Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
1 30 Марта Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
2 11 Марта Ответить
Написал сообщение в тусовке кино
0 8 Февраля Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 6 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 3 Февраля Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

Крылатые качели Крылатова

Музыкальное путешествие в «Прекрасное далёко»
23 февраля 0
Крылатые качели Крылатова
автор

Трудно найти в нашей стране человека, не знакомого с песнями Евгения Крылатова. А уж не услышать его композиции в своём детстве и юношестве – практически невозможно. «Колыбельная медведицы», «Крылатые качели», «Прекрасное далёко», «Лесной олень» и многие другие звучат в эфире и сопровождают любимые нами мультфильмы и кинофильмы с самого раннего возраста. Более того – многие из этих фильмов мы чаще вспоминаем по песням, которые в них прозвучали, чем по названиям этих лент.

Есть в лучшей музыке что-то, уносящее в вечность. При прослушивании такой музыки может показаться, что звучит просто красивая мелодия (а порой и наикрасивейшая), но она почему-то не умиляет, не радует, скорее наоборот – приносит своеобразную душевную боль. Она просто начисто выжигает поле суетливой реальности, абсолютно просветляет память и погружает во что-то самое главное. Отчего до предела сжимается сердце, подступает комок к горлу и наворачиваются слёзы (причём совсем не от сентиментальных чувств). И начинаешь ощущать то самое важное, ради чего живёшь. И то, ради чего умрёшь. Это пробуждаемое такой особой музыкой самое глубокое чувство человека, вооружившись названием одной из наиболее знаменитых песен именинника, можно назвать светлой тоской по «прекрасному далёко».

Удачней всех такие моменты получались у великих русских классиков – Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, Шнитке…

Так вот, заслуга некоторых отечественных кинокомпозиторов (которых тоже, наверное, уже можно называть классиками) в том, что и они смогли отыскать те самые мистические ноты, заставляющие взлетать на сокровенные внеземные высоты и уноситься в бескрайнюю ясную даль. И один из таких изобретателей «крылатых качелей», дарящих нам путешествие в вечность, но обязательно возвращающих нас обратно – с небес на землю, со всеми её радостями и грустями, но всё такими же небесно светлыми - композитор Евгений Павлович Крылатов.

Будущий композитор родился в простой рабочей семье в Пермской области, но родители музыку любили - мама, например, прекрасно пела народные песни, а отец научился играть на скрипке, когда уже был взрослым человеком. Но главным для маленького Евгения было хорошее воспитание: «когда я вспоминаю свое детство, я всегда вспоминаю маму. Ее улыбку, голос, лицо, руки. Все хорошее во мне - от мамы. Она была простая женщина из деревни, жилось ей тяжело, но она всегда заботилась обо мне, мы с ней очень любили друг друга. Я не помню, чтобы мама когда-нибудь читала мне нравоучения, но она знала, наверное, тысячу пословиц, прибауток - теперь я бы сказал, "нравственного содержания" - и всегда умела вовремя и к месту вспомнить какую-нибудь из них».

Тяга к музыке у Евгения проявилась рано. Ребенком он любил слушать патефон, буквально не отходил от чёрной радиотарелки на стене. В 8 лет сам попросил родителей записать его в Дом пионеров в фортепианный кружок. Поскольку дома не было инструмента, он вырезал из самоучителя схему клавиатуры и мог часами «играть» на ней. Тогда же он начал сочинять свои первые музыкальные пьески. Только в 14 лет у Евгения Крылатова дома появился первый инструмент – рояль «прямострунка».

Закончив музыкальную школу, а затем и Пермское музыкальное училище, он был направлен на конкурс сочинений молодых композиторов в Москву. Там он получил рекомендации от тех педагогов Московской консерватории, которые его туда впоследствии и принимали. Так что в Консерваторию Крылатов поступил легко, причём на очень сильный курс. К примеру, вместе с ним учился сам Альфред Шнитке.

Среди дипломных работ Евгения Крылатова был балет «Цветик-семицветик», который в 1965 году был поставлен в Большом театре и шёл на его сцене в течение 5 лет. В то время он активно писал для театральных спектаклей («Недоросль» и «Горе от ума» в Малом театре, «Ревизор» в Рижском театре русской драмы, «Ромео и Джульетта» а ТЮЗе...), тогда же и его произведения начали звучать по его любимой «радиотарелке».

Крылатов создал много всего хорошего: симфоническую, камерную, эстрадную музыку, музыку для драматического театра, радио и телевидения. Но всё же по-настоящему прославил его кинематограф. Именно музыка Евгения Павловича в кино позволяет чувствовать себя летящим на «крылатых качелях».

Полёт на качелях


1

«Умка»

1969


Полёт на крылатых качелях Крылатова мы начинаем с одной из верхних точек их траектории – «Колыбельной медведицы» из мультфильма «Умка». Крылатов утверждает, что «детской музыки не бывает. Есть просто музыка». И он прав. С некоторым уточнением – бывает просто музыка, а бывает просто гениальная музыка. Так вот «Колыбельная медведицы» явно относится ко второй категории. И в ней как раз есть те самые абсолютно очищенные нотки, уносящие нас в другой мир. Который соответствует самому лучшему, идеальному, что есть в нашем мире.


2

«Дед мороз и лето»

1969


По законам своего движения качели после взлёта возвращают нас обратно вниз, ближе к земле. Боже, но какая и здесь бывает благодать, радость, веселие!

Детство это чистота, искренность, свет. Всё это выражает и музыка Евгения Крылатова. Именно поэтому ему так удавались композиции для мультфильмов и других детских фильмов.


3

«О любви»

1970


Мы вновь поднимается в метафизические сферы и некоторое время живём воспоминанием о самом светлом, самом сокровенно-чистом, что было в нашей жизни. Тема «Воспоминание», в постоянном чередовании самых разнообразных тональных обработок, копьём пронзает фильм явно недооценённого режиссёра Михаила Богина насквозь, становится его стержнем. Светлая тоска о любви, очень точно выраженная в этой музыке, самым лучшим образом говорит о состоянии героев поэтичнейшей и глубочайшей ленты. Которая, вопреки названию, вещает не только о любви, но и о бескорыстном служении, призвании, жертвенности, долге, одиночестве. Главная героиня - исключительно чистой души человек - как бы парит над нелицеприятной действительностью, оттеняя своим духовным светом жизненный негатив вокруг себя. И это чувство полёта даёт, прежде всего, музыка Крылатова. Вариации «Воспоминания» как бы окрыляют фильм, поднимают его на необычайные высоты.


4

«Достояние республики»

1971


Теперь очередной мах вниз. Что вовсе не так плохо, как может показаться. В нашем существовании есть много опьяняюще-романтического, безудержно-оптимистичного. Просто часто мы этого совсем не замечаем. Но есть люди, чувствующие романтику жизни и ценящие приключения больше других. Остаётся спросить – кто на новенького в подобных ощущениях?


5

«Ох, уж эта Настя!»

1971


Качели вновь несут нас вперёд и вверх, «где сосны рвутся в небо, где быль живёт и небыль»…

Мало кому в музыке удавалось так точно передать стремление человека к чему-то небесно чистому, как Евгению Крылатову. То, что поэты выражают в стихах:

«Он бежал, и сильные рога
Задевали тучи, облака.
И казалось, будто бы над ним
Становилось небо голубым».

Сам незаурядный художественный фильм с мультипликационными вставками о девочке, живущей фантазиями, говорит о зыбкости границ между этими самыми фантазиями и реальностью, сказкой и былью, мечтаниями и явью. То есть, как нельзя лучше служит иллюстрацией сути музыки Крылатова.

Как и «Колыбельную медведицы» (и по-прежнему гремящие на телеэкранах «Песенку про медведей» из «Каказской пленницы» и «Помоги мне» из «Бриллиантовой руки»), песню «Лесной олень» в фильме «Ох, уж эта Настя!» исполнила Аида Ведищева, которой, как и почти всем другим ярким звёздам 60-ых, олицетворявшим тогдашнюю кристальную и невероятно талантливую эстраду, в начале 70-ых перекрыли доступ на экраны и большую сцену (она, как и другая полузапрещённая в СССР звезда – Лариса Мондрус – в дальнейшем эмигрировала и получила признание за границей).


6

«Русалочка»

1976


«Кто сказал, что жизнь прекрасна, был кое в чём, конечно, прав. Она прекрасна, она прекрасна, эта жизнь!»… Не только сказками едиными жив человек. Но видеть сказочное в жизни, нести сказку в жизнь – вот чего хочется, посмотрев экранизацию «Русалки» Андерсена и послушав музыку Крылатова к этому фильму.


7

«Приключения Электроника»

1979


Один из самых популярных отечественных детских многосерийных телефильмов. С музыкой Евгения Павловича. Как всегда прекрасной…

«Бьют часы на старой башне» - одна из лучших композиций в сериале…

«Будет даль светла». Что тут ещё скажешь? С комком-то в горле.


8

«С любимыми не расставайтесь»

1979


В музыке Крылатова есть и темы, в которых чувствуются более чем драматичные, тяжёлые переживания. «Сонет» на музыку из кинофильма «С любимыми не расставайтесь» в исполнении и на слова Александра Градского более чем красноречиво об этом говорит. Но и в таких темах композитор оказывается на вершине.


9

«Акванавты»

1979


«Я всегда пишу музыку только на стихи, уже законченные, только на стихи высокого художественного качества. Почти все свои песни для детей я написал на стихи Юрия Энтина - он очень талантливый поэт. Что же касается "взрослого" репертуара - у меня есть песни на стихи Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Игоря Шаферана…». Песня «Пообещайте мне любовь» из научно-фантастического фильма «Акванавты» - на стихи Андрея Вознесенского.

Сколько теплоты и нежности, характерных для очень немногих композиторов, чувствуется в ней!


10

«Чародеи»

1982


Прямо распирает от беззаботной радости и разухабистой бодрости «Три белых коня», одну из самых известных песен Евгения Крылатова.
Музыка Крылатова часто поднимает на высокий уровень довольно посредственные фильмы. К «Чародеям» это относится, пожалуй, больше других. В фильме несколько высококлассных песен, и картину смотришь главным образом за тем, чтобы дождаться следующей композиции.

Вот «Снежинку», например, ждёшь с особым нетерпением - это одна из лучших новогодних песен в поп-музыке. Как и «Три белых коня», она изрядно фонтанирует положительными эмоциями, сверкая как настоящая снежинка в лучах солнца.


11

«Зима в Простоквашино»

1984


Никак нам не обойти вниманием «простоквашинскую» трилогию, которую уже смело можно назвать классикой отечественной мультипликации, и не послушать ещё одну весёлую зимнюю песенку из третьей части мультсериала.


12

«Гостья из будущего»

1985


В этой знаменитой песне - «Прекрасное далёко» - из детского пятисерийного научно-фантастического художественного фильма (а фильм часто обозначают названием этой песни) как бы заключена квинтэссенция всего творчества Евгения Крылатова. В его музыке почти всегда заложено стремление к «прекрасному далёко» и, одновременно, определённая душевная боль, которую причиняет осознание, вернее – ощущение того, что это Прекрасное Далёко может быть и «жестоко».

В песне чувствуется и искренняя молитва, и светлая радость, и тоска по идеальному. Добиться такого сплава настроений в одной композиции – это и есть самый большой талант художника.

«Слышу голос из прекрасного далёка,
Голос утренний в серебряной росе,
Слышу голос, и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь».


13

«Сверчок за очагом»

2001


Музыка Крылатова несёт добро и любовь. Множеством очень милых, тёплых, каминных песенок, написанных под влиянием народного английского стиля, наполнена музыкальная экранизация повести Диккенса «Сверчок за очагом». Самой яркой и запоминающейся среди них, без сомнения, нам чинно и благородно является «Подари мне этот мир».


14

«Дюймовочка»

2007


И всё же наиболее гармонично музыка Крылатова звучит в сказках. Ведь именно там больше всего чудесного, чистого и доброго.

Волшебно красива и по-крылатовски щемяще-трогательна мелодия из музыкального фильма «Дюймовочка».

Заключение. «Крылатые качели»


Не только творчество Евгения Павловича Крылатова подобно качелям, которые то уносят в самые светлые мечты, то погружают в многотональную реальность. Вообще, жизнь это качели, качели судьбы. Они то поднимают человека на высоту, то низвергают его в самый низ. Но только благодаря крылатым качелям человек попадает в мир самых сокровенных желаний. Желаний и стремлений, которые он может даже не сознавать разумом, но которые тайно и глубоко живут в любой человеческой душе. И лучшая музыка, в числе которой без сомнения музыка Крылатова, может помочь человеку это самое сокровенное ощутить. Обрести те самые крылатые качели в жизни.

«В юном месяце апреле
В старом парке тает снег,
И весёлые качели
Начинают свой разбег.
Позабыто всё на свете,
Сердце замерло в груди,
Только небо, только ветер,
Только радость впереди.

Взмывая выше ели,
Не ведая преград,
Крылатые качели
Летят, летят, летят.
Крылатые качели
Летят, летят, летят».

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями