, но и о том, с кем ему предстоит играть любовные сцены, так как она сильно ревновала его. Дочь Анна, когда отец состарился, хоть и поддерживала его, но в то же время жестко контролировала его дела, запрашивая у СМИ большую плату за интервью с Вячеславом Тихоновым и самостоятельно решая, где ему сниматься, а где – нет. Под контролем были и встречи Тихонова с сыном от Мордюковой, когда тот был еще жив: по словам друзей, и Тамара, и Анна запрещали актеру видеться с «бывшим» родственником и тем более помогать ему. В то же время, уже по другим слухам, именно в Тамаре Тихонов нашел свое счастье, и они жили душа в душу на протяжении всей жизни, а дочка Анечка была его отрадой. В подтверждение и первой, и второй версий есть свои рассказы друзей и близких, с разных сторон и разной степени дальности. К концу жизни Вячеслав Тихонов оставил квартиру в Москве жене и дочери, а сам поселился на даче, которую он построил на Николиной Горе (по собственному проекту, «как у Штирлица»), очень радовался, когда Анна привозила ему внуков, двойняшек Славу и Гошу, рыбачил, смотрел по телевизору хоккей и футбол и, по словам его знакомых, «никак не мог смириться с тем, что жизнь подходит к концу»…
Но это было гораздо позже. В 1973 году Татьяна Лиознова пригласила Вячеслава Тихонова на роль разведчика «под прикрытием» Максима Исаева/ Макса Отто фон Штирлица. Эта роль стала триумфом Тихонова, она утвердила за ним славу всенародно любимого актера и закрепила его имя в списке великих актеров СССР. Тихонову удалось создать живой, сложный характер, за которым было интересно наблюдать. Для раскрытия образа Штирлица он применил все свое актерское мастерство: умение «держать» крупные планы, показывая насыщенную внутреннюю жизнь персонажа, точность и лаконизм жестов и мимики, тонкий психологизм и игру на подтекстах, едва заметную смену настроений и так далее. Именно роль Штирлица целиком раскрыла талант Вячеслава Тихонова: его сложный, многогранный герой на протяжении всех серий показывал свою «двойственность» и скрытые качества характера.
Следующие роли Вячеслава Тихонова были не менее сильными, но, скорее, статусными, как это сейчас принято называть. Он сыграл в картине «Они сражались за Родину», «Фронт без флангов», «Белый Бим Черное ухо» (за которую был награжден Ленинской премией), «ТАСС уполномочен заявить...», «Европейская история», «Бесы» и «Утомленные солнцем», «Сочинение ко Дню Победы» и многих других лентах. После 2000 года Вячеслав Тихонов уже почти не снимался. Одни считают, что к этому привели разлад в семье и ухудшение здоровья (в 2002 году Тихонов перенес инфаркт миокарда), другие – что виноват контроль дочери… Его последним появлением в кино стала роль Бога в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» (2006).
К началу 2000-х умерли все его друзья: Станислав Ростоцкий, Юрий Никулин, Николай Крючков… В редких интервью со СМИ Вячеслав Тихонов сетовал, что в старости друзей уже не найдешь, а умерших не вернешь, и «остается только идти дальше». Он с удовольствием вспоминал, как они рыбачили вместе, как рассказывали друг другу байки из актерской жизни. Отдельного упоминания всегда заслуживала собачка Степка, которую к дому Тихонова подбросили еще щенком – по словам актера, она всегда была рядом с ним на рыбалке, и всегда по-своему, «по-собачьи», радовалась, когда «клевало». Умерла Степка за два года до смерти самого Тихонова - он тогда говорил, что ушел из жизни еще один его друг.
Умер Вячеслав Тихонов в 2009 году в возрасте 82 лет. В ЦКБ он поступил еще 28 ноября с сильными болями в сердце. Врачи надеялись, что несложная операция на сосудах, проведенная 3 декабря, стабилизирует состояние актера, однако, напротив, ему стало хуже. В реанимации у него отказали почки, затем – легкие, и, не приходя в сознание, он скончался днем 4 декабря. Как отмечал затем лечащий врач Тихонова, кардиолог А. Леонов, причиной смерти стала не только старость, но ее приближение ускорили и одиночество, в котором его оставили, и отсутствие должного ухода.
После смерти Вячеслава Тихонова его последние желания не были исполнены. Он не хотел, чтобы его отпевали, однако жена и дочь настояли на том, чтобы обряд прошел в храме Христа Спасителя. Также в завещании он просил похоронить себя в одной могиле с сыном Владимиром или хотя бы рядом с ней, на Кунцевском кладбище, однако родные актера пошли против его воли и «выбили» ему место на «престижном» Новодевичьем кладбище.