28 апреля могло бы исполниться 69 лет Терри Пратчетту – одному из самых ярких и плодовитых писателей, подарившему любителям фэнтези воистину неохватный цикл романов о Плоском мире. Soyuz.Ru отдает дань памяти автору, книги которого можно не только читать, но и смотреть, а иногда даже слушать – желательно в определенном порядке, чтобы было интереснее.
Писательский дар проявился у Терри Пратчетта удивительно рано: первый свой рассказ он опубликовал в 15 лет в журнале Science Fantasy, а пару лет спустя бросил школу и устроился на работу в местную газету. Многие в итоге так и остаются рабами газетных полос, но только не Пратчетт. Делая интервью с одним из директоров небольшого издательства Colin Smythe Limited, он упомянул о том, что написал роман «Люди ковра». В нем, к слову, уже проглядывали некоторые черты Плоского мира: конфликт между традиционным и новым, сложившаяся цивилизация со своим истэблишментом, бюрократами и налогами, и опасность, перед лицом которой вынуждены объединиться прежние враги.
«Было очевидно, что перед нами автор, которого мы обязаны опубликовать», - вспоминал позднее директор издательства Колин Смайт.
Вслед за этим Терри Пратчетт написал еще несколько романов в жанре научной фантастики, однако идея, создавшая ему имя в литературном мире, пришла много позже.
По словам самого Пратчетта, Плоский мир возник как противоядие от плохого фэнтези. В конце 70-х случился настоящий бум жанра, но, как всегда и бывает, многие из этих книг были довольно неважно написаны, а мир, показанный в них, довольно вторичен. Ведь в фэнтези со времен как минимум Толкиена важен не только сюжет, но и сам придуманный мир.
История Ринсвинда: как все начиналось
Первый роман «Цвет волшебства», вышедший в свет в 1983 году, повествует о приключениях «первого туриста Плоского мира» по имени Двацветок и его незадачливого гида – волшебника-недоучки Ринсвинда. Пародийный характер первых книг подчеркивался нарочитым «заимствованием» у других писателей. Так, одним из эпизодических героев в «Цвете волшебства» и его продолжении «Безумная звезда» является некий Коэн-варвар – 90-летний старик, продолжающий совершать подвиги, несмотря на почтенный возраст. Возможно, именно в силу откровенной пародийности, понятные по большей части фэнтези-фану, первые романы Плоского мира не так привлекают читателя, как прочие. Но быть первым не всегда означает тут же получать «лавры» – дорога первопроходцев зачастую трудна и крайне неблагодарна. Однако помнить и уважать их стоит хотя бы потому что они – первые. Вероятно, это и побудило британских телевизионщиков снять в 2008 году фильм «Цвет волшебства», роли в котором исполнили в том числе Кристофер Ли, Тим Карри и Джереми Айронс, а российских издателей – выпустить аудиокнигу в исполнении знаменитого Александра Клюквина.
Цикл «Ведьмы»: не так страшны, как их малюют
Успех первых романов подвиг будущего сэра Терри на продолжение серии. Однако если средний писатель так и множил бы незадачливых волшебников, то Пратчетт решил взглянуть на проблему как бы с другой стороны, поставив в центр повествования ведьм. Как и в случае с «Цветом волшебства», первая книга так называемого «ведьминского цикла» под названием «Творцы заклинаний» стала введением в новый мир и знакомством с его обитателями. Именно здесь впервые появляется главная героиня цикла – матушка Ветровоск, и проявляется фирменный юмор, одним из «проводников» которого становится… смерть. Точнее, даже так: СМЕРТЬ, в русском переводе изъясняющийся (в Плоском мире это именно «он») БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. А начинается история с того, что волшебник по имени Драм Биллет, отходящий в мир иной, должен передать свой дар некоему восьмому сыну восьмого сына. Дар-то он передает, только вот этот сын оказывается… девочкой.
"Какой же я дурак, - произнес чей-то голос, но слова эти не мог услышать ни один смертный. - Я думал, магия сама знает что делать".
– ВОЗМОЖНО, ТАК ОНО И ЕСТЬ.
"О, если бы я мог что-нибудь изменить..."
– НАЗАД ХОДУ НЕТ. НАЗАД ХОДУ НЕТ, - прогудел глубокий, тяжелый голос, похожий на грохот закрывающихся дверей склепа.
Струйка небытия, которая некогда была Драмом Биллетом, задумалась.
"Но у нее будет куча проблем".
– НАСКОЛЬКО МНЕ ИЗВЕСТНО, В ЭТОМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СМЫСЛ ЖИЗНИ. ХОТЯ МНЕ ОТКУДА ЗНАТЬ?
Цикл «Смерть»: гуманизм в Плоском мире
В итоге неудивительно, что СМЕРТЬ настолько полюбился как публике, так и автору, что заслужил собственный подцикл, первый роман которого называется просто и незатейливо - «Мор, ученик СМЕРТИ». А следующий за ним – «Мрачный Жнец», ставший одним из лучших романов подцикла, повествует о том, как СМЕРТЬ, по решению высших сфер, был вынужден оставить пост и стать работником на ферме. Что из этого вышло, предугадать нетрудно.
«Он постучал в крышку гроба:
– Эй! – крикнул он. – А потише нельзя? Здесь люди умереть пытаются».
Будь это просто фантасмагория на тему того, как люди вдруг перестали умирать, а у каждого вида Плоского мира появился собственный Смерть, книга затерялась бы среди разного рода развлекательного чтива. Роман же Пратчетта неожиданно обретает гуманистически-философское звучание, характерное и для других книг этого подцикла (под Новый год поклонники обязательно перечитывают или пересматривают «Санта-Хрякуса», а поклонники рока еще души не чают в третьем по счету романе «Роковая музыка»).
«ГОСПОДИН, НАМ ИЗВЕСТНО, ЧТО МЫ ЕСМЬ ПОРЯДОК И МЫ ЕГО СОЗДАЕМ…МЫ ЕСМЬ НАДЕЖДА. МЫ ЕСМЬ МИЛОСЕРДИЕ. И МЫ ЕСМЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ. НЕТ НИЧЕГО. ЕСТЬ ТОЛЬКО МЫ. ВСЕ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ, ЭТО МЫ. НО МЫ ДОЛЖНЫ ЛЮБИТЬ. ИБО ЕСЛИ МЫ НЕ ЛЮБИМ, ЗНАЧИТ, НЕ СУЩЕСТВУЕМ. А ЕСЛИ МЫ НЕ СУЩЕСТВУЕМ, ЗНАЧИТ, НЕТ НИЧЕГО, КРОМЕ СЛЕПОГО ЗАБВЕНИЯ. ГОСПОДИН, НА ЧТО ОСТАЕТСЯ НАДЕЯТЬСЯ УРОЖАЮ, КАК НЕ НА ЛЮБОВЬ ЖНЕЦА?»
Цикл «Городская стража»: служи, но не усердствуй
...И все же своего рода центром Плоского мира, как ни крути, является город Анк-Морпорк, порядок в коем наводит Стража, принципы которой на взгляд человека постороннего довольно своеобразны.
«Если совершено преступление, должно последовать наказание. Если процесс наказания осуществляется именно над тем преступником, который и совершил данное преступление, это можно считать счастливой случайностью; если нет, сойдет любой преступник. Так как каждый человек обязательно в чем-нибудь да виноват, правосудие в итоге все равно торжествует».
Главным же в Анк-Морпоркской страже является капитан Сэмюэль Ваймс, которому по долгу службы (а часто и без него) приходится влипать в неприятности (в частности, расследовать убийство, совершенное из некоей палки, которая делает «Бах!») и иметь дело с большой политикой. А большая политика – дело не то чтобы очень чистое, в особенности когда имеешь дело с главой города, патрицием Хэвлоком Витинари. Названный персонаж – своего рода кардинал Ришелье Плоского мира, мыслящий на несколько шагов вперед, умудряющийся обратить любые промахи на пользу себе и городу... а еще он когда-то состоял в Гильдии убийц. Именно о превратностях жизни в большом городе (а еще о долге, чести, жизни, Вселенной и всем остальном) повествуют восемь книг цикла о Городской Страже. Первая из них, «Стража! Стража!», была экранизирована на BBC, а вторая, «К оружию! К оружию!», стала основой для российской аудиокниги.
«Если преступность неизбежна, то пусть она хотя бы будет организованной».
«Нет ничего более бесполезного в мире, чем жених перед свадьбой».
«Если у вас достаточно денег, вы просто не можете совершить преступление. То, что вы творите, - всего-навсего маленькие невинные шалости».
И так далее, и так далее, и так далее – добрых пятьсот страниц печатного текста или двенадцать часов звука в наушниках, если вы едете куда-то и нужно скоротать время. Ручаемся – лучшего времяпрепровождения попросту не придумать.