Для быстрого поиска начните вводить запрос

Американская мечта – московский вариант

О новой книге «Браво»: авторизованная биография группы» – с комментариями автора.
20 апреля 2017 0
Американская мечта – московский вариант

Рассказываем про книгу о «Браво», выходящую в издательстве «Эксмо», про то, что в неё вошло и про то, что не попало в опубликованный текст. Не будем замыкаться на собственных мнениях, поговорим с автором – музыкальным критиком, обозревателем портала м24.ru Алексеем Певчевым – его комментарии включены в текст.

Жизнеописание популярного коллектива, который из беззвестности и от молодёжного творчества поднялся к суперзвёзному, и даже - межзвёздному (смайл) статусу, к вершинам хит-парадов, большим залам и гастролям. Причём ни следа «актуальных» информационных технологий на этом пути мы не найдём. Только музыка, драйв и лучшие артисты своего поколения. Американская мечта – московский вариант!


Хиппи и пинап

Группа «Браво» с солисткой Жанной Агузаровой

Группа «Браво» с солисткой Жанной Агузаровой

Жизнь «Браво» пришлась на время, в котором мы дождались перемен. Пришло время и книг на эту тему. Именно поколение музыкантов, ставших звёздами в 80-х годах прошлого столетия, выражало дух сопротивления, разрушивший старую систему. Этот нюанс в оценке «Браво» обычно недооценивается – в золотые годы группа была крутым андеграундом, винтилась органами и не могла выступать свободно. Это был особенный, скрытый андеграунд – системе противоречили не слова, а более действенные вещи – актуальная эстетика и дух творчества. Потенциал, волшество были очевидны – всегда, пёстрые и напористые ранние песни соединяли стильность и одухотворённость, экзистенцию и пляжность, актуальность и ретро-флёр. Такой комбинации качеств не достигала у нас ни одна другая рок-команда. Читая, вспоминая о ранних годах «Браво», мы имеем возможность впервые опубликовать эксклюзивный рисунок, связанный с историей группы.

Алексей Певчев: В книжке есть рисунок художника Саши Литвиненко, знаменитого хиппи, что называется «первого призыва», из поколения 70-х. Тусовка его знает как «Боксера». Мы с ним дружим. Он один из главных очевидцев, людей реально заставших первые сейшена, становление неформальной тусовки, все эти «свинчивания» и «обломы», много повидавший и, что важно – много помнящий. Для книжки он сделал два рисунка. Первый – прорисовка гитар. Хавтан очень хотел, что в книжке были изображения его первых гитар, На втором фото – его изображение финального аккорда знаменитого выступления «Браво» в ДК «Мосэнерготехпрома». Была задача сделать что-то, напоминающее картины, изображающие заседания в американских судах. Эта картинка в книжку не вошла, решили, что тому сейшену и так уделено очень много внимания.

Милиция прерывает концерт "Браво" - худ. Александр Литвиненко

Милиция прерывает концерт "Браво" - худ. Александр Литвиненко

Начинается же знакомство с томом с обложки от культового художника Валерия Барыкина. Она не совсем соответствует реалиям в жизни группы - в мире пинапа время течёт иначе, но точно передаёт дух творчества «Браво», фантазийный и позитивный мир, который бурлит в песнях команды.

Алексей Певчев: Споров вокруг обложки было много. Евгению Хавтану больше нравилась «бидструповская» картинка, которая украшает афиши его тура «Бравоспектива» и обложку недавнего одноименного сборника лучших песен. Пинап Валерия Барыкина победил в упорной борьбе.


Певицы и певцы

Евгений Хавтан и Жанна Агузарова. Фото из блога Dubikvit

Евгений Хавтан и Жанна Агузарова. Фото из блога Dubikvit

Книга старательно напоминает, что в «Браво» пели и девушки, и парни, ведёт читателя по лабиринту амбиций и талантов. Можно узнать о деталях знакомства будущих звёзд, но остаётся только гадать, что было бы, если бы лидер команды и гитарист Евгений Хавтан и вокалистка Жанна Агузарова не встретились. Точно одно – было бы хуже – очевидна синергия, возникшая при этой встрече. Агузарова – и сейчас центр притяжения, хотя судьба явно недодала патентованной марсианке и её таланту почестей и любви. Жанна не стала завсегдатаем рейтинговых телеэфиров, но стала мегазвездой для всех, слушающих музыку.

Алексей Певчев: Мне кажется, на каком-то этапе Евгений просто устал от женских капризов. Гениальная, но взбалмошная Жанна Агузарова, все-таки, необычайно сложное испытание для команды. Кроме того, до нее в русскоязычном роке, пожалуй, не было настолько ярких вокалисток. Ту же Олесю Троянскую - вокалистку «Смещения», знали гораздо меньше. Агузарова очень сильно задрала планку, и талантливые Салмина, Рузаева и Епифанова, не смогли подняться с ней на один уровень. Мужская команда, каким бы «своим парнем» не была бы в ней вокалистка, все-таки чувствует себя куда комфортнее на едином гендерном пространстве.

Валерий Сюткин, Жанна Агузарова и Евгений Хавтан

Валерий Сюткин, Жанна Агузарова и Евгений Хавтан

Для Хавтана, пожалуй, важен поющий человек, не так важно - певица или певец, вот теперь гитарист запел и сам. Книга не сомневается в стильности и высоком классе и сумевшего на время заменить Жанну блестящего Валерия Сюткина, и других певцов «Браво» - прослеживает историю талантливых солистов группы вплоть до Роберта Ленца и дальше - в наше время.

Алексей Певчев: Роберту поначалу было очень нелегко. Все-таки, мало того, что он «англоязычный» вокалист, ему еще приходилось конкурировать в фанатском сознании с такими мощными фигурами как Жанна Агузарова и Валерий Сюткин. Ленц – очень крепкий вокалист, приятный как в общении, так и в работе человек. Роберт - настоящий трудоголик, имеющий свой четкий взгляд на музыку. Достаточно вспомнить его проект MessAge, а котором он раскрывался по полной или недавний дуэт с Сашей Чугуновой. Ленц, несомненно, важнейший участник коллектива и, скажу честно, – мне его на последней пластинке «Браво» очень не хватает.


Школа позитива

Группа «Браво» с вокалистом Робертом Ленцем. Фото: лейбл Союз Мьюзик

Группа «Браво» с вокалистом Робертом Ленцем. Фото: лейбл Союз Мьюзик

При чтении постепенно зреет идея, что «Браво» совмещает несовместимое – уважение музыкантского сообщества, андеграундное прошлое и медийное настоящее. В песнях группы, как и в её жизнеописании, кажется, нет ни единого облачка сомнений и стилистического пятнышка. Команда всегда позитивно выглядела, бодро играла и шла только вперёд. Книга этой психологии и этой динамике в чём-то даже вторит, «играет» в том же стиле. Хочется учиться жизни по этой истории.

Издание, начиная с обложки, подтолкнуло к мыслям про ещё один, неочевидный, «краеведческий» аспект. Герои книги действуют в конкретное время и в определённом месте. Иногда очень хочется рассказать про Москву, ведь многие понимают её недостаточно чувственно. Спеть удаётся лучше – примеры знают все. Один из лучших примеров – тот, что сейчас перед нами. Кстати, стиляга, как явление, тоже нечто очень московское, хотя и было распространено, конечно, по всему миру, по всей стране. В этом слове (для меня) сочетаются и франтоватость, и простоватость – это что-то не питерское, не свердловское и не киевское.

Алексей Певчев: Я никогда не был неистовым фанатом «Браво», не тусовался с «бравистами» и стилягами, хотя был, пожалуй, на презентациях всех их новых программ и к группе относился с интересом и любовью. «Браво», при том, что они одними из первых получили официальный статус и массовое признание, все равно остаются для меня командой московской «новой волны», наряду с моим любимым «Центром» Василия Шумова, «Звуками Му» Петра Мамонова, «Мегаполисом» Олега Нестерова, «Ночным Проспектом» Алексея Борисова, «Николаем Коперником» Юрия Орлова, «Вежливым Отказом» Романа Суслова и другими. На мой взгляд, «Браво» как и все эти группы, – абсолютно московский коллектив, и все эти песни, точнее даже звучание - абсолютно «столичное», привязанное к Москве и ее обитателям, корневым и приезжим, четко интегрированное в ритм именно этого города.

Группа «Браво» с вокалистом Робертом Ленцем. Фото: лейбл Союз Мьюзик

Группа «Браво» с вокалистом Робертом Ленцем. Фото: лейбл Союз Мьюзик

Мы же идём дальше по тексту, узнаём мнения Ильи Лагутенко и Павла Кузина, читаем про соратников Хавтана - от блестящего гитариста Тимура Муртузаева и шведскоподанной Ивонны Андерс - одного из самых красивых мифов стиля вообще - в первые годы, до звёзды эстетского андеграунда Анжея Захарищева фон Брауша («Оберманекен») – на последних альбомах.

Задумываемся, зачем нам нужна музыка? Тусовщик без сомнений скажет – для танцев и движухи, человек, осознанно помнящий советские времена, добавит – чтобы задуматься о жизни, философ сформулирует – чтобы лучше понимать себя и время. Группа «Браво» попала во все эти мишени. Поэтому она и популярна, и любима на всех этажах общества, поэтому истории о солистах звучат так интересно, а хиты не устаревают.

Книга - курс истории поколения, жизни рок-н-ролла. «Браво» не только продвинула в умы советской молодёжи популярные бренды той эпохи типа The Blondie и Stray Cats, но и теперь предлагает в музыке редкое сочетание красоты и драйва, легендарной стильности и открытой души. Книга, расставляя анализ фантазий по полкам восприятия рядышком с изложением фактов, получает в итоге подробный анализ творчества «Браво», причём делает это в спокойной и ироничной манере, с заинтересованным отношением ко времени и к музыке.

От Soyuz.Ru: Группа «Браво» представит специальную концертную программу «Бравоспектива» в Москве (22 апреля, клуб Yotaspace) и Санкт-Петербурге (28 апреля, клуб А2). Концерты будут отмечены выходом нового сборника песен.

Афиша концертной программы «Бравоспектива»

Афиша концертной программы «Бравоспектива»

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями